Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Другим нормативом, изменение которого приводит к увеличению сумм кредита на одного заемщика, является соотношение собственного капитала к сумме единичного кредита. Учитывая, что речь в данном случае идет о банках, деятельность которых контролируется государством «изнутри», возможно определенное уменьшение норматива достаточности при осуществлении кредитования инновационных структур и соблюдении всех необходимых предварительных процедур.

Для того, чтобы реализовать предусмотренные законом о лизинге меры государственной поддержки лизинговой деятельности в сфере малого бизнеса, необходимо дополнить статью 251 «Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы» Налогового кодекса таким образом, чтобы в перечень неучитываемых включались доходы в виде сумм процентов, полученных банками и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства, а также организациям, осуществляющим деятельность по оказанию услуг лизинга субъектам малого предпринимательствам, на срок не менее чем три года для реализации договоров лизинга машин, механизмов, оборудования и других основных средств по Перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. При этом в структуре доходов таких организаций объем услуг малым предприятиям, определяемых как лизинговые в соответствии с законодательством Российской Федерации о лизинге, должен составлять не менее 75 процентов.

Для того, чтобы не ограничиваться решением при помощи лизинга исключительно   проблем   малого   предпринимательства,   предметы   и субъекты лизинговых сделок можно применять в расширенном толковании с тем, чтобы правительство имело возможность оперативно изменять и дополнять не только номенклатуру основных средств и группы организаций - лизингополучателей в зависимости от принятия тех или иных государственных инвестиционных программ и проектов, но и в случае завершения таких программ или потери интереса государства (безотносительно причин такого решения) к их реализации.

Пример расчета лизинговых платежей на основе финансовых потоков лизингодателя и лизингополучателя с применением актуарного метода начисления процентов, приведенный в таблице 5, дает представление о том, как можно устранить отмеченные недостатки общеизвестных методик. Показано, как удается обеспечить соблюдение баланса интересов участников лизинговой сделки при условии неравномерности выплаты лизинговых платежей по суммам и срокам в зависимости от графика получения выручки лизингополучателем.

В этом примере в первой строке таблицы находятся элементы потока выручки лизингополучателя за минусом всех его затрат, связанных с текущей деятельностью. Во второй строке - остаток денег на счете лизингополучателя после выплаты им лизинговых платежей, включая начисленные проценты на остаток долга по лизинговым платежам. В третьей строке - затраты лизингодателя на приобретение предмета лизинга и оплату услуг сторонних организаций, связанных с его транспортировкой, хранением, монтажом, пусконаладочными работами, текущим ремонтом, а также оплату других необходимых работ и услуг, которые в соответствии с договором берет на себя лизингодатель. Четвертая строка включает в себя вознаграждение лизингодателя, вычисляемое в процентах от понесенных затрат лизингодателя. Так как в первые месяцы в этом примере лизингополучатель не может расплатиться с лизингодателем за выполненные им работы, лизингополучатель, чтобы получить заработанные деньги, увеличивает кредит в размере собственного вознаграждения. В рассматриваемом нами случае проценты, начисляемые на основной долг, представляющий собой сумму затрат лизингодателя и его вознаграждения, одинаковы и должны быть не меньше процентов, оговоренных в кредитном договоре лизингодателя с банком. В данном примере процентная ставка равна 17%. Пятая строка представляет собой лизинговые платежи, которые идут на выплату вознаграждения лизинговой компании и на оплату основного долга и процентов по кредиту банка. Шестая строка таблицы содержит данные по кредитной линии, которая необходима и достаточна для лизингодателя, чтобы компенсировать все его расходы, включая вознаграждение за выполненные им работы. Актуарный метод расчета выплаты основного долга и процентов реализован в строках с седьмой по десятую. В данном примере не предусмотрен неснижаемый остаток на счете лизингополучателя (строка 2), поэтому все свободные средства лизингополучателя полностью идут на оплату долга и процентов. Вследствие этого до двенадцатого месяца проекта на счете лизингополучателя остается ноль. К двенадцатому месяцу лизингополучатель выплачивает все долги лизингодателю. Итоговый столбец таблицы является контрольным, где проверяется совпадение суммы основного долга и выплат по нему, а также осуществляется расчет суммы выплаченных процентов.

Лизингодатель   в  дальнейшем   по   своему   усмотрению   осуществляет разбивку полученных платежей с учетом своих финансовых обязательств перед банком и контрагентами    по   другим   договорам,   а   также   исходя   из потребности   в финансировании собственных затрат.

Рассмотренный пример, в котором платежи лизингодателя рассматриваются как кредитная линия, открытая лизингополучателю, и расчет задолженности по ней осуществляется на основе актуарного метода, наиболее точно отражает суть экономических взаимоотношений между лизингодателем и лизингополучателем.

Перспективные формы государственной поддержки малого предпринимательства должны предусматривать переадресацию выделенных на эти цели бюджетных средств в направлении:

- создания гарантийных фондов;

-   конкурсного софинансирования проектов, предусматривающих, наряду с прямой поддержкой малого бизнеса, развитие предпринимательской среды в целом на федеральном, городском и муниципальном уровне;

-   софинансирования институтов инфраструктуры поддержки до реализации
возможности их экономической самоокупаемости.

Структура бюджетных средств, предназначенных для поддержки малого предпринимательства, должна отвечать направленности бюджетного финансирования, в первую очередь, на различные формы поддержки стартового периода малых предприятий, на совершенствование механизма деятельности базовых институтов государственной и муниципальной поддержки, проведение необходимых экспертных и научных работ. Одновременно необходимо проработать механизмы контроля в целях пресечения процесса постоянной перерегистрации малых предприятий как «стартовых».

В целом перспективные формы поддержки должны быть ориентированы на поэтапный переход к преобладающему значению «пакетных форм» оказания поддержки (имущественная, финансовая и образовательно-консультационная поддержка), нацелены на становление систем комплексного сопровождения малого бизнеса с целью резкого повышения жизнеспособности малых предприятий за счет их реального утверждения на рынке.

Одним из важнейших направлений развития институциональной среды и форм поддержки малого предпринимательства должна стать децентрализация и диверсификация форм и инструментов поддержки малого предпринимательства, а также используемых для этой цели ресурсов. Только реальная децентрализация способна обеспечить рост эффективности государственной поддержки малого бизнеса. При всей маломощности территориальных структур поддержки в ходе анкетирования их содействие оказалось наиболее значимым для представителей малого бизнеса. С учетом тенденции укрепления институтов местного самоуправления, это направление поддержки малого предпринимательства может стать наиболее перспективным.

В рамках разграничения полномочий и ответственности органов городского управления разных уровней за реализацию мероприятий  по государственной поддержке малого предпринимательства, можно сформулировать   следующие предложения.

К компетенции городских властей должны быть отнесены:

а)              зашита интересов городского малого бизнеса в законодательных и исполнительных органах как городской, так и федеральной власти;

б)              разграничение полномочий городских и муниципальных органов власти и управления в вопросах политики развития и поддержки малого предпринимательства;

в)              организация взаимодействия административно-государственных и формально самостоятельных (негосударственных) структур поддержки;

г)              методическое руководство подготовкой окружных и муниципальных программ поддержки;

д)              идентификация субъектов малого предпринимательства;

е)              определение долговременных приоритетов и ориентиров развития малого предпринимательства в соответствии с перспективной Концепцией (Генеральным планом) развития города;

ж)              разработка единой региональной налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства;

з)              определение критериев малых предприятий, имеющих право на получение прямой поддержки в соответствующих городских инстанциях;

и) установка общих и дифференцированных принципов и условий аренды (льготной аренды) и иных форм предоставления функционально ориентированных нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства;

к) осуществление мер поддержки инновационно-технологического малого бизнеса, действующего в сфере «высоких технологий»;

л) разработка и реализация общих принципов политики, ориентированной на формирование единой целостной городской предпринимательской среды, прежде всего, на основе стимулирования кооперационных и иных связей представителей малого, среднего и крупного бизнеса;

м) осуществление мер поддержки малых предприятий в форме финансирования и размещения «городского» государственного заказа, путем заключения прямых контрактов, а также на условиях субконтрактации;

н) создание условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу городского малого бизнеса;

о) унификация принципов и форм ведения Реестров субъектов малого предпринимательства.

К компетенции окружных и муниципальных властей г. Москвы должно быть отнесено, в частности:

а)              определение долговременных приоритетов и ориентиров развития малого предпринимательства на территориальном уровне в соответствии с особенностями данной территории и Концепцией социально-экономического развития административного округа;

б)              практическое осуществление мер поддержки групп стартовых малых предприятий за счет комплексного и упрощенного решения вопросов регистрации и лицензирования деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе, использование принципа «одного окна» для осуществления других разрешительных процедур, включая регистрацию в необходимых инстанциях, получение лицензий, сертификатов и пр. Создание (в первую очередь, с ориентацией на стартовые малые предприятия) специализированных учреждений/отделов, выполняющих роль «централизованной бухгалтерии» для малых предприятий (в том числе, в течение 1-2 лет - на льготных условиях), включая услуги по ведению бухгалтерского учета, аудиторские и почтово- секретарские услуги;

в)              практическое осуществление мер финансовой поддержки (в частности, предоставление кредитных гарантий и непосредственное кредитование) малых предприятий, продукция и услуги которых имеет особую значимость для общественного муниципального хозяйства;

г)              практическое осуществление мер имущественной поддержки малых предприятий (аренда и иные формы предоставления нежилых, производственных, торговых, офисных и иных помещений). Приобретение в «муниципальную» собственность пустующих площадей и помещений для последующей их передачи в аренду малым предприятиям или для использования в качестве центров развития малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов; центров ремесел и кустарных промыслов и др.);

д)              оказание информационно - консультационной и кадровой поддержки основной группе малых предприятий (обучение основам малого предпринимательства и представленным в нем массовым специальностям);

е)              отбор предпринимательских проектов, а также оценка и мобилизация
ресурсов для практического оказания «пакетной помощи» малым предприятиям, в том числе, в рамках проектов «лизинг предприятия под ключ»;

ж)              использование потенциала малого и среднего предпринимательства при реструктуризации, перепрофилировании и закрытии (передислокации) отдельных предприятий округа;

з)              упорядочение на муниципальном уровне практики минимального вмешательства и контроля со стороны местных административных органов в отношении малых предприятий, в том числе и с целью сбора и обобщения соответствующей информации для городских и федеральных органы управления;

и) поддержка малых предприятий в форме финансирования и размещения территориального муниципального заказа;

к) основная работа по составлению Реестра субъектов малого предпринимательства (работа в качестве территориальных подразделений уполномоченного держателя Реестра);

м) выставочная деятельность, резервирование (на льготных условиях) определенной доли наружной рекламы, установленной в пределах данной территории.

К числу основных приоритетов в развитии малого предпринимательства и системы его государственного регулирования на ближайшее десятилетие относятся:

-     становление систем оперативного и поэтапного управления целевыми программами на основе постоянного отслеживания экономической и социальной эффективности их выполнения, включая как программы в целом, так и их отдельные составляющие (мероприятия), а также в разрезе выборочной оценки эффективности мер содействия по отдельным получателям помощи;

-     децентрализация системы управления поддержкой и развитием малого предпринимательства, с установлением четкого баланса полномочий и ответственности за состояние дел в области малого предпринимательства и эффективность осуществляемых мер его поддержки, а также распределением полномочий и ответственности между городским, окружным и муниципальным уровнем на основе принципа повышения эффективности и качества функций управления на соответствующем уровне.

 

       Международный опыт поддержки малого предпринимательства

 

Германия – это страна малого бизнеса. Если в каком-нибудь деле на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников, а его годовой доход не превышает 700 тыс. евро, в Германии это называется малым семейным предприятием (МСП). Таковых в Германии насчитывается сейчас почти 3,5 млн. 20 млн. работающих в МСП – это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП.

Стремительный рост немецкой экономики в 50–60-х годах прошлого века, известный как «экономическое чудо», – заслуга, прежде всего, малого и среднего бизнеса, давшего тогда стране более половины всех рабочих мест. Новый импульс от государства они получили в 1978 году, когда была принята специальная правительственная программа «Стимулирование накоплений для открытия собственного дела». Частным лицам стали представлять кредиты под очень низкие проценты на длительные сроки с твердой процентной ставкой и погашением по плану, составленному еще до заключения кредитного договора.

Отличительная особенность нынешних МСП – преобладающее количество ремесленных предприятий: их почти 600 тыс., и охватывают они 97 видов деятельности. Чуть ли не четверть таких «мастерских» работает и на экспорт, обеспечивая 17% всего объема внешней торговли Германии. Еще 860 тыс. человек работают по принципу Ich bin AG – «Я сам себе предприятие». Это представители свободных профессий: медработники, юристы, консультанты, аудиторы. Они дают работу еще 2 млн. человек и по своей экономической отдаче уступают только ремесленникам и торговцам. С выгодой для себя малый бизнес ежегодно занимает у государства до 50 млрд. евро. Объем же инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны.

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства