Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)
lign:justify">      налога на имущества, акцизов (гл.22);

      налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ (гл.23);

      налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26).

В Приложении 1 содержится информация о категориях налогоплательщиков, объекте налогообложения и налоговых базах для исчисления названных видов налогов (в скобках указаны статьи Налогового кодекса РФ).

Упрощенная система налогообложения (УСН) для налогоплательщиков привлекательна с точки зрения минимизации налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при применении УСН находятся относительно в равных условиях. Тем не менее, некоторые различия все же есть.

Упрощенная система налогообложения (УСН) может применяться малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Если малое предприятие утратило статус субъекта малого предпринимательства, то это не отразится на его праве применения УСН.

Основные положения по применению УСН представлены в приложении 3.

Выбор объекта налогообложения – доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения и указывается в заявлении, подаваемом в налоговый орган (Приложение 3).

Единый налог на вмененный доход является одним из режимов специального налогообложения.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – это система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения.

Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, т.е. с того, который предполагается у вас (и за вас) государством. Так что, по сути – ЕНВД не налог, а государственный оброк. Тем не менее, ему посвящен не специальный закон, а глава 26.3 НК РФ.

Единый налог на вмененный доход установлен Налоговым кодексом главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Возможность применять данный специальный налоговый режим возникает при условии его введения на территории субъекта РФ.

Законы субъектов РФ определяют порядок введения на территории своего субъекта единого налога, а также перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог.

Особенность и сущность этого налога состоит в том, что налоговая база определяется на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Правительство планирует разработать механизм для определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход. Такая мера по совершенствованию специальных налоговых режимов содержится в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663р.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Основные элементы системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности представлены в Приложении 4.

Названные требования применяются всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций)[13].

Финансовое управление в малых предприятиях происходит совсем по-другому в отличие от среднего или крупного бизнеса. Отсутствуют многие формальности, решения принимаются оперативно, документооборот незначителен. Все это в первую очередь связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев малый бизнес управляется самим владельцем. Основной проблемой в финансовом управлении малого бизнеса является – получение финансирования. Причин тут несколько:

        во время кризиса банки прекращают или крайне неохотно кредитуют малый бизнес;

        даже в благополучной экономической ситуации кредитование малого бизнеса затруднено, банки не склонны к риску и устанавливают более высоки процентные ставки;

        опасения собственника по поводу утраты своего влияния на бизнес при привлечении внешнего инвестора;

        опасение собственника за свое имущество, когда банк требует личное поручительство при кредитовании.

При всех этих трудностях источники финансирования те же:

        нераспределенная прибыль предприятия;

        капитал от владельца;

        банковское кредитование;

        необходимый объем денежных средств, распределенный во времени;

        внешний инвестор.

Целью финансового управления является поддержка действий по созданию прибыльной и финансово стабильной фирмы, привлекательной для внешних инвесторов и банков[14].

От владельца малого бизнеса при финансовом управлении требуется финансовая основательность и консерватизм. Только обоснованное планирование движения денежных средств поможет выжить и добиться успеха. Поток денежных средств, подобно потоку крови в живом организме, должен непрерывно циркулировать, в противном случае – последствия печальны.

Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция.

При управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

        особенности структуры капитала;

        специфичная иерархия рисков;

        высокие кредитные проценты;

        отсутствие гарантий;

        попытки поглотить или распространить влияние над предприятием.

Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.

Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

        оптимизировать денежные потоки;

        создать действенную систему планирования;

        проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;

        создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

  1. предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся "за широкой спиной" объединения;
  2. предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются[15].

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1)     совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;

2)     создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста - себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3)     передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. На данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга - высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны - отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:

        формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;

        организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;

        постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;

        осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);

        реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;

        оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;

        проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;

        разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;

        организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

        оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;

        участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;

        консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

Финансовая система малого предприятия, также как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем – управляющей и управляемой.

Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему.

Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации[16].

Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.

Чтобы обеспечить непрерывность движения денежных потоков необходимо финансовое планирование и прогнозирование. Оно может быть рассчитано на короткий, средний и длительный период времени. Естественно, что неточности для среднего и длительного периода более высоки. Начинается все с плана деятельности, выраженного в количественных показателях, которые путем перемножения на стоимость трансформируются в бюджеты в денежном выражении. Таким образом, определяется:

        необходимый объем денежных средств, распределенный во времени;

        дефицит денежных средств;

        источники покрытия дефицита.

Дополнительно необходимо оценить неопределенность (вероятность наступления того или иного события), что бы иметь план финансовых действий по нескольким вариантам. В окончательном варианте бюджет будет служить инструментом контроля и мониторинга за движением денежных средств и своевременно укажет на периоды дефицита или избытка денежного потока.

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства