Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Этика деловых отношений как область специального знания возникает во второй пол.20в. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.

Работа содержит 1 файл

Этика.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

                                          Сущность и происхождение этики

1.1.Формирование  и история этики.

     Слово «этика» означает нрав, обычай, характер. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий  мудрец Аристотель, дав и название «наука о добродетели» - этика.

      Однако  формирование и развитие этики как  науки, а также основных морально- нравственных ориентиров в жизни  людей шло сквозь всю историю  культуры. Поэтому можно сказать, что понятие этики было исторически  изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

      Так, в самых ранних культурных периодах люди еще не выделяли морально- этические  ценности в разряд вопросов, требующих  специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как оюбычай, в рамках которого, протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени ценностной системе.

      Когда же человек начинает задумываться над  кругом моральных  норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает  совершенно иной  этап в развитии и понимании этики. Так прошло в Древней Греции.

      Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровому отношению к материальному благополучию и миру вещей. акцентирует внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброжелательность и честность.

      Эти добродетели были не только провозглашены  «в теории», им старались следовать  как важнейшим жизненным принципам  и использовали их в качестве стратегии для достижения успеха.

      В новое время этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно- этических  проблем стала все долее соотносится  с процессами, происходящими в  общественной жизни людей, приобретая социально- правовой характер.

      Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее  тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются социальными значениями. Этика- это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека  и общества. Причем, нравственность- это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот , она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу.

      Мораль- это особое явление, возникшее параллельно  с правом западной культуре. Она  появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих  личностей, способных к решению и выбору. Мораль- это не просто то, что есть, она скоре то, что должно быть. Этика, таким образом, является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен поступать человек».

      Сложнейшие  этические проблемы возникают с  осознанием морали  как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения   становится одной из ведущих в 19- 20 вв. Появляются новые аспекты изучения. Так, серьезный интерес у А.Шопенгауера, Ф. Ницше, З.Фрейда возникает к исследованию скрытых мотивов поведения человека. 

      Немецкий  исследователь Э.Фром отмечает, что  со времен классической и средневековой  литературы вплоть до конца 19 в. было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества. 20 в. блистает отсутствием таких образов. Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека и общества, положительный образ человека лишь подразумевается.

      Во  второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метоэтика , главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали.

      Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надиндивиндуальным и жизнеопределяющим характером. Это означает, что этика связана с учением фундаментальных ценностей человеческой жизни и является основополагающим элементом всей культуры, всего общества.

      Вместе  с тем, постоянный поиск решений  многочисленных нравственных вопросов обнаруживает аналитический уровень  моральных проблем. Неслучайно в  кон.20в. получает распространение прикладная этика. Это направление возникает  как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей.

1.2.Сущность  деловой этики

     Этика деловых отношений как область  специального знания возникает во второй пол.20в. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.

      Необходимо  отметить, что процесс формирования нравственных норм, действующих и в мировом и отечественном бизнесе, происходил гораздо раньше: по мере развития предпринимательства образовывались и этические аспекты деловых отношений. Их теоретическое понимание возникло, как потребность систематизировать и обобщить накопленный опыт.

      Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса представляет собой довольно сложный конгломерат и ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, культурологи, психологии…Разные ученые, пытаясь дать определение этике деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиции которых она рассматривалась.

      Этика деловых отношений определяется как «система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер общественной жизни- профессиональной деятельности ».

      Поскольку этика деловых отношений представляет собой именно систему , то необходимо рассмотреть составляющие ее элементы, характер их взаимосвязи между собой, а также результаты подобного взаимодействия.

      Процесс становления этики деловых отношений  как научной сферы знания не был  обособленным от других наук. Наоборот, самоопределение этики деловых  отношений становится особенно заметным при анализе ее взаимодействия с другими областями знания.

Взаимосвязь этики деловых отношений с  другими областями знаний.

     Философии: традиционно этика в целом рассматривается как философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этические нормы деловых отношений базируются на общечеловеческих моральных нормах и правилах поведения. Однако они имеют и свои специфические особенности, обусловленные профессиональной деятельностью человека.

      Социология как наука , изучающая закономерности развития и функционирования социальных систем , обнаруживает связь с этикой деловых отношений в аспекте социального компонента. Он соотносится с определенными нормами и принципами взаимоотношений делового мира  и общества в целом. В частности , это реализуется в системе социальной корпоративной ответственности организаций.

      Культурология- в двух аспектах : 1) как технология деятельности людей, способ реализации творческого потенциала человека; 2) изучение национальной специфики культур, в значительной степени определяющей нормы делового общения в различных странах.

      Психология как наука , рассматривающая основные закономерности межличностного общения . Знание о них позволит более успешно осуществить процессы деловых отношений.

      Конфликтология- необходимая часть знания , соотносящаяся с разрешением корпоративных конфликтов как внутри самой организации, так и во внешней среде.

      Основы  менеджмента- самостоятельный вид профессиональной деятельности людей , направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов.

      Мотивация-  процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Мотив- то, что вызывает определенные действия человека, внутренние и внешние силы.

Элементы  деловой этики

      Элементами  деловой этики являются категории, формирующие сущность и развитие этики деловых отношений.

      Моральные нормы общества- это одна из форм нравственных требований , регулирующих социальные и моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих к определенному обществу или его части.

      Правила поведения- это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных , так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут переходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная делема решается в пользу морального выбора.

      Принципы  делового общения- основные нравственные положения , определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес- сообществе, принимаются и закрепляются в каков- либо документе(хартии, кодексе, договоре).Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдением принципов делового общения является принципом серьезной , с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.

      Закономерности  межличностных отношений- это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов. Закономерности межличностных отношений являются универсальной основой для формирования делового общения.

      Личные  и трудовые права  сотрудника являются необходимым компонентом философии организации, отражающего основные принципы существования предприятия.

Стиль руководителя- совокупность методов и приемов управления, присущих определенному типу руководителя.  Как элемент деловой этики стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведениями и принципами взаимоотношений с сотрудниками, с партнерами, другими руководителями и подчиненными.

      Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно- деловой сфере.

      Деловая философия- система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.

      Служебные взаимоотношения-  совокупность моральных и административных правил, обуславлавливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства.

      Разрешение  конфликтов- технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.

      Каждый  элемент деловой этики обладает собственным значением. Однако, вступая в процессе реальной жизненной практики предпринимательства во взаимодействии друг с другом, они приобретают дополнительный смысл и образуют сложную систему отношений, формулирующих деловую этику.

Разновидности этики

      Как сложная система деловая этика включает в себя еще ряд подсистем, во- первых, со специализацией человеческой деятельности, во- вторых-  с важнейшими социальными институтами. В этой связи выделяют следующие разновидности этики:

      Государственная этика- совокупность этических норм , характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.

      Социальная  этика- системе моральных принципов, определяющих собственные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Информация о работе Этика бизнеса