Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

- в социальном аспекте: повышение роли малого предпринимательства в реализации социальной политики Правительства Москвы, укреплении социально-экономических позиций среднего класса общества, содействии росту уровня жизни москвичей и доступности социальных благ путем широкомасштабной поддержки предпринимательских инициатив населения, обеспечение расширенного воспроизводства субъектов малого предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики города; достижение уровня стран с развитой экономикой по количеству малых предприятий на тысячу населения;

- в экономическом аспекте: удвоение в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малыми предприятиями города Москвы.

Итак, защитные меры в подавляющем большинстве ситуаций находятся в компетенции Федерального центра, но некоторые из них, направленные на повышение уровня социальной защищенности работников, занятых в малом бизнесе, могут быть реализованы и на уровне города. Интересы социальной защищенности работников малого бизнеса должны в долгосрочной перспективе получить отражение в политике Правительства Москвы по регулированию рамочных условий на рынке труда города через механизм трехсторонних комиссий с участием объединений предпринимателей, профсоюзов и городских властей.

Новые тенденции и приоритеты развития российского малого предпринимательства в долгосрочной перспективе потребуют существенного обновления инструментария его поддержки. Ключевое значение должны приобрести такие принципы, как абсолютное преобладание адресных мер поддержки, комплексность этих мер, открытость всех используемых процедур, «бюджетоэкономные» формы поддержки, оперативное управление экономической и социальной эффективностью осуществляемых мер поддержки через постоянный мониторинг (оценку) таковой эффективности - как в целом, так и по ее отдельным направлениям и даже отдельным получателям.

 


3 Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства

 

В условиях становления рыночных механизмов в экономике России при осуществлении государственного управления важное значение приобретают правовые, а также экономические методы, базирующиеся на таможенном законодательстве, обеспечивающие стабильность внешнеторговых отношений и эффективность решения текущих социально-экономических задач. В связи с этим немалую роль приобретает проблема использования таможенных льгот.

В отличие от большинства правовых льгот, преследующих целью - устранение неравенства отдельных категорий субъектов, что может быть обусловлено их материальным благосостоянием, дееспособностью, наличием иждивенцев и другими факторами, преимущества в таможенной сфере имеют определенную специфику. Представляется возможным отнести их к категории правовых стимулов, под которыми понимается "комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса[21]". С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих - государство стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, и т.д.

Стратегическая цель таможенных органов, выражающаяся во всемерном содействии развитию внешней торговли, обусловливает возможность получения субъектами международных экономических отношений определенных льгот. На современном этапе ускорения интеграционных процессов в мировой экономике устанавливаемые на международном и национальном уровнях преимущества обеспечивают наибольший экономический эффект - взаимную выгоду для лиц, участвующих в расширении внешнехозяйственных связей. В мировой практике на основе решений ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) и Всемирной торговой организации льготы предоставляются в соответствии с различными условиями и критериями внешнеторговой политики. Преимущества действуют в отношении дипломатических представительств, отдельных категорий иностранных лиц, туристов, а также товаров, происходящих из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования.

Физические и юридические лица, являясь частными субъектами, преследуют в таможенной сфере собственные интересы: гарантированная реализация права на свободное перемещение товаров, сокращение налогово-пошлинного бремени, защита собственных прав, справедливое рассмотрение споров по таможенным проблемам. В их числе и достижение цели получения определенных преимуществ.

Выбирая идеологию содействия бизнесу, таможенная служба должна эффективно позиционировать себя на рынке бизнес-услуг, определить ту нишу, которую не занимают звенья таможенной инфраструктуры (таможенные брокеры, таможенные перевозчики и пр.). Ученые выделяют основные направления взаимодействия таможенных и предпринимательских структур:

- мониторинг внешнеторговой деятельности, выявление в ней как публичных, так и частных интересов;

- создание законодательства, способствующего развитию партнерских отношений, стимулирующих законопослушность участников внешней торговли;

- широкое внедрение современных информационных технологий в процесс взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли;

- упрощение таможенных процедур, внедрение системы управления рисками, значительное сокращение времени таможенного оформления[22].

Для более полного уяснения сущности правовых льгот в области таможенного дела требуется провести их классификацию по различным критериям. Думается, что в основе такого разграничения находятся основные институты отрасли таможенного законодательства, входящие в его систему.

В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям:

- при осуществлении таможенного оформления;

- при уплате таможенных платежей;

- в процессе производства таможенного контроля. Естественно, что в первом и последнем случаях субъект заинтересован в первую очередь в сокращении временных затрат, тогда как послабления в таможенном обложении отражаются непосредственно на его финансовых ресурсах.

Таможенное оформление и таможенный контроль являются основными процедурами в области таможенного дела.

В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, устанавливающее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 ТК РФ к таким лицам следует отнести субъектов, соответствующих следующим критериям:

- не имеющие на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающиеся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 КоАП РФ;

- ведущие систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

По субъектному составу льготы в области таможенного дела предоставляются:

- физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности);

- беженцам или вынужденным переселенцам;

- дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам;

- государствам.

В первом случае, как правило, льготы предоставляются физическим лицам, признаваемым туристами. Они традиционные для мировой практики. Такие лица полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (при соблюдении лимита беспошлинного провоза товаров) либо уплачивают совокупный таможенный платеж. Для них характерно неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательное подтверждение соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Для физических лиц, обладающих статусами беженцев или вынужденных переселенцев, предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, бывших в употреблении и ввозимых ими на таможенную территорию РФ.

Льготные правила в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, устанавливаются главой 25 ТК РФ.

Государство или группа стран могут выступать в области таможенного дела в качестве льготополучателей в соответствии с международными соглашениями. Например, 21 мая 1998 г. было заключено Соглашение между таможенными службами России, Украины, Белоруссии и Молдавии о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции[23]. Правительством РФ установлен также Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации[24]. Данные государства пользуются правами, составляющими содержание принципа наибольшего благоприятствования. Его основное значение состоит не только в запрещении дискриминации в рамках определенного числа государств, но и прежде всего во взаимном предоставлении наиболее льготных условий в области внешнеэкономических отношений.

По объектному составу льготы распространяются на отдельные категории товаров, устанавливаемые международными актами, федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ. Например, ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливается полное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами. Кроме того, Правительством РФ установлены льготы в отношении товара, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями[25].

По времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.

По характеру нормативной регламентации льготы подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. Если преимущества установлены нормами национального законодательства, они являются внутригосударственными. Однако, учитывая трансграничный характер таможенного законодательства, ряд льгот регламентирован положениями международных договоров и соглашений. Следует отметить, что приоритет международно-правовых норм над положениями национального законодательства, гарантированный Конституцией РФ, установлен и Таможенным кодексом РФ в ст. 8.

Согласно требованиям таможенного режима льготы могут касаться уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Особый интерес для субъектов внешней торговли представляют финансово-правовые льготы в области таможенного дела, которые отражают, в частности, регулирующую функцию таможенных платежей, направленную на стимулирование предпринимательской активности, расширение объема внешнеторговых сделок, привлечение к сфере мировой торговли большего числа участников. Они выражаются в следующих формах:

1) возврат таможенных платежей;

2) освобождение от уплаты таможенных платежей;

3) снижение ставок таможенных платежей;

4) установление тарифных квот по ввозу (вывозу) товаров;

5) изменение срока уплаты таможенных платежей.

В качестве юридического основания предоставления финансово-правовых льгот в области таможенного дела могут выступать:

- международные договоры и соглашения;

- Таможенный кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Закон РФ "О таможенном тарифе";

- решения Правительства РФ.

Фактическим основанием предоставления льгот в части таможенного обложения являются:

- перемещение определенного вида товара, который не подлежит таможенному обложению;

- установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;

- выбор таможенного режима, предусматривающего льготное обложение таможенными платежами;

- наличие у лица соответствующего правового статуса, наступление события либо совершение в отношении его действий (бездействия), позволяющих воспользоваться льготами при уплате таможенных платежей;

- нахождение товара на территориях особых экономических зон.

При этом следует отметить, что при любых обстоятельствах финансово-правовые льготы будут предоставляться в отношении перемещаемого товара, поскольку именно он является объектом таможенно-правового регулирования. В отличие от налогового законодательства, акцентирующего внимание на категории субъекта, претендующего на получение льгот, в таможенном праве главенствующее положение занимает категория товара (предмета таможенного правоотношения), перемещаемого через границу.

В качестве процессуального основания предоставления льгот по уплате таможенных платежей выступает документ, доказывающий такое право. Это может быть сертификат о происхождении товара, грузовая таможенная декларация, свидетельствующая о выборе таможенного режима, аккредитация главы дипломатического представительства и т.д.

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства