Автор: Марина Осотина, 16 Ноября 2010 в 16:22, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства 6
1.2. Функции бюджета государства 8
1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике 11
2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2006 ПО 2010 ГОД 15
2.1. Общие параметры федерального бюджета 2010 15
2.2. Межбюджетные трансферты 19
2.3. Национальная экономика 19
2.4. Общегосударственные расходы 20
3. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2010-2012 ГОДОВ 22
3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса 22
3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости 24
3.3. Повышение эффективности расходов бюджета 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Федеральное агенство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Финансов, бюджета
и страхования
Курсовая работа
Дисциплина «Финансы»
Тема № 16
«Роль бюджета
государства в Российской Федерации»
Выполнил студент Осотина М.Н.
Группа № 221442
Студенческий билет № 09 ффд 60265
Проверил
профессор Горский И.В.
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ
БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическая
сущность бюджета государства
1.2. Функции бюджета
государства
1.3. Роль бюджета
государства в национальной
2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2006 ПО 2010
ГОД
2.1. Общие параметры
федерального бюджета 2010
2.2. Межбюджетные
трансферты
2.3. Национальная
экономика
2.4. Общегосударственные
расходы
3. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2010-2012 ГОДОВ 22
3.1. Использование
бюджета в качестве одного
из важнейших инструментов
3.2. Обеспечение
средне- и долгосрочной
3.3. Повышение эффективности расходов бюджета 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
В настоящее время, в странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым устанавливается жесткий контроль, и правительства лишены возможности растрачивать бюджетные средства.
Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.
С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных, с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы имеют одинаковые возможности для регулирования экономики. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. Но для того, чтобы адекватно использовать данный инструмент, необходимо хорошо представлять себе его механизм. Этим обусловлена актуальность заявленной темы работы.
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
Объектом исследования курсовой работы является бюджет Российской Федерации за последние годы.
Предмет работы – роль бюджета государства в Российской Федерации.
Основные методы исследования: аналитический, метод системного анализа, метод экономического анализа, статистический метод.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах 2006-2010 гг. (на федеральном уровне), статистические сводки с сайта Министерства финансов Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1]
В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [1]
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
- единства бюджетной системы;
-
разграничения доходов и
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств. [7]
Законодательное
закрепление принципов
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.
Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Как
экономическая категория
В
соответствии с Бюджетным кодексом
РФ составной частью бюджетной системы
является также бюджетная классификация
РФ – это группировка доходов
и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ, а также
источников финансирования дефицитов
этих бюджетов, используемой для составления
и исполнения бюджетов и обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.
- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации