Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.
Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством разнообразных инструментов и методов.

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 187.97 Кб (Скачать)

В Европейском союзе функции  центрального банка выполняет Европейский  центральный банк (ЕЦБ). Однако в  отличие от ФРС Европейский центральный  банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции (не более 2% в  год). Все остальные функции ЕЦБ  могут реализоваться только при  соблюдении этой первой заповеди.

В связи с риском роста  уровня инфляции, связанного с повышательной  тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим  спросом на кредиты, ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя её до 4,25%. В период с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и сохранялась на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки. В марте 2009 г. ставка была повышена на 0,25% - до 2,5%. В большинстве стран еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции.

Анализ изменения учетной  ставки в России в период с 1990 по 2009г. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 90-е годы в России уровень учётной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%. По уровню учётной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г, превышали 3000%.

Начиная с июля 1993 процентная ставка Центрального банка России устанавливалась  на уровне не более, чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%. Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставни до минимального на тот период размера в 130%. Однако в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США, в "чёрный вторник", учётная ставка вновь была резко повышена - до 170%.

На протяжении 1995г. уровень  учётной ставки Центрального банка  России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учётную ставку до 120%, а к октябрю того же года - до 60%. В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учётной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых экономических реформ в России и составила 21%.

В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учётной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошёл в августе 1998 г. В результате учётная ставка была вновь резко увеличена - до 150%. В середине 1999 г, ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2009 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12.

В России ставка рефинансирования до сих пор остаётся более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заёмных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с Налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка. В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2010 гг. сократится примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически ставка рефинансирования в 2006 - 2010 гг. может быть понижена до 5-6%.

Введение обязательного  резервирования в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам - 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.

Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995 г. Центральный банк ввёл 2% норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам. В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил по рублевым активам размер обязательных резервов с 20 до 18% и до 1,25% по валютным активам. Общий объем централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.

После финансового кризиса  в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом. В период с 2000 по начало 2008 г. ставка отчисления в фонды обязательных резервов по рублёвым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объём средств фондов в начале 2009 г, оценивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.). В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран.

Европейский центральный  банк и центральные банки стран  еврозоны стремятся не допустить, чтобы  обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов. Некоторые страны - с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции - исключили ФОР  из состава инструментов денежно-кредитной  политики.

В России уровень отчислений в фонды обязательного резервирования в начале третьего тысячелетия был  слишком высок. Это значительно  снижало конкурентоспособность  российских банков по сравнению с  иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства. Центральный банк России, в отличие  от национальных банков стран еврозоны, не платит коммерческим банкам процентов  по остаткам средств на резервных  счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной  политики. Вместе с тем Центральный  банк России использует эти средства в своих активных операциях, а  частности для покупки государственных  ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков Совет  директоров банка России принял решение  о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам  юридических лиц и валютным вкладам  которая составила 9%. В настоящее  время нормативы обязательных резервов по всем видам обязательств коммерческих банков составляют 3,5% [22].

В качестве одного из главных  антиинфляционных механизмов в мировой  практике используются операции на открытом рынке. Можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические. Защитные операции направлены на компенсацию  нежелательных изменений в структуре  банковских резервов, в частности  при снижении физического объема и доли золотого запаса в объеме официальных резервов. Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической  стабильности или стимулирования экономического роста. В арсенале Центрального банка  России операции на открытом рынке, позволяющие  эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место. В отличие  от ведущих стран с развитыми  финансовыми рынками и цивилизованными  формами государственного долга, у  России до сих пор не сформировался  эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

Важным составным элементом  функциональной системы, поддерживающей определённый уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность  банковской системы.

По мнению большинства  специалистов, современная система  рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев  в банковской системе России, что  сдерживает коммерческие банки в  увеличении объёмов кредитования. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объёмах, в  частности объём ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2008 г., составил всего 1,4 млрд. руб., т.е. десятые доли процентов от активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заёмщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение достаточно могут позволить только крупные банки. Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты - внутридневной (беспроцентный), "овернайт", т.е. на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%). Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остаётся достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки. Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов, поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.

Процесс обратный инфляции - дефляция - не является благом для  экономики. Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдаётся товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и соответственно более низкими ценами. Следует подчеркнуть, что номинальная учётная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции.

В Японии дефляция составляла в 2002 г.0,996, в 2003 г. - 0,5%, в 2005 г. - 1,6%; в Китае в 2002 г. - 0,8%; в Гонконге в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,6%; а Сингапуре в 2002 г. - 0,4%; на Тайване в 2002 г. - 0,2%, в 2003 г. - 0,3%, в Израиле в 2006 г. - 0,2%. Наиболее продолжительная дефляция наблюдается в Японии, центральный банк страны не может с ней справиться с 1997 г.

В частности, чтобы выйти  из стагнационно-дефляционной спирали, японское правительство проводило  так называемую политику количественного  смягчения. В 2008 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках примерно 250 - 300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объём беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнёт постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.

В период с марта 2004 г. по март 2009 г. в русле разработанной Банком Японии концепции количественного расширения ликвидной базы с целью преодоления дефляции в качестве операционной цели использовалась не ставка овернайт, а размер текущих балансов финансовых инструментов, находящихся на счетах в Банке Японии. 9 марта 2009 г. Совет по политике Банка Японии в связи с изменением финансово - экономических условий в стране принял решение перейти к прежнему операционному ориентиру денежно - кредитной политики ставке call rate.

Основной из главных проблем  японской экономики стала длительная стагнация и сопровождавшая её дефляция в течение 1990-х - начала 2000-х годов. В качестве основной причины дефляции в Японии эксперты выделяют прорыв спекулятивного финансового "пузыря" на фондовом рынке страны в 1990 г. и его негативные последствия для финансово - экономического положения в целом и для денежного обращения в частности. Банк Японии сначала подпитывал эти "пузыри" дешевыми деньгами, а затем пытался остановить их дальнейшее раздувание, последовательно повышая базисную процентную ставку. В течение этого периода происходило нарастающее обострение проблемы стагфляции, то есть сочетание экономического спада с дефляцией. Государственный долг вырос с 60% ВВП в 1990 г. до 140% ВВП в конце 90-х годов. В начале 1999 г. Банк Японии был вынужден в ответ на хроническую дефляцию снизить официальную учетную ставку до 0,069%. В сжатые сроки (с февраля по сентябрь 2001 г.) в три этапа она была снижена с 0,5 до 0,1%. В этих условиях Центральный Банк Японии не в состоянии был стимулировать спрос в экономике и оживление деловой активности. Кризисная ситуация вынудила японский парламент принять в 1998 г. новый закон о центральном банке, запрещающий автономию ЦБ по отношению министерства финансов страны и определил в качестве приоритетной денежно - кредитной политики поддержание ценовой стабильности, путем не допущения инфляции и дефляции.

Руководство Банка Японии 19 марта 2001 г. под воздействием ухудшающей ситуации в денежно - кредитной сфере, а так же под давлением промышленных и финансовых кругов, приняло решение о внесении в механизм денежно - кредитной политики. На вооружение была взята Концепция количественного расширения ликвидности (quantitative easing) межбанковского рынка. Эта концепция включает три основных компонента:

а) изменение операционной цели политики Банка Японии на открытом рынке, то есть отказ от количественного  ориентира процентной ставки call rate и определение целевой установки по общему объему баланса депозитных счетов финансовых институтов в Банке Японии;

б) решение руководства  Банка Японии по существенному увеличению операций аутрайт по покупке японских правительственных облигаций (JGB) для пополнения средств финансовых институтов;

Информация о работе Банковская система