Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:37, реферат
Цель данной работы - рассмотреть развитие этики и деловой культуры в России.
Введение
1. Этика бизнеса и ее специфика
2. Деловая этика и ее развитие в России
2.1 Возникновение этики в России
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России
2.3 Деловая культура современного российского общества
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Этика бизнеса и ее специфика
2. Деловая этика и ее развитие в России
2.1 Возникновение этики в России
2.2 Этические нормы
деловых связей и деловых
2.3 Деловая культура
современного российского
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Жизнь
делового человека непосредственно
связана с общением. Культура делового
общения, ее содержание и социальные
функции формируются на основании
национального, конкретно-исторического
и социально-культурного
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика -- определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это - деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Таким образом, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.
Цель данной работы - рассмотреть развитие этики и деловой культуры в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Этика бизнеса и ее специфика
Этика (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / С.А.Айвазян, О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - С.33.
Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой этике эти общественные пожелания раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые задачи.
Например, у норвежских купцов есть замечательный кодекс, Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс / А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007. - С38. состоящий всего из двух пунктов:
1) не бери с партнера
больше стоимости своего
2) поступай всегда
так, чтобы можно было
Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса или этике управления. Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а где нет; и почему общество, где эти принципы соблюдаются, лучше для бизнеса и для жизни; и почему эти и подобные принципы надо соблюдать.
Этика не предписана
ни государственным
Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху. Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.
Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.
Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества. Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду. Неэтичный менеджер не попадет в приличное общество -- хоть светское, хоть акционерное.
Непосредственная
связь этики с жизненной
Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - С.8.
Этика бизнеса - это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями. Горбатов, А.В. Деловая этика: учебное пособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - С.12. Она включает в себя:
- нормы, требования,
регулирующие деятельность и
взаимоотношения
- этику ведения переговоров;
- этику конкурентной борьбы;
- деловой этикет;
- влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение;
- проблемы социальной ответственности бизнеса и т.д.
Система норм и правил,
принятая в настоящее время в
мировом бизнесе, не возникла в готовом
виде. Она складывалась на протяжении
длительного исторического
Первичные основы этики бизнеса были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе - (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.
Интерес к этике бизнеса в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. Там же. - С.15. В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом и моральных нормах администрации. Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами. В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.
В России к этой дисциплине
обратились только в начале 90-х годов.
Необходимость изучения этики бизнеса
была вызвана рядом причин. Переход
к рыночной экономике повлек за собой
множество изменений в
В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика бизнеса в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.
Этика деловых отношений
1) уважение к традициям -- общественным и деловым установлениям;
2) уважение к человеку.
Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.
2. Деловая этика и ее развитие в России
2.1 Возникновение этики в России
Развитие этических
норм бизнеса в России имеет свои
особенности, что объясняется спецификой
исторического пути, пройденного
нашим государством. Особенность
России состояла в том, что тот
общий путь развития, который для
других стран облегчался интенсивным
обменом традиций, она часто проходила
в одиночку. Так, в Древней Руси
в предпринимательской
Успешный рост предпринимательской
деятельности в Древней Руси подтверждался
широким развитием кредитных
отношений. Как отмечал историк
Д.И.Иловайский, предпринимательство
было связано с исторически
Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков: Там же.
- чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
- практический расчет
- умение сосредоточиться на
- самообладание среди
разнородных и противоположных
потребностей жизни и
- трезвость характера,
не позволяющая увлекаться
- сила воли, непрерывно
поддерживающая бодрость духа, не
позволяющая предаваться
Гости (крупные купцы)
успешно вели внутреннюю (между городами)
и внешнюю (с зарубежными странами)
торговлю. Самые основательные
Второй по значению после гостей в XVI - XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI - XVIII вв. гости - члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.