Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа
Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
В дипломной работе предложены следующие перспективные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
а) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка федеральных законов «О малом предпринимательстве», «О кредитной кооперации», «О венчурном финансированию);
б) оказание финансовой поддержки вновь открывающимся малым
предприятиям посредством предоставления налоговых льгот и льготного
кредитования;
в) стимулирование деятельности инновационных малых предприятий путем льготного кредитования, выделения субсидий и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий, а также создание венчурных компаний;
г) создание специализированных учреждений, которые будут оказывать финансовую помощь малым предприятиям в следующих формах: предоставление долевых ссуд малым предприятиям из собственного бюджета, предоставление гарантии по кредитам, финансирование специальных программ, участие в капитале инновационных компаний малого бизнеса, предоставление долгосрочных займов (на срок более года) на льготных условиях, обеспечивать гарантирование и страхование кредитов;
д) финансирование из федерального и местного бюджета экономических и технических консультаций и мероприятий по обучению квалификации сотрудников и руководителей малых предприятий;
е) применение льготного порядка амортизации, в первую очередь для инвестиционных кредитов.
Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Европейском союзе насчитывается около 23 млн. малых и средних предприятий, или 99% от общего количества предприятий, на которых работает около 100 млн. человек. Доля таких предприятий в валовом внутреннем продукте Европейского союза достигает 60% и рассматривается как его "становой хребет".
Значительные усилия по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прилагаются и в Российской Федерации. Руководителями государства неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на защиту прав предпринимателей.
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание при этом уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками, акционерными коммерческими банками, различными фондами.
Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).
Малый бизнес как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее практически все отрасли деятельности малых городов способствует решению таких задач, как:
обеспечение занятости и рост материального благосостояния населения, что будет способствовать культурному развитию населения и удовлетворению материальных потребностей посредством развития рынка потребительских товаров и сферы услуг;
содействие развитию конкурентной рыночной экономики;
обеспечение формирования среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества;
повышение инвестиционной привлекательности территорий.
По результатам настоящего исследования и с учетом данных других аналогичных исследований последнего времени предложен ряд рекомендаций для структур поддержки федерального уровня, для предпринимателей и для местной власти малых городов.
Рекомендации для федерального уровня власти.
1) Предусмотреть решение коренных системных проблем: проверки, доступ к финансам, упрощение регистрации, доступ к энергоресурсам и инженерным сетям, информационная поддержка, интернет.
2) Предусмотреть более масштабное исследование предпринимательского потенциала малых городов (совместно с областными администрациями) в целях определения перспективных направлений развития малого бизнеса для КАЖДОГО малого города России или для типов малых городов (туризм, экотуризм, агрофирмы, производство и пр.).
3) Изучить и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран.
4) Организовывать для местной и областной власти выездные круглые столы, семинары, конференции по передаче опыта развития малого и среднего бизнеса в малых городах других регионов или стран.
Для повышения эффективности деятельности сотрудников администраций различного уровня необходимо для них проводить дополнительное обучение компьютерной грамотности.
Доводить информацию о реализуемых областных программах поддержки до муниципалитетов и предпринимателей.
5) На данный момент предприниматели малых городов в качестве поддержки видят только льготное финансирование. Необходимо посредством СМИ популяризировать и другие виды поддержки: обучение, консультирование, обмен положительным опытом и т.д.
6) По данным ВЦИОМ, в 2008г. только 51% населения считает, что предпринимательская деятельность идет на пользу России, поэтому необходимо посредством СМИ проводить рекламу вовлечения населения в частный бизнес и популяризировать предпринимательство.
7) Разработать пилотный проект федерального уровня для предпринимателей малых городов: отобрать несколько малых городов, где администрация проявляет активную позицию и существует активное предпринимательское сообщество или есть возможность сформировать его, создать на их основе инфраструктуру поддержки и оказать помощь наиболее перспективным предприятиям.
8) Постоянно информировать регионы о возможности участия в совместных и международных программах по развитию предпринимательства (пример – Алексин, Тула, проекты на Северо-Западе России). Дать примеры сайтов, кратко описать результаты проектов, что это дало местному сообществу.
9) Создать портал по лучшей практике поддержки предпринимательства или использовать информационные ресурсы ТПП РФ и территориальных палат.
В части доступа к финансовым ресурсам:
1) Развивать микрофинансирование и лизинг. Использовать положительный опыт.
2) Субсидировать кредиты предпринимателям, ведущим деятельность в секторах с долгим сроком окупаемости.
3) Развивать систему венчурного финансирования.
Рекомендации для областного и местного уровней власти.
1) Разрабатывать областные программы развития предпринимательства, которые помогают объединять предпринимателей и формировать единый областной бренд.
2) Упростить регистрацию для предпринимателей в муниципалитетах. Не заставлять их постоянно выезжать для решения проблем в областной центр.
3) Разработать областные программы, целью которых будет создание в муниципалитетах бизнес-инкубаторов или бизнес-центров, на базе которых предприниматели смогут получать необходимые знания и консультации, а так же доступ к интернет.
4) Разработать меры поддержки женского предпринимательства, что актуально для муниципалитетов, в связи с миграцией мужчин на «заработки» в крупные города.
5) Разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности малых предприятий малых городов, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса, повышение статуса предпринимателя.
6) Популяризировать участие малых предпринимателей в выставках, ярмарках. Использовать опыт успешных выставок и ярмарок в других городах. Организовывать выездные ярмарки для предпринимателей в другие регионы.
7) Организовывать обучение представителей местного самоуправления и предпринимателей. Например, на базе ММЦ Калуга была организована передача опыта Швеции для калужских предпринимателей, органов власти и губернатора.
8) Стимулировать общение предпринимателей друг с другом, например, организовывать тематические или выездные круглые столы, где предприниматели из разных субъектов федерации смогут познакомиться и поделиться опытом.
Создать рабочую группу, которая сможет ездить по территории области и определять инвестиционно привлекательные территории, в первую очередь в сфере туризма (экологического, исторического, литературного, молодежного), так как практически около каждого муниципального образования можно определить очень выгодные места для развития кемпинга, а в последствии и создания базы отдыха.
Развивать туристические услуги и сопутствующие бизнесы одновременно: небольшие отели, кафе, различные музеи прикладного искусства и народного творчества (как, например, «Музей Чайника» и «Музей Утюга» в г.Переславль-Залесский, где собраны различные предметы народного быта.
9) Упростить предоставление в аренду и собственность земли и помещений.
10) Доводить информацию о реализуемых областных программах по поддержке МСП до предпринимателей малых городов. Публиковать информацию на стендах, в местных СМИ.
11) Принимать любые посильные меры по расширению доступа населения и предпринимателей в интернет .
12) Проводить более активную политику по привлечению инвестиций на территории муниципальных образовании – интересоваться различными международными проектами и приглашать их на территорию муниципальных образований.
13) Участвовать в областных и федеральных программах – интересоваться существующими программами и предлагать возможности своего участия в них.
Список использованной литературы
46. Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. - М.: Академия менеджмента и рынка, 2008
54. Рыбников А. А. Мелкая промышленность и ее роль в восстановлении русского народного хозяйства. М., 2008
57. Чепурено А. Малое предпринимательство в России (по заказу Фонда им. Фридриха Наумана (Московское бюро). - М, 2008.
Приложения
[1] Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2008. – 424 с.
[2] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2007. – 521 с.
[3] Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2008. - № 1. – с. 19-22.
[4] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2007. – 521 с.
[5] Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Мединский, Л. Г. Скамай. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 289 с.
[6] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.
[7] Колодина И. Малое предпринимательство просится в нацпроект. Российская газета от 3.05.2008.
[8] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.
[9] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.
[10] Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. - М.: Финансы и статистика, 2006.
[11] Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. – М.: Проспект, 2007.
[12] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.
[13] Бондаренко, Г. В. Развитие малого предпринимательства в современной России / Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008
[14] Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / С.А. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
[15] Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / С.А. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
[16] Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
[17] Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
[18] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во Перспектива, 2006.
[19] Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. - М.: Академия менеджмента и рынка, 2008
[20] htpp://www. nisse.ru/
[21] Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. Саратов, 2005. С. 300.
[22] Макрусев В.В., Сафронов А.В. Проблемные вопросы содействия участникам внешнеторговой деятельности (таможенный аспект) // Форум: Метод. сборник. Вып. 13. М., 2004. С. 85.
[23] Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции от 21 мая 1998 г. // Таможенный вестник. 1998. N 14.
[24] Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 (в ред. от 6 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2400.
[25] Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.
[26] «Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в КЧР. Исследование неформального бизнеса». Декабрь 2007г., «Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в РСО-А. Исследование неформального бизнеса». Декабрь 2007г. Отчеты подготовлен маркетинговым агентством «Медиа Навигатор» по заказу Консультативной службы по иностранным инвестициям, Группа Всемирного банка
[27] Малое предпринимательство Китая. www.giac.ru
[28] http://sociocom.ru/2008/07/22/
[29] Опыт реализации муниципального компонента проекта Оксфам "Групповая работа с представителями пилотных муниципальных образований, направленная на укрепление социально-экономического потенциала местного самоуправления и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса на территории муниципальных образований" / Под общей редакцией С.С. Исуповой - Москва, 2007, 193 с.
[30] Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»
[31] Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства. ИАЦ МЦРП. www.giac.ru, 2009; http: // www.sba.gov/aboutsba и др.
Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства