Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

 

В основе экономики рыночного типа на микроуровне ле­жит пятиэлементная система финансирования ее системообра­зующих компонентов (предприятий): самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и вза­имное финансирование хозяйствующих субъектов.

Самофинансирование. В этом случае речь идет о финанси­ровании деятельности фирмы за счет генерируемой ею прибы­ли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собствен­ники предприятия всегда имеют выбор между: (а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты, (б) реин­вестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение получен­ного дохода представляется им наиболее предпочтительным, и (в) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части — реинвестированная прибыль и дивиденды.

Именно последний вариант является наиболее распростра­ненным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности, получить выгоды в случае различий в налогообложении реализованного и капита­лизированного доходов (если это предусмотрено действующим налоговым законодательством) и др.

Самофинансирование — наиболее очевидный способ мобили­зации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных ис­точников финансирования.

Финансирование через механизмы рынка капитала. Доста­точно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому пред­приятие прибегает к привлечению средств из других источни­ков. Наиболее значимый источник — рынки капитала.

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В пер­вом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополни­тельных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные цен­ные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предостав­ленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа[10].

По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компа­нии практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в доста­точно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирова­ния, функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регули­руются как государственными органами, так и собственно ры­ночными механизмами. В частности, роль государства прояв­ится в антимонопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капита­лов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необоснованно больших объемов финансирования, то здесь следует упомянуть о зависимости структуры капитала и финансового риска и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование вы­глядит весьма привлекательным. Получение банковского кре­дита, в принципе, не связано с размерами производства заем­щика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью рас­пространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита мо­жет быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная пробле­ма заключается в том, как убедить банкира выдать долгосроч­ный кредит на приемлемых условиях.

Для нормального функционирования экономики крайне необ­ходимо развитие сети инвестиционных банков; именно эти банки исключительно значимы в странах с развитой рыночной экономи­кой, поскольку им в известной степени принадлежит связующая роль между компаниями и рынками капитала (напомним, что традиционно банк понимается как организация, занимающаяся ссудозаемными и сберегательными операциями; инвестиционный банк —это компания, специализирующаяся на организации эмис­сии, гарантировании размещения и торговле ценными бумагами).

Неудовлетворительное текущее положение с инвестицион­ным климатом в России, проявляющееся в том числе и в от­сутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточ­но узкий спектр операций, выполняемых отечественными бан­ками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый ме­тод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источ­ник средств практически бесплатен. Нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, «омертвленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том чис­ле и разветвленности и гибкости банковской системы. Принци­пиальное отличие данного метода финансирования от предыду­щих заключается в том, что он является составной частью систе­мы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.

В условиях централизованно планируемой экономики име­ет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы — бюджетного финансирования и взаим­ного, финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствую­щих субъектов. Прибыль — наиболее дешевый и быстро моби­лизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограничен­ны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей при­были. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и про­ведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; по­этому к данному источнику прибегают лишь после тщатель­ной подготовки и в случае необходимости мобилизации круп­ного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Перечисленными способами не исчерпывается все их мно­гообразие. В последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся — финансовый лизинг[11].

 

1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства

 

Хотелось бы остановиться поподробнее на имущественной поддержке, предусмотренной ст.18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Законом четко установлено, что указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Закон № 209-ФЗ будет способствовать активизации деловой активности предпринимателей, что должно привести к росту количества малых и средних предприятий и численности занятых на них работников, к наращиванию экономического потенциала малого и среднего бизнеса, расширению его налогооблагаемой базы, а главное - к увеличению его вклада в ВВП страны.

Традиционно к системе поддержки малого предпринимательства относятся вопросы предоставления льгот и преференций, связанных с приобретением недвижимого имущества. По статданным в среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3 лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3 лет, владеют собственным помещением.

Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Для этого необходимо приступить к работе по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью небанковских депозитно-кредитных организаций. Значительная часть кредитов этих организаций предоставляется малому бизнесу.

Развитию сектора микрофинансирования малого бизнеса будет способствовать новый Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Этот федеральный закон имеет универсальный характер и будет способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов.

Принимая во внимание, что венчурные и инновационные предприятия в значительной степени являются субъектами малого и среднего предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сферах венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства.

Одним из важнейших направлений поддержки предпринимательства является работа по возрождению ремесленничества как неотъемлемой части малого и среднего бизнеса. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ремесленничество является необходимым сектором любой национальной хозяйственной системы[12].

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

        специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

        упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

        упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

        льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

        особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

        меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

        меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

        меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

        иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

      ФЗ "О бухгалтерском учете";

      Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

      Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

      Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

      налога на прибыль (гл.25);

      налога на добавленную стоимость, далее НДС (гл.21);

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства