Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
-как основной финансовые план государства;
-как юридический законоположения, которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.
Бюджет как совокупность
экономических отношений имеет
объективней характер. Существование
самостоятельной бюджетной
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимо-погашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.
При переходе к рыночной
экономике государственный
Бюджет современного государства
- сложный, многоплановый инструмент,
отражающий компромисс в соотношениях
социально-экономических
С помощью бюджета государство
осуществляет сочетание централизованных
и местных интересов региона
через распределение налогов, бюджетных
дотаций, трансфертов и как
Экономическая сущность государственного
бюджета характеризуется
- перераспределение национального дохода;
-финансовое обеспечение социальной политики;
-регулирование и
-контроль формирования
и использования
В этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.
Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.
Межотраслевое перераспределение
базируется, с одной стороны, на налогах
и платежах, вносимых в бюджет юридическими
и физическими лицами, а с другой
- на финансировании за счет бюджетных
средств различных
Перераспределение денежных
средств между производственной
и непроизводственной сферами осуществляется
посредством изъятия части
Широкое использование
Границы действия распределительной
функции определяются тем, что в
отношения с бюджетом вступают, все
участники общественного
К особенностям распределительной
функции бюджета относятся
Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов,
которое отражается в соответствующих
показателях бюджетных
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм, являясь
реальным воплощением бюджетной
политики, отражает конкретную нацеленность
бюджетных отношений на решение
экономических и социальных задач.
При этом необходимо правильное понимание
соотношения между объективной
и субъективной сторонами функционирования
бюджета, поскольку объективный
характер бюджета, присущие ему функции
позволяют определить, его место
в системе отношений и
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:
а)предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б)перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в)государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);
г)осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
Государственный бюджет; как
и другие экономические категории,
активно используется государством
для практического решения
Наличие в экономике товарно-денежных
отношений приводит к тому, что
экономические пропорции
В результате относительной
самостоятельности денежной формы
распределения внутреннего
Государственный бюджет как
инструмент регулирования используется
в совершенствовании отраслевых
и территориальных пропорций
экономики, в регулировании темпов
развития непроизводственной сферы, в
перераспределении финансовых ресурсов
в общих интересах. Он позволяет
стимулировать лучшее использование
материальных, трудовых и денежных
ресурсов, осуществлять систематический
контроль соблюдения режима экономии
во всех звеньях экономики и решать
другие социально-экономические
Характеризуя государственный
бюджет как инструмент управления экономикой,
необходимо подчеркнуть, что роль этого
инструмента объективно предопределена,
во-первых, всеобщим регулированием экономических
связей, обуславливающим форму
По мере развития экономики возрастает также значение бюджетного контроля как инструмента управления экономикой. Чем крупнее масштабы общественного производства, чем выше темпы экономического роста, многообразнее и сложнее хозяйственные связи, тем «весомее» каждый показатель, а поэтому очень важно следить за ходом распределительного процесса, полнее контролировать своевременность формирования и целесообразность использования денежных средств.