Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:59, реферат
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.
Ведущая роль в истории
Шотландского Просвещения принадлежала
Дэйвиду Юму (1711-1776) - философу, историку,
экономисту и публицисту, дипломату.
Понимая озабоченность своих
современников этическими проблемами,
он задался целью обновить науку
о нравственности. В поисках мотивов,
которые заставили бы людей следовать
требованиям "общественного блага",
он обратился к альтруистическому
чувству общечеловеческой "симпатии",
которое противопоставлял индивидуализму.
Влияние Юма на шотландскую культуру
с особой силой проявилось в деятельности
философского общества, созданного в
Эдинбурге. На заседаниях философского
общества главное внимание уделялось
роли права, политических институтов в
развитии многообразных общественных
связей.
Новый этап поисков
шотландскими просветителями альтернативных
форм гражданского поведения связан
с Адамом Смитом (1723-1790). Этот выдающийся
теоретик товарно-денежных отношений
стал их горячим защитником и пропагандистом
во многом по морально-этическим
Оно представлено именами
Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля
Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и
др. Во Франции уделом просветителей
было своего рода "отщепенчество",
порождающее в их среде политический
радикализм и мессианские настроения,
оппозицию существующему строю.
Порой их протест принимал форму
атеизма, иногда он проявлялся в идеализации
прошлого, например, республиканского
строя античных государств. Французское
Просвещение не представляло собой
вполне однородного идейного течения:
между его представителями были
немалые различия.
Ш.Л. Монтескье (1689-1755)
в своих философско-
Блестящий, насмешливый,
искрящийся талантом и остроумием Вольтер
(1694-1778) писал во всех жанрах - трагедии,
стихи, исторические сочинения, философские
романы, сатирические поэмы, политические
трактаты и статьи. Он выступал смелым
и непримиримым противником церкви
и клерикализма, подвергал осмеянию
мораль и догмы феодального общества,
беззаконие и пороки абсолютистского
режима. Из-за своей острой сатиры социального
и политического зла был
Среди многочисленных
его произведений "Философские
письма", философская повесть "Кандид,
или Оптимизм", "Философский
словарь", отразивший религиозный
скептицизм и общественно-политические
воззрения эпохи Просвещения.
Философами-материалистами
были также Цени Дидро (1713-1784) - главный
редактор и вдохновитель знаменитой
35-томной "Энциклопедии" (1751- 1780); Поль
Гольбах (1723-1789) - автор "Системы природы",
главного произведения французского материализма
и атеизма; сторонник радикального
материализма и механицизма, рассматривающий
человека как самозаводящуюся машину
- Жюльен Ламетри (1709-1751), автор "Человека-машины"
и "Человека-растения"; Клод Адриан
Гельвеции (1715-1771) - основной его труд
"Об уме" был сожжен по распоряжению
парламента как представляющий опасность
для государства и религии.
Целый этап просветительского
движения Франции связан с именем
Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось
к требованию вывести общество из
состояния всеобщей испорченности
нравов. Выход виделся ему не только
в правильном воспитании, материальном
и политическом равенстве, но и в
прямой зависимости морали и политики,
морали и общественного строя. В
противоположность философам, считавшим
себялюбие и эгоизм совместимыми
с общественным благом, он требовал
подчинения личности благу общества.
Руссо писал: Всякий
человек добродетелен, когда его
частная воля во всем соответствует
общей воле.
Руссо - автор выдающегося
сочинения "Об общественном договоре..."
(1762), в котором особое значение придается
правам человека и их соотношению
с правами государства. В романе
"Эмиль, или О воспитании" (1762)
Руссо особо подчеркнул новую
теорию воспитания, выразил свои эстетические
и педагогические взгляды.
Руссо был одним
из тех, кто духовно подготавливал
Французскую революцию. Он оказал огромное
влияние и на современную духовную
историю Европы с точки зрения
государственного права, воспитания и
критики культуры. Характерной особенностью
исторического развития немецкой нации
в этот период была экономическая
и политическая раздробленность
страны. Передовые умы Германии,
задумываясь над судьбами своей
страны, видели, что путь к ее благоденствию
лежит через устранение феодальных
порядков и объединение страны. Идея
национального единства доминировала
в творчестве просветителей, но в XVIII
в. она никогда не перерастала
в национализм и шовинизм. Философия
Немецкого Просвещения
Немецкие философы
в отличие от французских просветителей
осторожно обращались с верой
в бога. Церковь стремилась не выпускать
из своих уз духовную жизнь страны.
В этом она находила поддержку
государства. Борьба за Просвещение
за редкими исключениями проходила
под лозунгами веротерпимости, создания
"улучшенной" религии.
Один из парадоксов
Немецкого Просвещения
В дискуссии, проводившейся
на страницах периодической
Правление отеческое,
при котором подданные, как несовершеннолетние,
не в состоянии различить, что
для них действительно полезно
или вредно...
Кант обосновал
правовые формы и методы борьбы за
изменение государственного и общественного
строя, которые предполагают путь постепенных
реформ, и исключают грубое насилие.
Современник раннего
Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)
- поэт, драматург, литературный критик,
философ. В 1730 г. он написал тезисы "Воспитание
человеческого рода", главная идея
которых - единство человеческого рода,
его всеохватной целостности. Хотя Лессинг
берет в качестве примера единства европейскую
историю, тем не менее, он исходит из идеи
всеобщей судьбы людей. Лессинг считал,
что и человечество возникает только тогда,
когда эта общность осознается. К этой
мысли Лессинга мы только теперь начинаем
привыкать.
Лессинг высоко оценивал
роль христианства в человеческой истории,
возвеличивая в нем моральную
сторону. Но высокая оценка христианской
святости, по его мнению, не означала,
что духовная эволюция человеческого
рода завершается именно этой религией.
По мнению Лессинга, человечество не остановится
на этой стадии. Придет новая ступень
зрелости - "эпоха нового, вечного
Евангелия". И именно в эту пору
нравственность окажется универсальным,
безусловным принципом
Эта мысль Лессинга
о постепенном наращивании
Глубокими гуманистическими
раздумьями пронизано творчество другого
немецкого просветителя Иоганна
Готфрида Гердера (1744-1803). В работе "Еще
одна философия истории для
Таким образом, Немецкое
Просвещение рассматривало
Русское Просвещение
унаследовало проблематику Европейского
Просвещения, но осмысливало и развивало
ее вполне самобытно, в контексте
с исторической ситуацией, сложившейся
в российском обществе того времени.
Просветители создали
особую нравственную философию, с помощью
которой они определяли основные
принципы этики, поведения людей
в обществе. Главные положения
нравственной философии изложены в
работе "Право естественное" А.П.
Куницына (1783-1840). Нравственность в этом
сочинении рассматривается как естественное
состояние человеческой природы. Восхищение
человеком, как совершеннейшим созданием
природы, свойственно всей просветительской
мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме
"Человек" И.П. Панина (1773-1805). Это своеобразный
гимн его величию, его деяниям, свершая
которые человек преодолевает в себе раба.
Вместе с тем, русские просветители задумывались
над тем, почему свободомыслие как глубинная
потребность человека с таким трудом реализуется
в реальных условиях. Свобода или свободолюбие
рассматриваются русскими просветителями
как абсолютная ценность. Без свободы
человек существовать не может, все его
поступки продиктованы стремлением обрести
свободу.
Огромное место
в трудах русских просветителей
отводилось переустройству общества.
Целью свободного общества, по мнению
просветителей, является благополучие
граждан. А.Ф. Бестужев (1761-1810) писал.
Государство только
тогда счастливо, когда оно любимо
своими соотечественниками. Живя в
обществе, основанном на свободе и
счастье, человек должен быть его
достойным гражданином. Поэтому
интерес просветителей к
Начало развитию
просветительства в России положил
М.В. Ломоносов (1711-1765). Его стараниями
в 1755 г. был открыт Московский университет.
Он немало способствовал
В 60-80-е годы XVIII в.
приходит новое поколение русских
просветителей. Среди них почетное
место занимают А.Я. Поленов (1738-1816),
автор записки "О крепостном состоянии
крестьян в России", проникнутой
сочувствием к крестьянам, печальным
своим примером показывающим, "сколь
пагубно конечное угнетение для
людей". Я.П.Козельский (ок. 1728 - ок. 1794)
в своих "Философских предложениях"
предупреждал, что накопившиеся обиды
могут превысить терпение крестьян,
и их выступление против обидчиков
будет подобно напору реки, прорвавшей
плотину. Он развивал идеи справедливого
общественного устройства, выступал
против крепостничества.
Д.С. Аничков (1733-1788),
профессор Московского
С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789)
- профессор права Московского
университета, предложивший в 1768 г. программу
преобразований государственного строя
России в конституционную монархию.
Идеи просветительства
нашли широкое распространение
в русской литературе - в произведениях
Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), написавшего
широко известные комедии "Недоросль"
и "Бригадир", обличавшие нравы
помещиков, в одах Г.Р. Державина (1743-1816).