Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

В дипломной работе предложены следующие перспективные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

а)              совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка федеральных законов «О малом предпринимательстве», «О кредитной кооперации», «О венчурном финансированию);

б)              оказание финансовой поддержки вновь открывающимся малым
предприятиям посредством предоставления налоговых льгот и льготного
кредитования;

в)              стимулирование деятельности инновационных малых предприятий путем льготного кредитования, выделения субсидий и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий, а также создание венчурных компаний;

г)              создание специализированных учреждений, которые будут оказывать финансовую помощь малым предприятиям в следующих формах: предоставление долевых ссуд малым предприятиям из собственного бюджета, предоставление гарантии по кредитам, финансирование специальных программ, участие в капитале инновационных компаний малого бизнеса, предоставление долгосрочных займов (на срок более года) на льготных условиях, обеспечивать гарантирование и страхование кредитов;

д)              финансирование из федерального и местного бюджета экономических и технических консультаций и мероприятий по обучению квалификации сотрудников и руководителей малых предприятий;

е) применение льготного порядка амортизации, в первую очередь для инвестиционных кредитов.

Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Европейском союзе насчитывается около 23 млн. малых и средних предприятий, или 99% от общего количества предприятий, на которых работает около 100 млн. человек. Доля таких предприятий в валовом внутреннем продукте Европейского союза достигает 60% и рассматривается как его "становой хребет".

Значительные усилия по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прилагаются и в Российской Федерации. Руководителями государства неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на защиту прав предпринимателей.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание при этом уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками, акционерными коммерческими банками, различными фондами.

Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).

Малый бизнес как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее практически все отрасли деятельности малых городов способствует решению таких задач, как:

      обеспечение занятости и рост материального благосостояния населения, что будет способствовать культурному развитию населения и удовлетворению материальных потребностей посредством развития рынка потребительских товаров и сферы услуг;

      содействие развитию конкурентной рыночной экономики;

      обеспечение формирования среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества;

      повышение инвестиционной привлекательности территорий.

По результатам настоящего исследования и с учетом данных других аналогичных исследований последнего времени предложен ряд рекомендаций для структур поддержки федерального уровня, для предпринимателей и для местной власти малых городов.

Рекомендации для федерального уровня власти.

1)  Предусмотреть решение коренных системных проблем: проверки, доступ к финансам, упрощение регистрации, доступ к энергоресурсам и инженерным сетям, информационная поддержка, интернет.

2)  Предусмотреть более масштабное исследование предпринимательского потенциала малых городов (совместно с областными администрациями) в целях определения перспективных направлений развития малого бизнеса для КАЖДОГО малого города России или для типов малых городов (туризм, экотуризм, агрофирмы, производство и пр.).

3)  Изучить и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран.

4)  Организовывать для местной и областной власти выездные круглые столы, семинары, конференции по передаче опыта развития малого и среднего бизнеса в малых городах других регионов или стран.

Для повышения эффективности деятельности сотрудников администраций различного уровня необходимо для них проводить дополнительное обучение компьютерной грамотности.

Доводить информацию о реализуемых областных программах поддержки до муниципалитетов и предпринимателей.

5)  На данный момент предприниматели малых городов в качестве поддержки видят только льготное финансирование. Необходимо посредством СМИ популяризировать и другие виды поддержки: обучение, консультирование, обмен положительным опытом и т.д.

6)  По данным ВЦИОМ, в 2008г. только 51% населения считает, что предпринимательская деятельность идет на пользу России, поэтому необходимо посредством СМИ проводить рекламу вовлечения населения в частный бизнес и популяризировать предпринимательство.

7)  Разработать пилотный проект федерального уровня для предпринимателей малых городов: отобрать несколько малых городов, где администрация проявляет активную позицию и существует активное предпринимательское сообщество или есть возможность сформировать его, создать на их основе инфраструктуру поддержки и оказать помощь наиболее перспективным предприятиям.

8)  Постоянно информировать регионы о возможности участия в совместных и международных программах по развитию предпринимательства (пример – Алексин, Тула, проекты на Северо-Западе России). Дать примеры сайтов, кратко описать результаты проектов, что это дало местному сообществу.

9)  Создать портал по лучшей практике поддержки предпринимательства или использовать информационные ресурсы ТПП РФ и территориальных палат.

В части доступа к финансовым ресурсам:

1)  Развивать микрофинансирование и лизинг. Использовать положительный опыт.

2)  Субсидировать кредиты предпринимателям, ведущим деятельность в секторах с долгим сроком окупаемости.

3)  Развивать систему венчурного финансирования.

Рекомендации для областного и местного уровней власти.

1)  Разрабатывать областные программы развития предпринимательства, которые помогают объединять предпринимателей и формировать единый областной бренд.

2)  Упростить регистрацию для предпринимателей в муниципалитетах. Не заставлять их постоянно выезжать для решения проблем в областной центр.

3)  Разработать областные программы, целью которых будет создание в муниципалитетах бизнес-инкубаторов или бизнес-центров, на базе которых предприниматели смогут получать необходимые знания и консультации, а так же доступ к интернет.

4)  Разработать меры поддержки женского предпринимательства, что актуально для муниципалитетов, в связи с миграцией мужчин на «заработки» в крупные города.

5)  Разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности малых предприятий малых городов, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса, повышение статуса предпринимателя.

6)  Популяризировать участие малых предпринимателей в выставках, ярмарках. Использовать опыт успешных выставок и ярмарок в других городах. Организовывать выездные ярмарки для предпринимателей в другие регионы.

7)  Организовывать обучение представителей местного самоуправления и предпринимателей. Например, на базе ММЦ Калуга была организована передача опыта Швеции для калужских предпринимателей, органов власти и губернатора.

8)  Стимулировать общение предпринимателей друг с другом, например, организовывать тематические или выездные круглые столы, где предприниматели из разных субъектов федерации смогут познакомиться и поделиться опытом.

Создать рабочую группу, которая сможет ездить по территории области и определять инвестиционно привлекательные территории, в первую очередь в сфере туризма (экологического, исторического, литературного, молодежного), так как практически около каждого муниципального образования можно определить очень выгодные места для развития кемпинга, а в последствии и создания базы отдыха.

Развивать туристические услуги и сопутствующие бизнесы одновременно: небольшие отели, кафе, различные музеи прикладного искусства и народного творчества (как, например, «Музей Чайника» и «Музей Утюга» в г.Переславль-Залесский, где собраны различные предметы народного быта.

9)  Упростить предоставление в аренду и собственность земли и помещений.

10)            Доводить информацию о реализуемых областных программах по поддержке МСП до предпринимателей малых городов. Публиковать информацию на стендах, в местных СМИ.

11)            Принимать любые посильные меры по расширению доступа населения и предпринимателей в интернет .

12)            Проводить более активную политику по привлечению инвестиций на территории муниципальных образовании – интересоваться различными международными проектами и приглашать их на территорию муниципальных образований.

13)            Участвовать в областных и федеральных программах – интересоваться существующими программами и предлагать возможности своего участия в них.

 


Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009) и часть вторая от 5 августа 2001 г. № 117-ФЗ (ред. от 27.09.2009).
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1).
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 3.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации".
  7. Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 28.11.2003) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, № 52 (часть I).
  8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I).
  9. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
  10. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
  11. Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
  12. Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
  13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8).
  14. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
  15. Приказ Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения".
  16. Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@.
  17. Письмо УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@.
  18. Письмо Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251.
  19. Письмо Минфина России от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70.
  20. Письмо Минфина России от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230.
  21. Автономов А.С., Захаров А.А. Основы местного самоуправления и муниципального управления. Часть 1. Часть 2. – М.: Феникс, 2006. – 326 с.
  22. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализы: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  23. Белых B.C. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы / B.C. Белых // Государство  и право. - 2008. - № 10. - С. 69.
  24. Белянский В.П., Воронина А. Г., Пономаренко Б.Т. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства. – М.: Дело, 2006. – 227 с.
  25. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2008. - № 1. – с. 19-22.
  26. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008
  27. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагих В.Н. Инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства // Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран: Матер. Пятой Всероссийской конференции представителей малых предприятий. (10-11 марта 2008 г.). - Москва, 2008
  28. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. – 2009. - № 2. – с. 35-39.
  29. Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2009. Сентябрь - октябрь.
  30. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: ДИС, 2006.
  31. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2008. – 424 с.
  32. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: ДИС, 2007.
  33. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2007 - № 2. – с. 2-11.
  34. Дробозина Л.А. Финансы - денежное обращение кредит: учебник. - М. Финансы 2007.
  35. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / С.А. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  36. Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.
  37. Колодина И. Малое предпринимательство просится в нацпроект. Российская газета от 3.05.2008.
  38. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: "Финансы и статистика", 2006.
  39. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА, 2005. – 456 с.
  40. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2007. – 521 с.
  41. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. редакцией Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова. М: Новое издательство, 2008
  42. Маркварт Э., Исупова С.С Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления. – М.: Проспект, 2005. – 323 с.
  43. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Том I. Общие положения: Курс лекций / B.C. Мартемьянов. - М.: Изд. - во БЕК, 2008
  44. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
  45. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Мединский, Л. Г. Скамай. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 289 с.

46. Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. - М.: Академия менеджмента и рынка, 2008

  1. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  2. Морозов В. А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство. – 2006. - №8. – с. 81-88; №10. – с. 99-104.
  3. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство – 2006. - № 6. – с. 3-8; № 7 – с. 27-32.
  4. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики упр. – 2007. - № 3. – с. 62-67.
  5. Основы управления/ Под ред. В.П. Радукина. - М.: Высшая школа, 2004.
  6. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В. Е. Платоненко – М.: ИНФРА, 2006. – 196 с.
  7. Проходцова И. В. Формирование правовой среды малого предпринимательства / И. В. Проходцова, И. В. Суханина // Вестн. МАП РФ. – 2006. - № 3. – с. 65-74.

54. Рыбников А. А. Мелкая промышленность и ее роль в восстановлении русского народного хозяйства. М., 2008

  1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во Перспектива, 2006.
  2. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.

57. Чепурено А. Малое предпринимательство в России (по заказу Фонда им. Фридриха Наумана (Московское бюро). - М, 2008.

  1. Шепеленко Г. И. Пути совершенствования внешней и внутренней среды малого предпринимательства в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2006. – 336 с.
  2. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Филинъ, 2006.
  3. http://www.mbm.ru/
  4. http://www.bishelp.ru/
  5. http://credit-fond.ru/svodnaya_tablica_usloviy
  6. http://www.gov.spb.ru/economics/little_diznes
  7. http://www.start-business.ru/news/news


Приложения



[1] Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2008. – 424 с.

[2] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2007. – 521 с.

[3] Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2008. - № 1. – с. 19-22.

[4] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2007. – 521 с.

[5] Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Мединский, Л. Г. Скамай. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 289 с.

[6] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.

[7] Колодина И. Малое предпринимательство просится в нацпроект. Российская газета от 3.05.2008.

[8] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.

[9] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.

[10] Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. - М.: Финансы и статистика, 2006.

[11] Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. – М.: Проспект, 2007.

[12] Информационно-аналитический сборник "Малое предпринимательство в ЦФО", 2009 г.

[13] Бондаренко, Г. В. Развитие малого предпринимательства в современной России / Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008

[14] Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / С.А. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

[15] Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / С.А. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

[16] Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

[17] Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

[18] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во Перспектива, 2006.

[19] Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. - М.: Академия менеджмента и рынка, 2008

[20] htpp://www. nisse.ru/

 

[21] Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. Саратов, 2005. С. 300.

[22] Макрусев В.В., Сафронов А.В. Проблемные вопросы содействия участникам внешнеторговой деятельности (таможенный аспект) // Форум: Метод. сборник. Вып. 13. М., 2004. С. 85.

[23] Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции от 21 мая 1998 г. // Таможенный вестник. 1998. N 14.

[24] Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 (в ред. от 6 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2400.

[25] Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.

[26] «Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в КЧР. Исследование неформального бизнеса». Декабрь 2007г., «Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в РСО-А. Исследование неформального бизнеса». Декабрь 2007г. Отчеты подготовлен маркетинговым агентством «Медиа Навигатор» по заказу Консультативной службы по иностранным инвестициям, Группа Всемирного банка

[27] Малое предпринимательство Китая. www.giac.ru

[28] http://sociocom.ru/2008/07/22/nuzhen-li-rossii-chastnyiy-biznes/

[29] Опыт реализации муниципального компонента проекта Оксфам "Групповая работа с представителями пилотных муниципальных образований, направленная на укрепление социально-экономического потенциала местного самоуправления и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса на территории муниципальных образований" / Под общей редакцией С.С. Исуповой - Москва, 2007, 193 с.

[30] Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»

[31] Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства. ИАЦ МЦРП. www.giac.ru, 2009; http: // www.sba.gov/aboutsba и др.


Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства