Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:54, дипломная работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.
Введение
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения о конкурсном производстве
2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
Заключение
Библиография 70
Австрия стала одной из первых стран, реализовавших в своем законодательстве положения Директивы ЕС о сольвабильности3 (параграф 22 ЗоБД). Согласно пункту 1 параграфа 22(1) ЗоБД, в каждом банке должен быть сформирован резервный фонд покрытия убытков, возникающих в результате неплатежей по выданным кредитам. Величина резервного фонда определяется на основании формулы коэффициента сольвабильности, которая выглядит следующим образом:
КС = ЛСС*100/(РА+ЗБС),
где
КС -- коэффициент сольвабильности,
ЛСС -- ликвидные собственные средства,
РА -- рисковые активы,
ЗБС -- забалансовые сделки.
К рисковым активам относятся:
Помимо указанного фонда, параграф 22b(1) ЗоБД предусматривает формирование дополнительного фонда для требований, обеспеченных ценными бумагами, занесенными в Банковский Торговый Регистр Ценных Бумаг. Порядок определения размера этого фонда в ряде случаев является настолько сложным, что для осуществления этой функции приходится привлекать «внешних специалистов».
Основное достоинство положений о сольвабильности заключается в том, что они гарантируют минимальный возврат средств кредиторам и вкладчикам банка, оставляя соответствующие средства в распоряжении менеджмента и владельцев кредитной организации.
Согласно указу Министерства Финансов Австрии от 06.02.1996 г. кредитная организация для каждой сферы своей деятельности обязана создать отвечающую последним требованиям банковской науки «организованную, прозрачную и контролируемую систему риск-менеджмента». Организация соответствующей системы относится к числу тех обязанностей менеджера, за надлежащее исполнение которых он несет ответственность согласно параграфу 39 ЗоБД.
Более подробно обязанности банковского менеджера в области организации системы управления рисками определены в директиве МФ от 09.12.1998 г. В соответствии с ней, «солидная система риск-менеджмента» предполагает наличие:
В каждой кредитной организации со штатом сотрудников, превышающем 35 человек и/или сумма активов которой превышает 110 миллионов евро, должно быть создано специализированное структурное подразделение, отвечающее за осуществление функций внутреннего контроля.
В области контроля за рисками платежа документ рекомендует использовать следующие вспомогательные средства:
Кроме того, директива предусматривает обязанность банковского менеджера истребовать от клиента всю информацию, необходимую для осуществления достоверной оценки его платежеспособности.
Требования к системе управления рисками в австрийских банках могут еще более ужесточиться после вступления в силу соглашения «Базель II», согласно которому кредитные организации в значительной степени лишатся возможности выдавать кредиты без оценки платежеспособности, а также кредиты компаниям с низкими показателями уровня платежеспособности. Впрочем, относительно отдельных параметров этого соглашения до сих пор ведется достаточно принципиальные дискуссии. В частности, противники соглашения указывают на то обстоятельство, что «Базель II» в сегодняшнем виде дискриминирует компании, которые в силу специфики своего бизнеса имеют негативные значения некоторых ключевых показателей, а также новосозданные компании. Поэтому будущее соглашение на данный момент не прояснилось. Разумеется, подобная система контроля, принуждения и страховки не исключает серьезных ошибок в области банковского риск-менеджмента. Характерным примером тому может послужить конкретный случай из актуальной австрийской банковской практики, когда один из австрийских земельных банков, Банк Бургенланда, выделил кредиты в общей сложности на сумму более 150 млн. USD предпринимателю, действовавшему в строительном бизнесе, который, в конце концов, скрылся с полученными деньгами. До сих пор непонятно, каким образом руководство банка пошло на выдачу кредитов в столь крупных размерах предпринимателю с достаточно сомнительной репутацией, предъявившего в качестве доказательства наличия у него серьезной недвижимости лишь ряд фиктивных документов, а также фотографии последней. На наш взгляд, не совсем понятно, почему не был проведен элементарный анализ платежеспособности заемщика, и почему не последовало предупреждения со стороны Национального Банка, имевшего информацию о неблагонадежности заемщика. Степень ответственности банковского менеджмента в данной ситуации в ближайшее время будет выяснять суд. Описанный пример показывает, что, несмотря на все достижения в области государственного контроля за соответствием риск-менеджмента в банках минимально допустимым стандартам надежности, существует значительный потенциал для его увеличения в дальнейшем.
Тем не менее, на наш взгляд, высокий уровень антикризисного управления в банках Австрии во многом объясняется жесткими законодательными требованиями к банковскому менеджменту в этой стране и высоким уровнем контроля за их исполнением со стороны Министерства Финансов и Национального Банка.
Вопросы банкротства кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:
Согласно закону «О Центральном Банке РФ» целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулировочной функции ЦБ РФ посвящена глава X Закона. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.
Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ отслеживает на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Закона перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности, относятся:
и требование об:
Центральное значение в системе правового регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы связанные с мерами по предупреждению банкротства.
Закон дает определение банкротству кредитной организации как признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:
Указанные меры осуществляются в случаях когда кредитная организация:
В рамках финансового оздоровления может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами. Она может выражаться:
Финансовое оздоровление также может быть выражено в изменении структуры активов и структуры пассивов кредитной организации, которая может предусматривать:
а также:
Также в рамках финансового оздоровления применяется приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а также изменение организационной структуры кредитной организации, означающие, например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации, сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной организации