Банкротство кредитных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

Содержание

Введение

Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации

1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов

1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации

1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ

Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения

2.1. Общие положения о конкурсном производстве

2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации

2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации

Заключение

Библиография 70

Работа содержит 1 файл

Дипломная .doc

— 706.16 Кб (Скачать)

      Австрия располагает передовой, логично структурированной законодательной базой в области регулирования управленческих процессов в банках; обстоятельство, в значительной степени являющееся причиной более чем положительной статистики банкротств в этой стране.

      Существенной особенностью банковского антикризисного менеджмента в Австрии является наличие четких законодательных норм, предписывающих минимальный комплекс мер, которые менеджер обязан осуществить в целях предотвращения кризисной ситуации. Требования, предъявляемые органами государственного надзора к банковскому менеджменту, в значительной степени определяют вышеупомянутый минимальный комплекс мер. Требования, предъявляемые органами государственного надзора (Министерство Финансов, Комитет Финансового Надзора) к кредитным организациям закреплены в законодательных актах (Закон о Банковской Деятельности), а также в подзаконных актах (инструкциях, указах, директивах; в первую очередь директивы №2000/28, 91/308 и 86/635). Анализ позволяет разделить данные нормативные акты на три группы:

  • Нормативы, фиксирующие требования к индивидуальным качествам и профессиональным навыкам менеджера (негативный и позитивный каталоги параграфа 5 Закона о банковской деятельности), а также нормативы, фиксирующие требования, предъявляемые к общему порядку осуществления управленческой деятельности в кредитных организациях, в частности, параграф 39 Закона о банковской деятельности определяет минимально необходимый уровень добросовестности менеджера кредитной организации, - Sorgfaltspflicht des Geschaftsleiters.
  • Нормативы, фиксирующие требования к резервной политике банка, к которым, в особенности, относится параграф 22 Закона о банковской деятельности, и порядок взаимодействия между менеджментом и органами государственного надзора, в особенности в рамках учета и регистрации крупных капиталовложений (GVA), такие как параграфы 27 и 74 Закона о банковской деятельности.
  • Нормативы, фиксирующие минимальные требования, предъявляемые к внутрибанковской системе организации учета и оценки рисков (инструкция КФН от 9 декабря 1998 года).

      При несоблюдении указанных требований менеджер может привлечен к ответственности через суд. Кроме того, регистрация повторных грубых нарушений предписанных нормативов может являться основанием для отказа утверждения менеджера Комитетом Финансового Надзора в случае его перехода на руководящую позицию в другую кредитную организацию.

      Согласно параграфу 4 ЗОБД, государственный контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Комитетом Финансового Надзора (Finanzmarktaufsicht -- FMA). КФН был образован в апреле 2002 года в результате слияния отделов Министерства Финансов, осуществляющих соответственно функции банковского и страхового надзора, а также Комитета по надзору за Рынком Ценных Бумаг. КФН является независимым органом. В рамках КФН существует департамент, отвечающий непосредственно за банковский надзор. Национальный Банк Австрии осуществляет валютный контроль на территории республики, и осуществлять надзор за деятельностью банков может исключительно в этом качестве. НБ может также оказывать кредитным организациям консультационные услуги.

      Осуществленный анализ нормативных актов позволил выделить четыре уровня контроля КФН за деятельностью кредитных организаций. Результаты анализа отражены в таблице

Уровень контроля Полномочия Законодательная база
Предварительный контроль КФН отвечает за выдачу полных и ограниченных лицензий на осуществление банковской деятельности. Выдаче лицензии предшествует не менее чем двухмесячная проверка соответствия банка требованиям австрийского законодательства, в свою очередь, отражающих требования директив ЕС. Параграф 5 ЗоБД
Текущий контроль КФН требует от кредитных организаций регулярного предоставления документов финансовой отчетности, документации по особо крупным кредитным сделкам, об изменении устава и т.д.

Особо пристальное внимание уделяется кадровым вопросам. Помимо информации о членах правления, банк должен сообщать КФН информацию о сотрудниках, отвечающих за внутренний контролинг; о критериях, применяемых при назначении сотрудников, отвечающих за торговлю ценными бумагами, а также об их изменении.

КФН проводит самостоятельный анализ полученных материалов.

КФН имеет право проводить внеочередные проверки банковской документации на месте. К каждому крупному банку КФН прикрепляется «государственный комиссар» (Staatskommissar), которого правление банка должно приглашать на все заседания совета директоров. Государственный комиссар обладает правом вето, возможности правления преодолеть вето достаточно ограничены. КФН и после выдачи лицензии следит за выполнением условий параграфа 5 ЗоБД.

Директива №2000/28, параграфы 11 и 73 ЗоБД
Антикризисное управление Если анализ предоставленной отчетности позволяет органу надзора сделать вывод о долгосрочном ухудшении финансового состояния банка, Комитет имеет права потребовать от руководства банка принятия мер, которые ему представляются необходимыми для восстановления финансовой устойчивости кредитной организации. В случае если менеджмент банка отказывается принять требуемые меры, КФН может либо отозвать лицензию у банка, либо отозвать у одного или нескольких членов правления права занимать соответствующие посты, либо направить в банк «Правительственного комиссара» (Regierungskommissar)

Отзыв у менеджеров банка права заниматься управленческой деятельностью в кредитной организации не означает их ухода со своих постов, поскольку снять их может лишь совет акционеров либо учредительное собрание, но осуществление ими любой деятельности на своем посту будет, с момента отзыва, либо административно либо уголовно наказуемо. Назначение правительственного комиссара также не означает смещения действующего менеджмента; комиссар лишь участвует в текущем процессе управления банком наряду с менеджментом. Правительственный комиссар назначается, как правило, на незначительный срок времени - не более чем на два месяца.

Параграфы 78-80 ЗоБД
Инициация процесса банкротства кредитной организации и участие в нем КФН -- единственная инстанция, имеющая право обращаться в суд с требованием начала процесса банкротства банка. Менеджмент кредитной организации этим правом не обладает. Следует отметить, что в отличие от обыкновенных коммерческих организаций, в рамках процесса банкротства кредитных организаций законом не допускается подача заявок на замену процедуры банкротства процедурой зачета (Ausgleich) или на досрочное прекращение процедуры банкротства в результате принудительного зачета (Zwangsausgleich). Это означает, что КО не могут выйти из процедуры банкротства, достигнув мирового соглашения с кредиторами, предусматривающие лишь частичное погашение задолженности. После начала процедуры банкротства сохраняются лишь три варианта развития событий: ликвидация кредитной организации, полное восстановление ее платежеспособности в течение срока временного управления и ее покупка другой кредитной организацией, приобретающей все обязательства. Последний вариант -- наиболее часто встречающийся в практике, второй -- чисто теоретический, поскольку прецедентов до сих пор не было. КФН является стороной в процессе банкротства кредитной организации на всем его протяжении. Параграф 82 ЗоБД
 

      Ужесточенный порядок процедуры банкротства является отражением долгосрочной политики австрийского Минфина, направленной на ограничение игроков на рынке банковских услуг и ликвидацию неэффективных кредитных организаций. Данная политика имеет своим непосредственным следствием фактическую невозможность осуществления антикризисного управления в кредитной организации, находящейся в состоянии банкротства. Таким образом, исходя из австрийского законодательства, реальные опции для осуществления антикризисного управления в кредитной организации существуют лишь во временном промежутке между выявлением менеджментом обстоятельств, указывающих на существенное увеличение риска банкротства и моментом возбуждения в отношении кредитной организации процедуры банкротства. После начала процедуры банкротства, возможности по выводу кредитной организации из кризиса фактически сводятся австрийским законодательством  к нулю. Это обстоятельство следует особо учитывать при анализе практики антикризисного управления в австрийских кредитных организациях.

      Менеджеры кредитной организации должны отвечать требованиям, предъявляемым в параграфе 5 Закона о банковской деятельности. Инструкция КФН от 15.04.1999 г. рекомендует перед назначение согласовывать кандидатуры членов правления банка с Комитетом Финансового Надзора. В случае если КФН устанавливает Факты, свидетельствующие о несоответствии одного из банковских менеджеров требованиям §5 ЗоБД, комитет обязан потребовать от банка его замены. При неисполнении КФН имеет право отозвать у банка лицензию. Каталог требований, предъявляемых к членам правления банков, содержащийся в параграфе 5 ЗоБД, включает в себя 9 пунктов *пункты 5 --12 и 13 параграфа 5 ЗоБД, а также пункты 1 -- 6 параграфа 13 Положения о Коммерческой Деятельности). Особое значение имеет пункт 8 параграфа 5 ЗоБД, фиксирующий требования к деловым качествам банковского менеджера. В соответствии с этим положением ЗоБД, банковский менеджер обязан:

  • располагать знаниями, навыками, а также образованием, которые необходимы для осуществления управленческой деятельности в кредитной организации;
  • обладать необходимым опытом, причем согласно господствующему мнению, более чем трехлетний опыт работы на руководящих должностях в кредитных организациях сопоставимого размера является достаточным; а также личными и деловыми качествами;
  • иметь деловую репутацию, не позволяющую сомневаться в его благонадежности; в том случае, если КФН известны обстоятельства, позволяющие сомневаться в благонадежности менеджера, лицензия может быть выдана только в том случае, если менеджер сможет доказать необоснованность этих сомнений.

      Лицензия также не выдается в случае, если хотя бы против одного из членов правления возбуждено уголовное дело и выдвинуто обвинение по статьям законов, предусматривающим в качестве наказания лишение свободы сроком более одного года (пункт 7 параграфа 5 ЗоБД). Целью данных положений является снижение риска банкротства кредитной организации в результате неквалифицированных и/или преступных действий менеджмента.

      Особый интерес для банковского менеджмента представляет положение о так называемом «сокрытии банкротства». В данном случае речь идет о том, что менеджер с момента, в который ему должно было стать известно о том, что его предприятие находится в состоянии банкротства, в течение 3 месяцев должен не только оповестить об этом всех своих кредиторов, но и инициировать против своего предприятия в суде процедуру банкротства. В противном случае ему грозит уголовная ответственность и лишение свободы сроком до 2 лет.

      Эта правовая норма имеет для антикризисного управления значительно большее значение, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в качестве основания для возбуждения процедуры банкротства в австрийском законодательстве указана не только краткосрочная, но и долгосрочная неплатежеспособность предприятия. Последняя же может быть установлена лишь в результате кропотливого анализа платежеспособности предприятия. В результате на менеджмент оказывается косвенное давление с целью заставить его проводить регулярный анализ финансового положения кредитной организации.

      Далее мы рассмотрим положения австрийского банковского законодательства о так называемых «крупных капиталовложениях» (GVA), определяющие уровень обязательных банковских резервов и порядок взаимодействия банка с Комитетом Финансового Надзора.

      К «крупным капиталовложениям», согласно параграфу 27(5) ЗоБД, относятся любые капиталовложения величиной не менее 500 000 евро, своим размером превышающие 10% собственного капитала. Как правило, когда в специальной литературе речь идет о GVA, имеются в виду кредиты в особо крупных размерах. Любые GVA должны указываться банком в отчете, предоставляемом ежемесячно в КФН.

      Согласно внесенным в ЗоБД изменениям (параграф 27(7) ЗоБД) GVA не должны превышать 25% собственного капитала банка.

      Для кредитов, выдаваемых в рамках концерна, верхняя граница GVA составляет 20%.

      Для «малых кредитных институтов», к которым относятся кредитные учреждения с собственным капиталом менее 10 млн. евро, граница максимальных GVA составляет 40% собственного капитала.

      В случае если размер GVA превышает предписанную величину, банк обязан уплатить Министерству Финансов проценты, составляющие 2% годовых от суммы, превышающей максимально допустимую величину GVA, рассчитанные на один месяц.

      В законодательной практике наблюдается тенденция к усилению контроля за крупными кредитами. Еще недавно максимальный предел GVA составлял 40% собственного капитала.

      Согласно параграфу 27(6) ЗоБД банковский менеджер обязан:

  1. Информировать о любых GVA наблюдательный совет. Выдача любых соответствующих кредитов должна быть предварительно санкционирована наблюдательным советом. Санкционирование наблюдательным советом кредитов без указания имени заемщика, величины или условий кредита незаконно, менеджер несет ответственность за возникающий ущерб.
  2. В конце каждого года предоставлять в наблюдательный совет документ, в котором указаны все GVA и их размеры (параграф 27(6) ЗоБД).

      Следует заметить, что выше речь идет исключительно о кредитах, относящихся к GVA, т.е. составляющих > 10% собственного капитала.

      На более мелкие кредиты, данные правила не распространяются.

      Тем не менее, и при выдаче кредитов, не относящихся в GVA, банковский менеджер должен учитывать ряд требований закона.

      Так, согласно параграфу 75 ЗоБД менеджер должен сообщать в Национальный Банк Австрии о любых кредитах, превышающих 500 тыс. евро, вне зависимости от того, превышают они критический уровень в 10 % собственного капитала или нет. Полученные сведения в Национальном банке заносятся в специальный реестр и могут предоставляться, по их заявке, другим кредитным организациям.

      Данная мера принята, безусловно, в интересах самих же банковских менеджеров. После предоставления банком информации о кредите Национальный Банк производит проверку заемщика на предмет его нахождения в «черном списке», в котором находится информация о предприятиях-неплательщиках. Кроме того, любой банковский менеджер может сделать запрос в Национальный Банк и получить информацию о заемщике.

      Справка Национального Банка будет содержать: название заемщика, общую сумму полученных им кредитов, предоставленных к регистрации в реестре Национального Банка и их число. Получение информации от Национального Банка не отменяет обязанность менеджмента проводить собственный анализ платежеспособности данного заемщика.

Информация о работе Банкротство кредитных институтов