Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа
Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
В Болгарии государство активно поддерживают микробизнес. Достигшие дна финансового и экономического кризиса в конце прошлого века, болгары ухватились за приватизацию как за спасательный круг, чтобы от этого дна оттолкнуться. Миллионы граждан страны, нередко сами того не желая, превратились в предпринимателей, собственников фирм. Одни «поплыли» успешно, другие все еще барахтаются в бурных рыночных водах. Тем не менее 99% предприятий в Болгарии представлены микро- и малым бизнесом.
Однако важно не только количество, но и качество. Поэтому ректор Университета национального и мирового хозяйства Борислав Борисов считает, что для развития малого и среднего бизнеса стране «необходима новая политика в этом направлении».
Болгарское агентство занятости открывает в 28 областных городах процедуру отбора и оценки около 100 проектов, с общим бюджетом 4,6 млн. левов (около 82 млн. руб.). Приоритет будет отдаваться микро- или малым предприятиям, начавшим самостоятельный бизнес в последние два года и планирующим открывать новые рабочие места.
В Польше наиболее распространенный вид своего дела – маленькие магазинчики, небольшие мастерские. Сегодня они переживают не лучшие времена. Одна из причин – введение визового режима для восточных соседей после вступления Польши в Евросоюз. В результате закрылись тысячи малых предприятий (МП). Особенно это коснулось приграничных с Россией, Украиной и Белоруссией областей страны, где о банкротстве заявило три из четырех МП.
Другой сильный тормоз, по мнению польских бизнесменов, – это бюрократия и сложная система уплаты налогов. И хоть в мае 2007 года правительство Польши ввело новые, значительно облегченные правила регистрации МП, хождения по «бюрократическим мукам» это не отменило. Нередко, даже зарегистрировав, положим, торгующее сельхозпродукцией предприятие, бизнесмен не может получить разрешение на торговлю от муниципальных органов.
Зато для поляков открылись рынки труда в странах ЕС, чем они не преминули воспользоваться – малый бизнес стал осваивать европейский Запад. Множество ресторанчиков, кафе, парикмахерских и небольших строительных фирм из Польши сегодня успешно обосновались в Великобритании, Ирландии, Германии. При этом, как с удивлением замечают сами предприниматели, конкуренция на рынках этих стран оказалась ничуть не жестче, чем была на родине.
Какую лепту вносят в польский бюджет малые предприятия, статистические органы Польши не публикуют в открытом доступе. Имеется лишь информация о том, что доля МП в Польше несопоставима с развитыми странами. А раз поступления незначительны, то, видимо, и нет необходимости вести такую статистику.
Таким образом, особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.
Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.
Зарубежный опыт стран «Большой семерки» показывает разнообразие форм, механизмов и вариантов (систем) поддержки предпринимательства. Каждое государство имеет долгосрочную стратегию для достижения целей социально-экономического развития общества.
Анализ зарубежного опыта, приведенный в таблицах 3.1, 3.2[31] , показывает вклад предпринимательского сектора в экономику развитых стран и описывает организацию этого процесса. В государствах с развитой экономикой имеет место циклическое функционирование предпринимательства, от рыночного конкурентного механизма до жесткого государственного регулирования. Отсюда можно сделать вывод, что экономическая стратегия государства строится либо по концепциям, усиливающим роль государства, либо по концепциям рыночных механизмов. В случае взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования, предпринимательство становится самостоятельным сектором экономики, у государства возникает необходимость формирования новой концепции – государственной системы поддержки предпринимательского сектора экономики.
Таблица 3.1
Вклад предпринимательского сектора в экономику развитых стран, 2008 г.
№ n/n | Страны | Доля МП в ВВП страны, % | Бюджет МП трлн. $ США | Доля МП в общей занятости населения %, млн. чел. | Доля МП в количестве всех предприятий %, млн. пред. | Доля расходов на поддержку МП в госбюджете, %, $ США |
1 | США | 52.0 5.6 трл. $ | 2.21 | 50.1 71.0 | 97.6 22.9 | 0.036 0.8 млрд. |
2 | Канада | 43.0 522.9 млрд. | 191.0 млрд. | 47.0 6.4 | 99.8 2.6 | 0.23 450.0 млрд. |
3 | Япония | 51.6 4.1 трл. | 2.7 | 69.5 31.2 | 99.2 6.7 | 0.21 1.64 млрд. |
4 | Великобритания | 52 1.1 трл. | 565.0 млрд. | 55.5 15.3 | 99.1 3.8 | 0.25 1.37 млрд. |
5 | Франция | 49.8 927.6 млрд. | 354.0 млрд. | 56.6 13.7 | 97.6 2.9 | 0.4 1.44 млрд. |
6 | Германия | 57.0 1.47 трл.. | 777.6 млрд. | 69.3 20.0 | 99.3 3.2 | 0.22 1.7 млрд. |
7 | Италия | 55.0 804.1 млрд.. | 501.1 млрд. | 71.0 15.3 | 99.2 3.6 | 0.4 4.8 млрд. |
Таблица 3.2
Поддержка предпринимательства в развитых странах и РФ
№ п/п | Страна | Поддерживающие организации | Особенности поддержки |
1. | США | - независимое правительственное ведомство «Администрация малого бизнеса в США»; - муниципальные органы власти | - сдача в аренду собственности на льготных условиях; - бюджетные дотации строго регламентированы; - финансирование через спец программы; - банковский кредит на льготных условиях для информационных фирм; - сокращается налог с дохода, если вкладываются дополнительные средства в развитие производства или социальную сферу; - субсидии правительства; - предоставление грантов; - прямое и косвенное лоббирование |
2. | Япония | - министерство торговли и промышленности; - общественные организации, союзы; - региональные и местные фонды; - торговые промышленные палаты; - центральный кооперативный банк; - государственная корпорация развития некрупного предпринимательства. | - льготное финансирование, кредитование; - налоговые льготы: прибыль до 769 дол. не облагается налогом; прибыль менее 620 тыс. дол. облагается по ставке 28%, прибыль выше 620 тыс. дол. изымается в размере 37,5%, если уставный фонд не превышает 770 тыс. дол.; - прямое и косвенное лоббирование
|
3. | Страны ЕС |
- федеральные, региональные, общественные структуры.
| - финансирование программ; - обучение и повышение квалификации работников малого предпринимательства; - льготное кредитование; - субподряды; - прямое и косвенное лоббирование |
4. | РФ | - федеральные органы власти; - региональные и муниципальные органы власти; - общественные организации; - банки государственные и частные | - финансирование программ; - обучение и повышение квалификации кадров; - программы микрокредитования; - льготное налогообложение. |
Проанализировав опыт поддержки малого предпринимательства в США, Японии, странах ЕС, можно сказать о том, что основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, которые могут успешно использоваться в России, являются: специальное финансирование (льготное кредитование); гарантирование займов; льготное налогообложение; особый порядок амортизации; повышение конкурентоспособности работников малого предпринимательства; консультирование и др. России необходимо учитывать зарубежный опыт, особенно при создании систем ППСЭР. По оценкам экономистов, в России должно действовать не менее 10-12 млн. малых предприятий. Россия существенно отстает от развитых стран: если в США одно малое предприятие приходится на каждые 10-12 жителей страны, в Японии – на 18 человек, то в России – на 60 человек.
Очевидно, в России целесообразно создавать новые механизмы стимулирования и поддержки малого предпринимательства.
Заключение
Российский малый бизнес многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.
Современная система управления на малом предприятии должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием должно быть обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.
Жизнеспособными сегодня в России оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто "держит руку на пульсе" развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.
Иными словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.
Становление рыночных отношений выдвинуло прибыль основным показателем успешного деятельности предприятия. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства