Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:26, курсовая работа
Психология бизнеса — сфера науки, занимающейся психологическими
проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения
здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные
психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой
деятельности; психологический анализ построения и использования
автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов,
автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ
производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и
взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально-
психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства,
личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и
подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих
кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов
управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации
управленческих решений.
Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще
Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как
одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание
уделялось ключевому элементу предпринимательства — бизнесмену, тем
этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего,
охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом
рассмотрения в данном издании.
Бизнес — инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за
счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою
ответственность, целью которой является становление и развитие собственного
дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя,
трудового коллектива, общества в целом.
Иными словами, бизнес — это профессиональная экономическая деятельность,
построенная на инициативе и постоянных инновациях, направленная на
увеличение капитала, получение прибыли, используемой на расширенное
воспроизводство и качественное совершенствование предприятия, своего дела,
удовлетворение собственных и общественных потребностей. Цель бизнеса в
России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов,
но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.
Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости,
верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в
соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и
традициями.
То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в
условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена
с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет
особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится
фундаментом, на котором
строится ныне здание делового успеха.
Психология бизнеса — сфера науки, занимающейся психологическими
проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения
здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные
психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой
деятельности; психологический анализ построения и использования
автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов,
автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ
производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и
взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально-
психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства,
личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и
подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих
кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов
управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации
управленческих
решений.
Состояние современной этики
бизнеса в России
Проще что-то сделать сразу хорошо, чем потом объяснять,
В бизнесе обычно выделяют три составные части: предприниматель, условия
предпринимательства, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура современного
бизнеса – предприниматель, постоянно готовый идти на риск, с неуемной
энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды на
пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений, с
нестандартностью мышления. В нашей стране в настоящее время идет активный
процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-
хозяйственным руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета
традиций и лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать
возникшие в ходе перестройки новые возможности в сфере экономики.
Социальный портрет российского предпринимателя противоречив, многолик,
сложен и неоднозначен. Этот новый класс сформировался из разных социальных
слоев: из предпринимателей прошлых лет, в большинстве своем
функционировавших в теневых структурах; из представителей номенклатуры,
прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в новом экономическом
пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже
за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей профессии; из
молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших азы
бизнеса.
На состояние этики в обществе, в бизнесе России накладывают свой
отпечаток многообразные, порой противоречивые изменения в самых различных
сферах жизни страны. Так, не секрет, что в России ныне очень активно
развиваются религиозные факторы.
Заметим, что нравственные принципы во всех мировых религиозных системах
во многом совпадают.
Независимо от того, объявляется ли человек атеистом или верующим, в его
интересах соблюдать эти принципы. Исследования показывают, что независимо
от страны и культуры, на западе и на Востоке верующие предприниматели
добиваются более существенных успехов. Все чаще они становятся образцами
для подражания, формируют новую культуру бизнеса. Моральные принципы,
почерпнутые из религии, не мешают в делах, а то и помогают.
Известно
далее, что российское
Теневая экономика по официальным данным ныне объемлет не менее сорока
процентов экономики страны. Связанные с преступными миром люди рвутся не
только в бизнес, где они в ряде сфер уже имеют господствующие позиции, но и
в органы власти. Поэтому для россиян при оценке этических основ
предпринимательства очень важно принимать во внимание действие тех
этических норм, на которых держится криминальное сообщество, которое очень
жестко организовано, но на основе неформальных законов. Заметим, что
криминальный бизнес функционирует часто более эффективно, чем легальный,
поскольку соблюдение принятых обязательств обеспечивается в нем угрозой
смерти. Интересно, что когда честные люди ведут друг с другом дела, то
нередко подозревают друг друга в жульничестве. А жулики обычно исходят из
того, что другой жулик - "порядочный" человек. Многие представители
преступного сообщества надеются, что их дети станут респектабельными
гражданами "нормального", а не воровского общества. Тем не менее,
воздействие "воровской" этики на этику бизнеса вообще недооценивать нельзя
– многие поплатились за это жизнью.
О социальной роли богатых в нашем обществе мнения разошлись, и очень
полярно: от надежды и будущего нации до тюрьмы. "Дорожки" социального
назначения богатого слоя населения представлены так: инициаторы процветания
страны в будущем, локомотив реформ, те, на ком уже сегодня держится
экономика страны, неизбежное зло, воры и мироеды, те, по кому тюрьма
плачет.
Такой колоссальный разброс мнений о социальной роли богатых в России
свидетельствует, что она еще абсолютно не определилась. К тому же жизнь
новоявленных крупных капиталистов у нас отнюдь не сладка. Богатые живут и
работают в России под угрозой террора. Больше всего они опасаются действий
со стороны криминальных структур. Второй по значимости источник опасности -
угроза со стороны конкурентов. Реально и возмездие со стороны народных масс
и притеснения со стороны государства.
Конечно,
многие из новых русских
и страха главное - выжить. И тут не до сантиментов, не до соблюдения
этических требований. Но на деле это - глубокое заблуждение. Если в России
создается цивилизованный рынок, а не криминальный, то без соблюдения
этических норм и подходов не обойтись. Без этого деловых успехов не
добиться, а имеющийся капитал легко растерять.
Сегодня в зарубежных деловых кругах убеждены, что российский стиль
поведения отличается
необязательностью и
слово, стремлением что-то выгадать для себя. Даже лучшие представители
нашего нарождающегося делового мира нередко оказываются в проигрыше в
работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку просто не умеют
себя вести. Хотя наши деловые люди обычно представляют свои собственные
компании, авторитета пока им, как правило, не хватает. За рубежом ценят
проверенных временем деловых партнеров, а к новичкам относятся очень
осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим элементарные основы
современной деловой этики, надеяться на успех бесполезно.
Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает
сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых
партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому
вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в
основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на
формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее
работников.
Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена имеется много
друзей, знакомых, их можно приобрести в качестве потенциальных клиентов.