Институт банкротства в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.

Работа содержит 1 файл

Курсовая банкротство.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

                                 Введение

Российское государство  в результате реформ на сегодняшний  день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.

Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме  была принята Конституция России, в которой было закреплено положение  о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.

Выступление любого предпринимателя в гражданском  обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет.

Но при этом предпринимательская деятельность носит рисковый характер. Данная характеристика вытекает из содержания п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В этой связи  законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства), который воплотил в себя положения науки конкурсного права. Данные достижения науки конкурсного права наиболее полно реализованы в Законе о банкротстве 2002г.1

Конкурсное право  как наука представляет собой  учение о несостоятельности (банкротстве) должника.

Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Конкурсный процесс  есть система норм, устанавливающих процессуальную деятельность суда, права и обязанности должника, его кредиторов и третьих лиц; основания для признания должника банкротом; регулирующих порядок и условия применения мер по предупреждению банкротства и проведению процедур банкротства, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме2

Понятия «учение  о несостоятельности» и «конкурсное  право» в российском дореволюционном  праве рассматривались как синонимы.Прежде чем раскрыть понятия «конкурсного права» необходимо прежде раскрыть, что же представляет собой конкурс?

В гражданском  праве, этот термин используется в трех значениях: во-первых, конкурс - способ заключения договора на торгах; во-вторых, конкурс - односторонняя сделка; в-третьих, конкурс - способ удовлетворения требований кредиторов. В науке нередко высказывается мнение о том, что понятие «конкурс» следует употребляться только в третьем значении, т.е. как способ удовлетворения требований кредиторов. Своеобразие института конкурсного права заключается как раз в объединении в нем норм материального и процессуального права3.  Элементы публичного и частного в конкурсном праве сильно переплетены.

Представляется  наиболее правильным определение конкурсного  права, как комплексный правовой институт, сочетающий нормы нескольких частных и публичных отраслей права.

Данная работа посвящена рассмотрению упрощенных процедур банкротства, которые входят в институт банкротства как неотъемлемая его часть.

Необходимо помнить, что институт банкротства направлен на нормализацию экономического оборота, поэтому тема исследования упрощенных процедур банкротства представляется достаточно актуальной. 
 
 
 
 

      1. История становления института банкротства в российском   законодательстве.

 

     Признаки  несостоятельности (банкротства) могут  иметь как субъекты, у которых  имеется перспектива восстановления платежеспособности, так и субъекты, которые практически прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также те, местонахождение которых неизвестно. В этом случае в целях более быстрого исключения таких субъектов из имущественного оборота применяются упрощенные процедуры банкротства.

Названные процедуры  применяются в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника. Институт упрощенных процедур банкротства является неотъемлемой частью системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой путь развития.

     Законодательство  о несостоятельности (банкротстве), как и в целом институт несостоятельности в России, в настоящее время переживает процесс своего воссоздания. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII Таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия, и внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его имущество, отношение к проблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня4.

В дореволюционной  России была создана целая система  норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось  делом достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832г.

«Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф.Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов»5

Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.

Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют  о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности, как одного из институтов рыночной экономики.

На протяжении уже не одного столетия законодательство о несостоятельности и соответствующая  правовая система занимают центральное место в деловой жизни каждой страны. От их качества зависит решение о выдаче и получении кредитов, решение о принятии коммерческих рисков, решение о погашении долгов и других обязательств, решение о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, решение о достижении компромисса по требованиям. Способность предприятия правильно определить, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, является самым эффективным путем предотвращения споров и направлением сторон действовать так, как решил бы в данной ситуации суд.

С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское  право в советский период своего развития утратило все дореволюционные  традиции правового регулирования  несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.6

В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника.

     Первый  законодательный акт о банкротстве  Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Статья 2 данного  закона определяла типы применяемых  к должнику процедур:

· реорганизационные;

· ликвидационные;

· мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

К ликвидационным процедурам относятся:

· принудительная ликвидация предприятия-должника по решению  арбитражного суда;

· добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного  производства.

Как видно из содержания приведенной нормы, первый закон о банкротстве не предусматривал упрощенных процедур банкротства.

Первые попытки  практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» представлял собой непродуманную попытку объединить элементы несостоятельности, действующие в разных странах, только эклектическим образом. Российский закон не устанавливал достаточного регулирования механизма реализации процедуры банкротства. В то же время понятие и признаки банкротства, закрепленные в законе, не отвечали современным представлениям о рыночной экономике, так как основывались на принципе неплатежеспособности, от которого давно отказались зарубежные законодательства.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для реформирования российского законодательства о  несостоятельности (банкротстве).

С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный  закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Во исполнение вновь принятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

В данном законе уже имелась глава X, регламентирующая порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включала два параграфа:

· § 1. Особенности  банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство  отсутствующего должника

Федеральный Закон  о банкротстве (несостоятельности) предприятий 1998 года уже более отвечал  потребностям общества, он неоднократно изменялся и дополнялся вплоть до 2002 года.

И, наконец, 27 сентября 2002 года Государственной Думой был принят, новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в «Российской газете» за № 127-ФЗ. В данном Федеральном Законе более детально проработаны вопросы, которые возникают при банкротстве предприятий, уделено внимание более детальной регламентации процесса банкротства с целью избежать злоупотреблений в этой сфере, которые возникали за счёт пробелов в прежнем законодательстве.

Данный закон также включает главу XI, регламентирующую порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включает, как и предыдущий закон о банкротстве два параграфа:

· § 1. Особенности  банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство  отсутствующего должника

Содержание, статей, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства, не претерпело изменений, т.к. основной причиной принятия действующего закона о банкротстве было предотвращение возможности осуществления рейдерских процедур. Предприятия же, банкротство которых осуществляется по упрощенным процедурам, интереса для рейдеров не представляют. При этом при принятии действующего закона о банкротстве отсутствовали какие-либо объективные причины изменения норм, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства. 
 

            2.Понятие упрощённых процедур банкротства

Рассмотрение  понятия упрощенных процедур банкротства  возможно только в контексте рассмотрения понятия банкротства.

Существующие  государственные системы правового  регулирования несостоятельности  отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставит перед собой законодатель. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

· увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

· спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

· справедливое распределение средств между  сторонами;

Информация о работе Институт банкротства в российском праве