Лекции по этике бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:35, курс лекций

Описание работы

Конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Конфликт происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).

Работа содержит 1 файл

Лекции по этики бизнеса.docx

— 38.74 Кб (Скачать)

Профессиональная  этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы  поведения людей при выполнении ими своей 

профессиональной  деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения  профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение  предстаёт разновидностью диалектического  отношения части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью. 

Поэтому когда возникают  в сознании субъектов противоречия между 

требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отда

14 окт 2011 в 19:49|Это спам|Ответить 
 

Online Таня Павловская

Поэтому когда возникают  в сознании субъектов противоречия между 

требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам. Профессиональная этика многообразна. Наиболее значимые профессиональные этики  – это этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика бизнеса, этика учёного, педагогическая этика и др. 

Понятие морали 

В русском языке  существуют два родственных понятия  – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике  существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует большая разница между тем, что  люди признают за должное, и тем, что  они в действительности выполняют. 

В современном русском  языке и в современной этике  обычно слова «нравственность» и  «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Мы будем  в дальнейшим использовать данные слова  как синонимы. 

Дать определение  «морали» («нравственности») значительно  сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью  самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения  «нравственности». 

Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические  нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении  мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к  определённым нормам и принципам  поведения, т.е. к определённой форме  сознания. Однако здесь не учитывается  в должной мере моральное измерение  общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной  советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое  понятие морали. 

Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия  морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как  субъективная форма бытия, хотя и  всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может  ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. 

Поэтому правомочно ещё более широкое определение  морали. Мораль есть совокупность ценностей  добра и зла, а также соответствующих  им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет  нами рассматриваться как основное.

14 окт 2011 в 19:50|Это спам|Ответить 
 

Online Таня Павловская

2 ЛЕКЦИЯ.

ПРИРОДА И ФУНКЦИИ  МОРАЛИ 

Проблема природы  морали в этике 

Какова природа  морали? В этике можно выделить два традиционных направления, которые  предлагают разные решения этого  вопроса: гетерономную этику и автономную этику. Гетерономная этика считает, что мораль, её возникновение, развитие определяются иными, неморальными факторами: экономическими, биологическими, политическими, религиозными. Автономная этика, напротив, утверждает, что мораль автономна, т.е. независима, не сводима к иным, неморальным факторам. Но в учении того или иного конкретного мыслителя часто идеи той и другой этики переплетаются. И, думается, это предстаёт отражением того факта, что в реальности своей мораль является как гетерономной, так и автономной. 

Гетерономная этика  представлена разными направлениями. Важнейшими её 

видами являются натуралистическая и социальная этики. В целом здесь господствует эмпирический подход к объяснению морали, когда она «выводится» из природы  или социума. 

Нравственность в  натуралистической этике понимается как развитие в человеке его определённых естественных качеств. Здесь представлена идея о том, что человек является животным, хотя и разумным. И всё  человеческое по своей природе, или  сущности, есть естественное, «животное». Натуралистическая этика, в свою очередь, представлена разными концепциями. К её разновидностям относятся биологическая  этика, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. 

Биологическая этика  выводит добро и зло из биологии и психики человека. Так, выдающийся этолог XX века К. Лоренц отстаивал тезис  об 

определённой морали, присущей животному миру в целом. К биологической этике относятся  и учения о морали Ф. Ницше, З. Фрейда, неофрейдистов К.Юнга, Э. Фромма, учение о добре как «эгоистическом альтруизме» Г. Селье. С генетической природой человека связывают добро и зло некоторые генетики. Такую «генетическую» концепцию морали развивал известный советский генетик В.П. Эфроимсон. 

Биологическая этика  имеет как свои достоинства, так  и недостатки. К достоинствам биологической  этики относится то, что она  обращает внимание на природный фактор морали, распространяет нравственную оценку и на природу. В морали, действительно, есть определённая природная основа. К недостаткам биологической  этики относится абсолютизация  биологического фактора, когда отрицается значимость социальных и духовных основ  морали. Однако из биологии живых существ  нельзя эволюционно получить высшие нравственные чувства и идеи, свойственные нравственной личности. В живой неразумной природе, конечно, нет ни развитого  нравственного сознания, ни подлинной свободы выбора. Здесь, собственно, правомерно видеть не «естественную мораль», а лишь определённую моральность. 

Среди недостатков  биологической этики отметим  и тот, что здесь совершается  натуралистическая ошибка, когда  естественные, биологические феномены определяются как идеальные, нравственные. Другой недостаток натуралистической  этики связан с неверными утверждениями, что «то, что служит прогрессу  вида, всегда предстаёт добром для  отдельной особи», и что «более развитое в естественном смысле предстаёт  и более развитым в моральном  смысле». 

Биологическую этику  не надо отождествлять с биоэтикой. Биоэтика есть особый раздел современной  этики, где занимаются нравственными  проблемами, связанными с биологической  природой человека как живого существа. Если биологическая этика старается  вывести мораль из биологической  природы человека, то биоэтика старается  применить мораль к решению проблем, связанных с биологической природой человека. Саму же мораль биоэтика может  понимать по-разному, не обязательно  признавая её основу в биологии. Биоэтика в настоящее время решает новые, ранее неизвестные этике  проблемы, которые возникли в связи  с прогрессом науки, в частности

14 окт 2011 в 19:51|Это спам|Ответить 
 

Online Таня Павловская

Биоэтика в настоящее  время решает новые, ранее неизвестные  этике проблемы, которые возникли в связи с прогрессом науки, в  частности медицины. К актуальным проблемам биоэтики относятся эвтаназия, критерий смерти, клонирование, трансплантология, фетальная терапия, транссексуализм и 

др. Эвтаназия определяется как намеренное умерщвление безнадёжно больных, в том числе по их просьбе. Проблема критерия смерти возникла в  связи с успехами медицины, позволяющей  реанимировать большое число  людей после их клинической смерти. Клонирование есть получение генетических копий животных и человека. Однако клонирование человека способно извратить  естественные основы деторождения, кровного родства. Ребёнок может стать  сыном деда, сестрой матери и т.п. Так появившийся на свет человек  может не ощутить себя полноценной  личностью, а всего лишь «копией» кого-то другого. Трансплантология –  это теория и практика пересадки  органов и тканей. Трансплантология способна оказать действенную помощь больным. Однако нельзя рассматривать  органы человека как объекты купли  и продажи. Также недопустима  с нравственной точки зрения эксплантация (изъятие органов), которая угрожает жизни донора или которая проводится без его добровольного самопожертвования.  

Гедонизм – это  этическое учение, которое отождествляет  добро с удовольствием. Эвдемонизм есть этическое учение, отождествляющее  добро со счастьем. Гедонизм и эвдемонизм имеют давнюю историю. Эти учения возникли ещё в античной этике. Гедонизм и эвдемонизм очень близки здравому смыслу. В самом деле, ради чего живёт человек? В чём смысл его жизни? Большинство людей, не задумывающихся глубоко над нравственными проблемами, ответят, что человек живёт ради удовольствий, счастья, в этом его естественные потребности, и что удовольствие, счастье и есть добро. Однако, если даже удовольствие или счастье есть добро, то добро не есть удовольствие или счастье. В самом деле, добро может быть связано со страданием и даже с гибелью человека, 

когда, например, человек  жертвует собой ради блага других людей. Основная ошибка гедонистов и  эвдемонистов, как и многих других представителей натуралистической этики, состоит в том, что они неверно 

отождествляют добро  с удовольствием, счастьем, здоровьем, пользой и другими физическими, психическими, социальными качествами. В то время как добро есть особое идеальное качество, добро есть ценность, которую нельзя непосредственно  увидеть, осязать и т.п.  

Утилитаризм есть этическое  учение, которое отождествляет добро  с пользой. Утилитаризм в Новейшей истории стал одним из самых распространённых этических учений, что определяется утверждением капитализма, ориентирующего человека на получение максимальной прибыли от всего, с чем он имеет  дело. Различают два вида утилитаризма: классический утилитаризм и утилитаризм  средней полезности. Классический утилитаризм  утверждает общую пользу в качестве главного критерия добра. Его основной принцип гласит: «Максимальная польза для максимального числа людей». 

Утилитаризм средней  полезности направляет общество на максимализацию средней пользы, т.е. пользы каждого «среднего человека», или пользы на душу населения. Если сравнить два вида утилитаризма, то более оправданным выглядит утилитаризм средней полезности уже потому, что человек в исходном положении выбора будет скорее заботиться не об общей пользе, а о своей личной пользе. 

Однако утилитаризм  любой разновидности имеет свои недостатки. Во-первых, добро и польза здесь отождествляются. Во-вторых, утилитаризм  любой приносит в жертву пользы своей  или общей другие интересы людей, например их свободу. В-третьих, утилитаризм  решает вопросы с точки зрения «среднего» человека, перенося на всё  общество его потребности, интересы, взгляды. Он не проявляет должного участия  к каждому человеку, особенно

14 окт 2011 в 19:52|Это спам|Ответить 
 

Online Таня Павловская

Он не проявляет  должного участия к каждому человеку, особенно слабому, не преуспевающему. 

Нравственность в  социальной этике также выводится  из других, не моральных, социальных институтов. Важнейшими разновидностями социальной этики являются марксистская этика  и «договорная концепция» морали. Марксистская этика выводит мораль из противоречий общих и частных  интересов. Добро по своему содержанию есть общий интерес. Но общий интерес  выражается в классовой форме, и  потому мораль имеет в классовом  обществе классовый характер. Общечеловеческая нравственность в марксистской этике  отрицается как бессмысленное понятие. В свою очередь, существование классов  определяется экономической структурой общества. Следовательно, мораль, в  конечном счёте, детерминируется экономикой. Марксистская этика имеет и достоинства, и недостатки. Один из её недостатков  состоит в том, что здесь также  совершается натуралистическая  ошибка, когда социальные отношения  отождествляются с добром. И другой недостаток тот же, что и в натуралистической  этике, когда наиболее социально-прогрессивное  объявляется и нравственно более  совершенным, добрым. 

Информация о работе Лекции по этике бизнеса