Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа
Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
2) Создать условия для того, чтобы деятельность администраций городов становилась все более прозрачной, так как это является важным фактором при оценке инвестиционной привлекательности территории.
Рекомендации для областного и местного уровней власти.
1) Разрабатывать областные программы развития предпринимательства, которые помогают объединять предпринимателей и формировать единый областной бренд. При этом целесообразно привлекать зарубежное финансирование или со-финансирование, в том числе, посредством привлечения на территории муниципальных образований донорских программ, например, Тасис, Оксфам и т.д.
2) Упростить регистрацию для предпринимателей в муниципалитетах. Не заставлять их постоянно выезжать для решения проблем в областной центр.
3) Разработать областные программы, целью которых будет создание в муниципалитетах бизнес-инкубаторов или бизнес-центров, на базе которых предприниматели смогут получать необходимые знания и консультации, а так же доступ к интернет.
4) Разработать меры поддержки женского предпринимательства, что актуально для муниципалитетов, в связи с миграцией мужчин на «заработки» в крупные города.
5) Разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности малых предприятий малых городов, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса, повышение статуса предпринимателя.
6) Популяризировать участие малых предпринимателей в выставках, ярмарках. Использовать опыт успешных выставок и ярмарок в других городах. Организовывать выездные ярмарки для предпринимателей в другие регионы.
7) Организовывать обучение представителей местного самоуправления и предпринимателей. Например, на базе ММЦ Калуга была организована передача опыта Швеции для калужских предпринимателей, органов власти и губернатора.
8) Стимулировать общение предпринимателей друг с другом, например, организовывать тематические или выездные круглые столы, где предприниматели из разных субъектов федерации смогут познакомиться и поделиться опытом. Возможно приурочить их к ярмаркам. Необходимо доводить до предпринимателей информацию по планируемым мероприятиям.
9) Создать рабочую группу, которая сможет ездить по территории области и определять инвестиционно привлекательные территории, в первую очередь в сфере туризма (экологического, исторического, литературного, молодежного), так как практически около каждого муниципального образования можно определить очень выгодные места для развития кемпинга, а в последствии и создания базы отдыха. Это особенно актуально сейчас, когда популярен экологический туризм. Здесь можно привести в пример опыт Норвегии, где организованы различные туристические маршруты во все уголки страны, как наземным транспортом, так и водным.
10) Развивать туристические услуги и сопутствующие бизнесы одновременно[29]: небольшие отели, кафе, различные музеи прикладного искусства и народного творчества (как, например, «Музей Чайника» и «Музей Утюга» в г.Переславль-Залесский, где собраны различные предметы народного быта. Территория музеев – обычный дом из бруса, в музеях продаются различные изделия местных мастеров). Создавать паркинги, центры организации досуга детей, молодежи и взрослых.
11) Упростить предоставление в аренду и собственность земли и помещений.
12) Доводить информацию о реализуемых областных программах по поддержке МСП до предпринимателей малых городов. Публиковать информацию на стендах, в местных СМИ.
13) Принимать любые посильные меры по расширению доступа населения и предпринимателей в интернет (для начала, за счет школ, интернет-кафе).
14) Проводить более активную политику по привлечению инвестиций на территории муниципальных образовании – интересоваться различными международными проектами и приглашать их на территорию муниципальных образований.
15) Участвовать в областных и федеральных программах – интересоваться существующими программами и предлагать возможности своего участия в них.
В части образования:
1) Проводить компьютерные курсы для предпринимателей; обучать использовать интернет, особенно правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», где в свободном доступе можно изучать основные законодательные акты; показать возможности использования интернет для самообучения, маркетинга, поиска партнеров, рынков, поставщиков.
2) Рассмотреть возможность на базе образовательных учреждений малых городов организовать бизнес-центр или консультационный центр по вопросам экономики, маркетинга, менеджмента, правоведения и т.д.
3) Предусмотреть недорогие интенсивные бизнес-курсы для предпринимателей по финансовому менеджменту, маркетингу, управлению предприятием, развитием бизнеса, возможно, с приглашением преподавателей выездных семинаров из области.
4) На базе школ факультативно преподавать дисциплины: организация предпринимательской деятельности, экономика предприятия, менеджмент, маркетинг, информационные технологии, налогообложение, бухгалтерский учет с посещением успешных предприятий, что позволит молодежи видеть перспективы развития предпринимательства в городе и иметь необходимые, для начинающего предпринимателя, знания.
5) Популяризировать информацию о бизнес-инкубаторах и техно-парках для представителей малого и среднего бизнеса малых городов.
6) Проводить обмен положительным опытом.
Развитие предпринимательства в каждом городе положительно отразится на уровне жизни населения, количестве налоговых поступлений, развитие предпринимательства в социальной сфере позволит занять детей и подростков и обучить их различным навыкам. С ростом количества рабочих мест прекратится отток трудоспособного населения из городов.
Рекомендации для предпринимателей.
Помимо рекомендаций властям различного уровня представляется целесообразным обратить внимание населения и уже действующих предпринимателей, что есть возможности развития бизнеса скооперировавшись или развить бизнес не требующий крупных финансовых вложений, а так же обратить внимание предпринимателей на иные, нежели кредитования способы привлечения ресурсов.
1. Возможности открытия востребованного нового бизнеса (вне торговли). Основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели при создании бизнеса – отсутствие финансовых средств, однако многие предприниматели, ранее начавшие свою деятельность в торговле, на сегодняшний день уже обладают определенными сбережениями. Этих сбережений у одного предпринимателя может не хватить на открытие еще одного вида бизнеса вне торговой сферы, но если несколько предпринимателей объединятся, то их совместных финансовых средств будет достаточно для начала нового бизнеса.
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства.
Одним из важных источников инвестиций в малый бизнес, особенно в условиях явно недостаточного уровня финансирования развития российского предпринимательства, способно стать долгосрочное кредитование,
Коммерческому кредиту отводится сегодня весьма важное место в финансовом обеспечении сферы малого предпринимательства. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь идет в данном случае о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.
Организация долгосрочного кредитования базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности. Важным цивилизационным признаком проявления интереса банковской системы к кредитованию малого бизнеса является перевод отношений между банком и малым предприятием на официальную договорную основу. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банком и предприятием- заемщиком (субъектом кредитования).
При решении вопроса о выдаче долгосрочного инвестиционного кредита банк анализирует перспективы экономического роста кредитуемого субъекта, объемы реализации продукции и ожидаемый рост доходов. Эта информация должна содержаться в бизнес-планах, которые подготавливаются по каждому инвестиционному проекту. Как правило, коммерческий банк кредитует только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости и наличие источников возврата кредита, обеспечивают окупаемость финансируемых вложений в более короткие сроки, чем среднеотраслевые сроки окупаемости.
Практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться наиболее приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки. Кроме того, кредитование, осуществленное с долевым участием государственных средств в уставном капитале банка, при определенных условиях дает возможность национализировать нужные государству предприятия путем обращения взыскания на имущество должника, если последнее было оформлено в качестве залога при выдаче инвестиционного кредита.
В ближайшей перспективе ситуацию необходимо изменить в лучшую сторону. Обостряющаяся конкуренция в банковском секторе в сочетании с намерениями Правительства России допустить более масштабное присутствие иностранных участников в российском банковском секторе, побуждает отечественные банки расширять спектр кредитуемых субъектов, обращая внимание, в первую очередь, «а малый инновационный бизнес как потенциального заемщика. Это становится возможным благодаря обращению самих банков к технологическим инновациям, что позволило повысить уровень управляемости бизнес-процессами, документопотоками и приступить к внедрению интеллектуальных автоматизированных систем принятия решений.
Для реализации этой задачи предлагается:
- компенсировать банкам (по прецеденту льготного бюджетного кредитования) до 100 процентов ставки рефинансирования;
- компенсация должна выплачиваться банкам в момент списания средств с
корреспондентского счета банка на ссудный счет заемщика (при условии, что эти средства по сроку «день в день» будут списаны согласно бизнес-плану с ссудного счета заемщика по его платежному документу, оформленному заранее и готовому к немедленному и безакцептному исполнению). В рамках предлагаемой схемы, банк извещает заемщика о решении выдать кредит по установленной ставке. Заемщик, в свою очередь, извещает распорядителя бюджетных средств и дает поручение о списании суммы, предназначенной для компенсации ставки по предоставляемому кредиту, в пользу банка— кредитора. Таким образом, средства, предназначенные для поддержки банка - кредитора в указанном выше объеме, поступят непосредственно на расчетный счет банка, минуя расчетный счет заемщика;
- банку от имени распорядителя бюджетных средств заключать договора страхования предпринимательского риска и риска невозврата по выдаваемым на льготных условиях кредитам, в пользу банка - кредитора в размере до 20 процентов от суммы кредита. Такой уровень страхового платежа должен стать для банков весьма привлекательным фактором мотивации кредитования, т.к. соответствует самым дорогим VIP-полисам на страховом рынке.
Чтобы коммерческие банки были заинтересованы в кредитовании инвестиционных проектов инновационной направленности, что представляется жизненно важным в русле структурной перестройки российской экономики, необходимо увеличить доходы банков от работы в этом сегменте финансового рынка. Доходом банка является разница в стоимости привлечения денег и их размещением. На стоимость привлечения ресурсов в значительной степени влияет норматив обязательных резервов банка. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» банки обязаны выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств.
Перспективы внесения изменений и дополнений в статью 25 «Норматив обязательных резервов банка» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2004г.) следует рассматривать в корреспонденции со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которая определяет права Банка России по установлению нормативов обязательных резервов, порядку их депонирования, возможные количественные границы обязательных резервов, а также меры ответственности за нарушение нормативов обязательных резервов.
Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитующих организаций и связывания на определенном уровне денежной массы в обращении. При повышении нормы резервирования Банком России уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в обороте и используемых кредитной организацией для расширения кредитных операций. Снижение уровня обязательных резервов соответственно увеличивает возможности проведения коммерческим банком кредитных операций. Именно в этом заинтересованы коммерческие банки и все предприятия и организации, испытывающие потребность в заемных средствах. Банк России для исчисления нормативов обязательных резервов, устанавливает два критерия - сроки и виды привлекаемых средств.
Было бы полезно предложить внести изменения в Положение ЦБ «Об обязательных резервах кредитных организаций»[30], депонируемых в Центральном банке Российской Федерации, направленные на уменьшение пассивных остатков на счетах, учитывающихся при расчете фондов резервирования (ФОР), на суммы кредитов, предоставленных для реализации федеральных и региональных Программ развития и поддержки малого предпринимательства, утвержденных в установленном порядке и внесенных в Перечень, согласованный Банком России.
Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства