Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа
Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.
Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.
Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет.
Но при этом
предпринимательская
В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства), который воплотил в себя положения науки конкурсного права. Данные достижения науки конкурсного права наиболее полно реализованы в Законе о банкротстве 2002г.1
Конкурсное право как наука представляет собой учение о несостоятельности (банкротстве) должника.
Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Конкурсный процесс есть система норм, устанавливающих процессуальную деятельность суда, права и обязанности должника, его кредиторов и третьих лиц; основания для признания должника банкротом; регулирующих порядок и условия применения мер по предупреждению банкротства и проведению процедур банкротства, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме2
Понятия «учение
о несостоятельности» и «конкурсное
право» в российском дореволюционном
праве рассматривались как
В гражданском праве, этот термин используется в трех значениях: во-первых, конкурс - способ заключения договора на торгах; во-вторых, конкурс - односторонняя сделка; в-третьих, конкурс - способ удовлетворения требований кредиторов. В науке нередко высказывается мнение о том, что понятие «конкурс» следует употребляться только в третьем значении, т.е. как способ удовлетворения требований кредиторов. Своеобразие института конкурсного права заключается как раз в объединении в нем норм материального и процессуального права3. Элементы публичного и частного в конкурсном праве сильно переплетены.
Представляется наиболее правильным определение конкурсного права, как комплексный правовой институт, сочетающий нормы нескольких частных и публичных отраслей права.
Данная работа посвящена рассмотрению упрощенных процедур банкротства, которые входят в институт банкротства как неотъемлемая его часть.
Необходимо помнить,
что институт банкротства направлен
на нормализацию экономического оборота,
поэтому тема исследования упрощенных
процедур банкротства представляется
достаточно актуальной.
1. История становления института банкротства в российском законодательстве.
Признаки
несостоятельности (банкротства) могут
иметь как субъекты, у которых
имеется перспектива
Названные процедуры
применяются в отношении
Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом институт несостоятельности в России, в настоящее время переживает процесс своего воссоздания. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII Таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия, и внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его имущество, отношение к проблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня4.
В дореволюционной
России была создана целая система
норм о банкротстве, которые образовывали
конкурсное право. Гражданско-правовое
регулирование банкротства
«Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф.Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов»5
Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.
Результаты исследования
правового регулирования
На протяжении
уже не одного столетия законодательство
о несостоятельности и
С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.6
В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника.
Первый
законодательный акт о
Статья 2 данного закона определяла типы применяемых к должнику процедур:
· реорганизационные;
· ликвидационные;
· мировое соглашение.
Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.
К ликвидационным процедурам относятся:
· принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;
· добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Ликвидация предприятия-
Как видно из содержания приведенной нормы, первый закон о банкротстве не предусматривал упрощенных процедур банкротства.
Первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» представлял собой непродуманную попытку объединить элементы несостоятельности, действующие в разных странах, только эклектическим образом. Российский закон не устанавливал достаточного регулирования механизма реализации процедуры банкротства. В то же время понятие и признаки банкротства, закрепленные в законе, не отвечали современным представлениям о рыночной экономике, так как основывались на принципе неплатежеспособности, от которого давно отказались зарубежные законодательства.
Отмеченные обстоятельства послужили основанием для реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).
С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Во исполнение вновь принятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
В данном законе
уже имелась глава X, регламентирующая
порядок осуществления
· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника
· § 2. Банкротство отсутствующего должника
Федеральный Закон о банкротстве (несостоятельности) предприятий 1998 года уже более отвечал потребностям общества, он неоднократно изменялся и дополнялся вплоть до 2002 года.
И, наконец, 27 сентября 2002 года Государственной Думой был принят, новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в «Российской газете» за № 127-ФЗ. В данном Федеральном Законе более детально проработаны вопросы, которые возникают при банкротстве предприятий, уделено внимание более детальной регламентации процесса банкротства с целью избежать злоупотреблений в этой сфере, которые возникали за счёт пробелов в прежнем законодательстве.
Данный закон также включает главу XI, регламентирующую порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включает, как и предыдущий закон о банкротстве два параграфа:
· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника
· § 2. Банкротство отсутствующего должника
Содержание, статей,
регламентирующих порядок упрощенных
процедур банкротства, не претерпело изменений,
т.к. основной причиной принятия действующего
закона о банкротстве было предотвращение
возможности осуществления рейдерских
процедур. Предприятия же, банкротство
которых осуществляется по упрощенным
процедурам, интереса для рейдеров не
представляют. При этом при принятии действующего
закона о банкротстве отсутствовали какие-либо
объективные причины изменения норм, регламентирующих
порядок упрощенных процедур банкротства.
2.Понятие упрощённых процедур банкротства
Рассмотрение понятия упрощенных процедур банкротства возможно только в контексте рассмотрения понятия банкротства.
Существующие
государственные системы
· увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
· спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);
· справедливое распределение средств между сторонами;