Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.
Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством разнообразных инструментов и методов.

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 187.97 Кб (Скачать)

Роль денежно-кредитной  политики Банка России заключается  в определении приоритетных направлений  развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции  и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении  его эффективности, а также совершенствование  платежного оборота и обеспечении  всех секторов экономики необходимыми и достаточными доступными кредитными ресурсами.

На макроэкономическом уровне следует выделить важное значение денежно-кредитной  политики в процессе формирования, распределения и перераспределения  национального дохода, в организации  и планирования денежного оборота; на микроэкономическом уровне — в  обеспечении стабильности и надежности каждой финансово-кредитной организации, их рентабельности и ликвидности, адекватности деятельности потребностям клиентов.

 

3.2. Роль банковской системы в развитии экономики

Банковская система –  одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации.

Коммерческие банки наладили достаточно развитые стабильные партнерские  отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди  коммерческих сейчас большинство.

В области кредитования практически  не существует ограничений в использовании  заемных средств. Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция  предприятий, цехов, внедрение передовой  техники и технологий, организация  выпуска всевозможных товаров и  изделий. С помощью банковского  кредита могут быть успешно проведены  приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными  бумагами.

Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные  с инвестированием, покупать и продавать  иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и  факторинговыми операциями. Международные  валютные операции, конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и  сберегательное дело - функция коммерческих банков. Аккумуляция банками свободных  денежных средств и вложение их в  дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам.

Центральный банк фактически выполняет часть государственных  функций по регулированию экономики. Центральный банк регулируют кредитную  эмиссию. С помощью этого механизма  центральный банк страны получает возможность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции.

Перед Правительством Российской Федерации и Банком России стоит  задача снижения инфляции, что соответствует  основным параметрам сценарных условий  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года.

Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой  инфляции, который в большей степени  характеризует результаты воздействия  монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров  и услуг, используемого для расчета  сводного индекса потребительских  цен, за исключением товаров и  услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном  и региональном уровнях, а также  подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными  ожиданиями.

Динамика регулируемых цен  и тарифов также учитывается  Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут  ориентироваться на планы Правительства  Российской Федерации по повышению  регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка  России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными  процессами в стране.

Базовая инфляция более тесно  связана с количественными индикаторами денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу  потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в  качестве промежуточной цели диапазона  темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная  статистическая взаимосвязь между  ежемесячными изменениями денежного  агрегата М2 и индекса потребительских  цен снизилась. В настоящее время  лаги между изменением денежного  агрегата М2 и динамикой потребительских  цен существенно увеличились. При  этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда  используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась  между показателями базовой инфляции и денежной базы. (Таблица 2)

 

Таблица 2

Соотношение денежного агрегата м2 и индекса потребительских цен в российской экономике

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Кумулятивный прирост  потребительских цен, %

20,2

42,6

64,1

83,8

105,3

122,3

Кумулятивный прирост  денежного агрегата МО, %

57,4

119,4

186,8

331,0

476,7

540,2

Индекс опережения

2,84

2,81

2,91

3,95

4,53

4,42


 

Источник: Бюллетень банковской статистики. 2005. № 12 (91); 2006. № 12 (115); 2009. № 12 (127); 2010. № 9 (148).

Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста  денежной массы и индексом потребительских  цен заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми. Скорость обращения денег зависит  от целого ряда факторов, состав и степень  влияния которых в настоящее  время подвержены значительным и  зачастую трудно прогнозируемым изменениям.

Цикличность инфляционных всплесков  в российской экономике (1992, 1998, 2004, 2010 гг/ (ожидаемый)) свидетельствует в пользу того, что в экономике действуют свои собственные механизмы аккумуляции скрытой инфляции, которая, достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В то же время снижение глубины и продолжительности инфляционных всплесков в обнаруженном цикле можно объяснить тем, что экономическая система накапливает встроенный антиинфляционный иммунитет или создает институты внутреннего антиинфляционного регулирования.

Необходимым условием превращения  инфляционного потенциала в открытую инфляцию становится существенное изменение  спроса на деньги, вызванное кризисным  состоянием ранее «эффективного» сектора  экономики, являвшегося абсорбентом  денежной массы. Анализ российских событий  показывает, что как применительно  к кризису 1998 г., так и к событиям настоящего времени, речь идет о построении пирамиды Понци и существенной переоценке каких-либо активов. После достижения обществом понимания проблемы «bubble phenomena» («мыльного пузыря») возникает эффект избыточной денежной массы, финансовые потоки направляются в другие сферы, на другие рынки, где избыточный приток ликвидности, как правило, также усиливает кризисные явления. Центральный банк играет главную роль в борьбе с инфляцией — это его самая важная задача.

Кроме прочего, для управления банковской ликвидностью ЦБ РФ с 2003 г. использует депозитные операции коммерческих банков. Однако этот канал воздействия на масштабы безналичного оборота денег нельзя признать действенным, хотя бы потому, что сами операции носят добровольный характер и коммерческие банки неохотно используют дарованные им возможности, ибо оценивают риск неликвидности существеннее возможности заработать незначительный доход на избыточных резервах.

В настоящее время в  России, как стране с открытой и  недостаточно диверсифицированной  экономикой, в высокой степени  зависящая от внешней экономической  и финансовой конъюнктуры, необходим  переход к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам  текущего счета платежного баланса  предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми  инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

В настоящее время российская экономика в условиях высокой  волатильности трансграничных потоков  капитала в значительной мере реагирует  на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России при проведении процентной и валютной политики учитывает разницу между  процентными ставками внутри страны и за рубежом.

Зависимость российской экономики  от внешнеэкономической конъюнктуры  и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой  поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства  Российской Федерации в области  бюджетной, налоговой, тарифной, структурной  и социальной политики.

 

3.3. Сравнение банковских систем РФ, США и Японии

В большинстве развитых стран  главная цель денежно-кредитной  политики и функционирования ЦБ в  целом - достижение определённого уровня инфляции. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а  к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю), говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы, опубликованном на сайте  ЦБ.

Согласно предыдущему  варианту документа, инфляция в 2009 году должна была составить 7,5-8,5%, а в последующие  два года прогноз соответствовал нынешним ориентирам.

Также в проекте отмечается, что в сложившихся условиях намеченный ранее целевой ориентир по инфляции в 2008 году будет превышен и составит "около 13%".

Для воздействия на уровень  инфляции центральные банки активно  используют учётную ставку.

Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом  веке была зафиксирована в США в 1981 г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учётная ставка может изменяться несколько раз за год: в течение 1994 г. ФРС США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз - с 3 до 6%. Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г., ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учётной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г. За период с июня 1999 г. по май 2000 г. ФРС четыре раза пересматривала учётную ставку, повысив её до 5,75%. Повышение учётной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.

В 2001 г. ситуация в американской экономике резко изменилась - началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004 г. сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет - 1,036. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики, проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по декабрь 2005 г. ФРС тринадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя её до 4,25% к концу 2005 г. В конце января 2009 г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.

В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой  экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.

Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, то валютно-финансовая политика США  оказывает существенной влияние  на положение с ликвидностью и  на колебания уровня мировой инфляции, на изменение курсов иностранных  валют, цен на нефть, ситуации на фондовых рынках. Решение об изменении учётной  ставки во многом определяет решения, принимаемые ЕЦБ, Банком Великобритании и аналогичными учреждениями в других странах мира.

Информация о работе Банковская система