Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Этика бизнеса.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Этика бизнеса.

  1. понятие этики бизнеса.

Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.

Этика бизнеса представляет собой  изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Этика бизнеса - это, научная  дисциплина, которая изучает применение этических принципов в процессе делового общения с целью выявления соответствия целей организации моральным нормам. Это одна из разновидностей профессиональной этики. В сфере этики бизнеса разрабатываются следующие направления: • соотношение корпоративной и универсальной этики; • социальная ответственность; • исследование этических принципов в рамках ситуационного подхода; • способы повышения этического уровня организации; • изучение влияния культурных ценностей на экономическое поведение организации; • изучение влияния религиозных представлений на экономическое поведение организации и др. Структура этики бизнеса предполагает два уровня: • макроэтика; • микроэтика. Макроэтика - это часть этики бизнеса, посвященная проблемам моральных взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества. С точки зрения макроэтики можно отметить основные виды отношений: • между корпорациями; • корпорациями и государством; • корпорациями и потребителями; • корпорациями и инвесторами; • корпорациями и локальными сообществами; • корпорациями и окружающей средой. В рамках макроэтического уровня выделяют еще два подуровня: • вертикальный; • горизонтальный. Вертикальный подуровень подразумевает моральные отношения между макросубъектами, различными по своей природе, например моральные отношения между организациями и государством. Горизонтальный подуровень подразумевает моральные отношения между макросубъектами, сходными по своей природе. Примером таких отношений являются моральные отношения между организациями: клиентами, партнерами, конкурентами и т д. Микроэтика - это часть этики бизнеса, занимающаяся исследованием проблем моральных взаимоотношений между организацией и ее внутренней средой, включающей наемных работников, акционеров организации.

 

  1. принципы этики бизнеса.

Этические отношения  в бизнесе существуют в форме требований предъявляемых субъектами отношений друг другу в части выполнения обязанностей и долга нравственных принципов, лежащих в основе бизнеса и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе предприниматели, менеджеры в процессе деятельности; постоянного их самоконтроля в сферебизнеса. Этическое сознание предпринимателей, менеджеров представляет собой отражение их социального бытия и деятельности возникающих в процессе рыночных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, представлений о должном поведении и действиях. Предприниматель, менеджер действует в ценностном ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлением общества или микросоциума о добре и зле. 
Можно выделить ряд нравственных принципов этики бизнеса. Причем, рассматривая содержание этихпринципов, имеет смысл вести их поуровневое рассмотрение. 
Принцип справедливости. Первый его уровень связан с признанием равенства стартовых возможностей. В этом плане государство принимает самое активное участие в развитии бизнеса и предпринимательства, что проявляется в законодательной базе, создающей правовую основу развития бизнеса и предпринимательства. В России такая законодательная база была недостаточно продумана на первом этапе развития рыночных отношений, но, тем не менее, она способствовала проявлению инициативы в развитии предпринимательства.

Этот уровень принципа справедливости проявляется также в создании равенства стартовых возможностей каждому получить образование. Система непрерывного образования это есть также забота государства, и то, что сегодня в системе высшего образования появилась система платного обучения, это тоже влияния государства на развитие образования. С одной стороны, мы можем сказать, что эта система появилась в связи с тем, что у государства отсутствовали средства на развитие бюджетной сферы, но тем не менее, приняв закон об образовании, государство определило границы развития платной системы образования в стране. Таким образом, через систему образования государство принимает участие в создании стартовых возможностей каждому гражданину общества. Раньше государство обеспечивало возможность каждому работнику в течение своей жизни пройти через так называемую систему повышения квалификации. Такая система повышения квалификации способствовала определенному развитию уровня производства. Сегодня созданы различные школы бизнеса, большая курсовая сеть, которая позволяет получить первичные навыки по организации и ведению своего бизнеса, получить основы маркетинга, рекламы, public relations, в сфере туризма, в правовой грамотности и так далее. 
Второй уровень нравственного принципа справедливости связан с признанием неравенства стартовых возможностей. Нужно сказать, что именно к этому уровню мы были не очень подготовлены, потому что очень долго в нашей стране был лозунг всеобщего равенства. Но мы все разные, у нас у всех разные способности по разному складываются жизненные обстоятельства, поэтому психологически нам очень 
 
трудно было и остается признать этот уровень справедливости, но к сожалению такова диалектика жизни, что мы по разному достигаем своего жизненного успеха. И это сегодня аксиома жизни и, особенно, аксиома рыночных отношений. 
Принцип честности тоже будем рассматривать на двух уровнях. Первый уровень - быть честными со своими коллегами. Наверное, первое, в чем проявляется этот принцип - это принцип делегирования, на котором построена система управления в менеджменте. Плох тот руководитель, который боится или в недостаточной степени осуществляет делегирование своих полномочий. Искусство руководителя и состоит в том, чтоб таким образом построить систему управления в своей организации, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, какие самостоятельные решения, а главное, как он может их принять. 
Принцип честности в конкретном коллективе проявляется через ту организационную культуру, которая существует в этой фирме, те традиции, которые существуют в этой фирме. Далее это, конечно же, системы стимулирования труда. Насколько процесс стимулирования труда затрагивает интересы каждого, кто работает в этой фирме? Это тоже есть процесс реализации принципа честности со своими коллегами внутри фирмы. Это те привилегии, которые существуют в данном коллективе. Сегодня во многих фирмах разрабатываются кодексы чести фирм. Заглянув в такой кодекс, можно четко оценить: насколько реализован принципчестности данного предприятия и, в том числе, честности с коллегами именно в своем коллективе. 
Принцип честности с коллегами и партнерами проявляется в подходах к решению этических проблем: с точки зрения пользы; с точки зрения прав; с точки зрения справедливости; с точки зрения общественного блага; с точки зрения добродетелей (черт или свойств характера, которые побуждают к совершенству). 
Второй уровень принципа честности - это быть честными со своими клиентами, партнерами, конкурентами. И сегодня уже очень многие предприниматели, менеджеры поняли, что быть честным сегодня выгодно. Этому аспекту принципа честности в бизнесе в нашей стране крупно не повезло, потому что мы очень долгие годы думали одно, делали другое, говорили третье. 
Принцип прайвеси (privacy) - признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов. Первый уровень принципа прайвеси - это психологическое прайвеси. Для менеджеров очень важно знать проблемы своих подчиненных не только производственные, но и личные. Но как же сделать так, чтобы мои подчиненные мне могли доверить свои личные проблемы. Конечно, менеджер должен пользоваться авторитетом у своих подчиненных и доверием, потому что для моего подчиненного очень важно, чтобы проблема, возможно, сугубо личная, с которой он пришел ко мне, навсегда осталась только между нами. Если менеджер нарушил это правило, то очень скоро весь коллектив будет знать, что этому руководителю не следует доверять свои проблемы сугубо личного характера.

Следующий уровень прайвеси - это физическое прайвеси. С физическим прайвеси нам также очень не повезло. Оно нарушается у нас очень часто - от поведения на улице и в транспорте до бандитского рэкета вбизнесе. 
В целом, можно говорить о социальном прайвеси, т. е. соотнесении своих возможностей с возможностями общества, осознании своего собственного прайвеси и прайвеси своих подчиненных, прайвеси своих клиентов, партнеров и конкурентов. 
Принципдерн гендерного взаимодействия. Проблема отношения полов очень актуальна в современном менеджменте. Сегодня в бизнесе очень серьезно обсуждается проблема деловой женщины. По некоторым опросам более 84% деловых мужчин мира сказали, что они не хотели бы работать под руководством деловых женщин. Деловые мужчины отметили, что женщина не склонна к поиску и инициативе, что деловая женщина через три-четыре года становится неинтересной как руководитель по принятию своих решений: начинают срабатывать стереотипы в принятии решений. Кроме того, деловые мужчины отметили, что им очень часто кажется, что многие руководители - женщины заняли свое кресло, свое место благодаря определенным сексуальным посягательствам на мужчин. Женщинам (не без оснований) кажется, что в жизни ситуация сказывается диаметрально противоположно, но оказывается, что и мужчины думают подобным образом.

 

  1. основные концепции в этике бизнеса

Основные концепции  в этике бизнеса. 1. Религиозный  подход. 2. Теория утилитаризма. 3. Деонтическая этика. 4. Этика справедливости.

I. Религиозный  подход строится в основном  на истинах и заповедях христианского  учения: "Не лги", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и  т. д. Предприниматель при решении  любых моральных проблем обязан  руководствоваться некоторыми абсолютными  нравственными ценностями. Тем не менее использование исключительно религиозного подхода в современных условиях оказывается неприемлемым. Причинами такого ограничения становятся: • глобализация; • несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса. Процессы глобализации усиливают связи между людьми, исповедующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуцианство. Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбора, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков - пример недобросовестной наживы, а денежные средства - "презренный металл". Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение. В России на становление предпринимательства оказало значительное влияние православие. Один из первых литературных источников - "Домострой", автор которого протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует поведение купцов в соответствии с нормами православия; затрагивает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара. В России также существовала (и существует по сей день) особая оценка эффективности работы. Например, наиболее эффективной считалась та, которая могла продавать свои товары по ценам ниже своих конкурентов, иногда за счет недоплаты собственному персоналу. Тогда как за рубежом, например во Франции, товар должен быть продан по максимально высокой цене, пусть даже в меньших количествах. Еще одну особенность русской организационной культуры представляет отношение к конкурентам. Как правило, деловых отношений в обычном понимании в этом вопросе не было. Тогда как в западных культурах конкурент - это враг номер один. В России не принято также было наводить справки о кредитоспособности покупателя или других деловых сведениях, выказывая таким образом недоверие, и даже заходить в чужой амбар, чтобы случайно не раскрыть какую-нибудь коммерческую тайну. Соблюдение таких правил в современных условиях сыграло негативную роль, поскольку российские бизнесмены в силу своей доверчивости оказались не готовыми к жестким выпадам, принятым в западной культуре в отношении конкурентов, промышленному шпионажу и т. д. Характерной чертой российского предпринимательства, "связанной с соборным мироощущением русского человека, с верой в предпочтительность достижения любых целей через единение, с неприятием буржуазного эгоизма", является "широкое распространение артельных форм в разных областях народного хозяйства. Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют артели, организованные в сфере обслуживания предпринимательской деятельности: кассиры, исполнители денежных поручений, хранители товарных складов, биржевые маклеры. Артель не только давала таким людям определенные гарантии на случай непредвиденных обстоятельств, но и ручалась за своих членов перед клиентами, а значит, должна была заботиться о поддержании определенного уровня предоставляемых услуг". 2. Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оценить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии: • степень соответствия образа действия и существующих законов; • степень полезности и вредности действия. Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит, - определения действия с максимальной чистой прибылью или с минимальными расходами. Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия. Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в защиту своих идей: • теория утилитаризма согласуется с природой человека, склонного руководствоваться соображениями о пользе и вреде своего поступка в отношении себя и других людей; • имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйственную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния. Критики теории обращают внимание на следующие недостатки этой теории: • трудность количественного измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в целом без увязки результата с результатами распределения полученных благ между отдельными лицами; • невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин "страховое возмещение", поскольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утраты человеком трудоспособности); • невозможность прогнозирования размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований); • несовместимость моральных категорий: права и справедливости. Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма - скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сводится только к определению максимальной полезности, например договоренности о цене с конкурентами. 3. Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются: • неразрывная связь с обязанностями; • возможность самостоятельного и равноправного выбора цели; • возможность оправдания и защиты. Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический императив, который формулируется так: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом '*. В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок - это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуации действовали подобным образом. Это, в свою очередь, требует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на себя) любого действия. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения. Развитие идей этики долга послужило основанием для разработки концепции прав человека и демократических основ. 4. Концепция этики справедливости связана исключительно с отношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справедливости служат моральные права индивида. Суть концепции состоит в том, что человек - это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип - равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг - это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив. Тем не менее положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трактовки понятия "справедливость": • эгалитаристический; • капиталистический; • коммунистический; • Д. Ролза. Эгалитаристичесщй подход (эгалитаризм - от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения. Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным. Капиталистический подход - справедливость в этом случае подразумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие. Коммунистический подход - справедливость в рамках уравнивания всех членов общества (независимо от способностей). Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге "Теория справедливости" (1971), основан на двух принципах: • равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав; • неравенства по социально-экономическим показателям, в рамках которого должны соблюдаться условия доступности обращения каждого к властным структурам и обеспечение возможности извлечения максимальной прибыли наименее привилегированными лицами. Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и особенности современных культур вынуждают использовать различные этические системы, принципы и ценности, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.


Информация о работе Этика бизнеса