Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:50, курсовая работа
Целью моей выпускной работы является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин связанных с анализом, и применение их практически при анализе деятельности действующего предприятия.
Задачами дипломной работы в части анализа показателей финансовых результатов являются:
- определение изменения каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” финансовых результатов за отчетный период);
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный анализ” показателей);
- изучение динамики показателей финансовых результатов;
- определение влияния отдельных факторов (причин) на изменение показателей финансовых результатов (“факторный анализ” показателей).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности
и их информационные потребности……………………………………… 8
1.2. Структура и состав финансовой отчетности общего назначения…...16
1.3. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности……… 24
Глава 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АНАЛИЗА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ОАО «ЦГОК» 33
2.1. Сравнительный анализ финансового состояния
ОАО «ЦГОК» 36
2.2. Анализ прибыльности ОАО «ЦГОК» 49
2.3. Пути улучшения показателей платежеспособности и
прибыльности ОАО «ЦГОК» 64
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Элиминировать – это значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
Используя этот прием, на основании данных таблицы определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации.
Факторный анализ прибыли.
Для того чтобы можно было сделать более конкретные выводы, необходимо проведение дальнейшего анализа. На следующем этапе выявляют причины изменения размера прибыли. Для этого проводится детальное изучение влияния различных факторов на финансовые результаты.
Используя прием элиминирования на основании данных табл.2.2., определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации.
Таблица 2.2.
Показатели | Код строки | Предыдущ.(базисный) год (Х0) | Отчетный год (Х1) | Изменение (Х) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от реализации продукции без учета НДС, акцизного сбора и других вычетов из доходов (В) |
35 |
835149 |
927679 |
92530 |
2. Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (С) |
40 |
610827 |
696387 |
85560 |
3. Административные расходы АР) | 70 | 21557 | 22391 | 834 |
4. Расходы на сбыт (СР) | 80 | 32775 | 12294 | -20481 |
5. Другие операционные расходы (ДОР) | 90 | 208681 | 228081 | 19400 |
6. Финансовые доходы (ФД) | 130 | 1372 | 17240 | 15868 |
7.Финансовые расходы (ФР) | 140 | 22091 | 7400 | -14691 |
8. Налог на прибыль (ННП) | 180 | 0 | 7899 | 7899 |
9. Чистая прибыль (ЧП) | 220 | 8676 | 15632 | 6956 |
Источник: Составлена автором по материалам отчета предприятия.
В нашем случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде аддитивной модели:
П = В – С – АР – СР - ДОР + ФД – ФР – ННП. (2.1)
Где что есть что?
Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализуемой продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количества реализуемой продукции. Такую зависимость можно записать в виде формулы: с новой строки В = N УД Ц, (2.2)
где N – объем реализации продукции;
УД – показатель структуры реализованной продукции;
Ц – цена продукции.
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения: С = N УД З пер, (2.3)
где: З пер – переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).
Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции.
Мы знаем, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5% , значит индекс цен (Iц) составил 1,05%.
Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:
Вобщ = В1 – В0 = 927679 –835149=92530тыс. грн.
То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 92530 тыс. грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
Вц = В1 – В1/ Iц = 927679 –927679/1,05 =927679–883503,81 = 44175,19 тыс. грн.
ВNУД = В1/ Iц – В0 = 927679 /1,05–835149=883503,81- 835149 = 48354,81тыс. грн.
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 44175,19 тыс. грн., а увеличение объема выпуска на 48354,81 тыс. грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.
Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
Собщ = С1 – С0 = 696387 – 610827 = 85560 тыс. грн.
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:
С(З пер) =С1 - С1 /Iц =696387– 696387/1,05 = 696387-663225,71=33161,29 тыс. грн.
СNУД = С1 /Iц - С0 = Собщ - Сц (З пер) =85560 – 33161,29 = 52398,71тыс. грн.
Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 52398,71 тыс. грн., за счет изменения цен – на 33161,29 тыс. грн.
Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом:
Пц = Вц - Сц(З пер) = 44175,19 - 33161,29 = 1101,39 тыс. грн.
За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 1101,39 тыс. грн.
А теперь рассчитаем влияние остальных факторов на изменение размера чистой прибыли.
Влияние изменения размеров административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов.
При определении влияния данного фактора следует учесть, что это фактор обратного влияния по отношению к прибыли. В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак «-».
Пр = - ((АР1 + СР1 + ДОР1) - (АР0 + СР0 + ДОР0)), (2.4)
где Пр – изменение чистой прибыли за счет изменения величины указанных расходов.
Пр = - ((22391 + 12294 + 228081) – (21557 + 32775 + 208681)) = - (262766 - 263013) = 247 тыс. грн.
Это означает, что экономия по косвенным расходам (в основном за счет других операционных расходов) привела к увеличению прибыли в отчетном году на 247 тыс. грн.
Влияние изменения величины финансовых доходов
Расчет влияния данного фактора на изменение размера чистой прибыли описывается формулой:
где Пфд – изменение чистой прибыли за счет изменения суммы финансовых доходов.
В данном случае степень влияния этого показателя определяется следующим образом: Пфд = 17240– 1372 = 15868 тыс. грн.
Размер чистой прибыли увеличился за счет увеличения суммы финансовых доходов на 15868 тыс. грн.
Влияние изменения величины финансовых расходов
Для расчета влияния этого фактора используем формулу:
Пфр = - (ФР1 - ФР0),
где Пфр – изменение чистой прибыли за счет изменения размера финансовых расходов.
Пфр = - (7400 – 22091) = 14691 тыс. грн.
То есть чистая прибыль увеличилась за счет сокращения суммы финансовых расходов на 14691 тыс. грн.
Влияние величины уплаченного налога на прибыль
В этом случае справедлива следующая формула:
Пннп = - (ННП1 – ННП0), (2.7)
где Пннп – изменение чистой прибыли за счет изменения величины уплаченного налога на прибыль. В нашем случае предприятие начало прибыльно работать лишь в 2003 г. и соответственно налог на прибыль в 2002 году не уплачивало, то Пннп будет равно сумме налога на прибыль в 2003 г.(-7899тыс. грн.).
Уплата налога на прибыль повлекла снижение размера чистой прибыли на 7899 тыс. грн.
Для наглядности рассчитанных показателей построим сводную табл. 2.3.
Таблица 2.3. Влияние факторов на чистую прибыль отчетного периода
Показатели | Сумма тыс. грн. |
Изменение цен | 1101,39 |
Объем реализованной продукции | 48354,81 |
Объем произведенной продукции | 52398,71 |
Административные расходы, расходы на сбыт и др. операционные расходы | 247 |
Финансовые доходы | 15868 |
Финансовые расходы | 14691 |
Налог на прибыль | -7899 |
Всего: | 12476,91 |
Почему итог таблицы 2.3 не совпадает с итогом в предыдущей таблице?
Источник: Рассчитано автором по материалам отчетов предприятия.
Оценка рентабельности.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли. Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой прибыльность производственного процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности.
Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Существует множество коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.
В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
рентабельность инвестиций (капитала);
рентабельность продаж.
Рентабельность инвестиций.
В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.
Рентабельность совокупного капитала (ROА-актива?) рассчитывается по формуле: RROA= =стр.170ф.2/стр.640ф.1 (2.8)
Данный показатель представляет интерес, прежде всего, для инвесторов.
Рентабельность собственного капитала (ROЕ) находится следующим образом:
RROЕ = =стр.220ф2/стр380.ф1
2.8. и 2.9 разные числители – почему?
Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.
Рентабельность продаж.
При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае рентабельности капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности горно-обогатительного предприятия