Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.
Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством разнообразных инструментов и методов.
В целом же положение центральных банков противоречиво. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, ориентированные на экспорт, выступают за снижение курса национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной способности денег, промышленные компании - в дешёвых кредитах, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую занятость. Государство стремится к снижению дефицита платёжного баланса. Эта противоречивость целей экономической политики получила в зарубежной экономической литературе название "магический четырехугольник", углами которого являются: экономический рост, полная занятость, стабильность цен и равновесие платёжного баланса. Одновременное решение этих целей невозможно. Приоритетное направление политики определяется в зависимости от экономической конъюнктуры и расстановки социально-экономических сил.
1.2.Цели и функции центральных банков
Деятельность центральных
банков связана с укреплением
денежного обращения, защитой и
обеспечением устойчивости национальной
денежной единицы и её курса по
отношению к иностранным
Принято также выделять первичную (конечную) цель денежно-кредитной политики. В эпоху золотого стандарта конечной целью было поддержание постоянной цены на золото или, иными словами, сохранение фиксированного валютного курса. В период Бреттон-Вудской системы в законах о центральном банке конечной целью значилась "внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы": низкая инфляция и фиксированный валютный курс. С переходом на плавающие обменные курсы валют обязательство по поддержанию фиксированного паритета автоматически исчезло, и конечной целью стала ценовая стабильность. Под ней понимается такой незначительный прирост цен, который не берётся агентами в расчёт при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, однако по ряду технических причин (например, ошибки статистики, запаздывание в обновлении информации и т.д.) центральные банки не ориентируются на нулевую инфляцию. В результате на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.
В соответствии с поставленной целью центральный банк выполняет свои функций. Например, функции ЦБ РФ приведены в ст.4 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Наиболее характерные
функции центральных банков могут
быть сгруппированы следующим
1. Монополия денежной эмиссии. Центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны. Данная функция законодательно закреплена за центральным банком как представителем государства. Центральный Банк осуществляет не только производство, но и дизайн, установление знаков защиты от подделок, ликвидацию денежных знаков и монет. Продажа банкнот банкам осуществляется по номиналу. Разница между номиналом и издержками на производство банкнот - эмиссионный доход Банка России. Но в отдельных странах центральные банки могут взимать комиссию за предоставление дополнительных услуг в связи с доставкой наличных денег банкам. Например, Банк Норвегии берёт дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для автоматических кассовых автоматов, за специально упакованные монеты и другие услуги.
Монополии на безналичную эмиссию не существует. Выпуск в обращение векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов и иных безналичных денег могут осуществлять как центральные, так и коммерческие банки.
2. Банк Правительства. Центральный банк организует расчёты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы, анализирует состояние экономики и разрабатывает её прогноз, а также платёжный баланс государства.
3. Банк банков. Центральный
банк - расчётный центр и кредитор
в последней инстанции для
кредитных организаций;
4. Проведение денежно-кредитной политики. Это определение основных направлений её осуществления в стране, методов и инструментов её реализации, антиинфляционная политика, а также организация платёжного оборота.
Роль денежно-кредитной политики заключается в воздействии центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж. Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Различают также общие и селективные методы денежно-кредитной политики.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Такое централизованное перераспределение кредитных ресурсов несвойственно для стран с рыночной экономикой, поскольку оно искажает рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживая конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных баков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Механизм действия инструмента заключается в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения в соответствии с изменением величины депозитного мультипликатора. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объёма предложения денег.
В мировой практике изменение
норм обязательных резервов не относится
к гибким и оперативным инструментам
денежно-кредитного регулирования. В
современной экономике ФОР
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Норма обязательных резервов - это своего рода налог, т.к. её нельзя увеличивать до бесконечности, а частые манипуляции с этим инструментом могут привести к дестабилизации работы кредитной сферы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объёме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. Как следствие, изменение нормы резервирования используется лишь в крайних случаях, когда необходима быстрая настройка денежно-кредитной системы.
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая ещё может быть названа политикой учётной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учётная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учётную ставку (ставку рефинансирования)
устанавливает центральный
Определение размера учётной ставки - один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учётной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учётной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учётную процентную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без инкассации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учётной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.