Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа
Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст.14 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", являются (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Основные принципы поддержки субъектов малого предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно ст.16 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Хотелось бы остановиться поподробнее на имущественной поддержке, предусмотренной ст.18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях[5].
Законом четко установлено, что указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Закон № 209-ФЗ будет способствовать активизации деловой активности предпринимателей, что должно привести к росту количества малых и средних предприятий и численности занятых на них работников, к наращиванию экономического потенциала малого и среднего бизнеса, расширению его налогооблагаемой базы, а главное - к увеличению его вклада в ВВП страны.
Традиционно к системе поддержки малого предпринимательства относятся вопросы предоставления льгот и преференций, связанных с приобретением недвижимого имущества. По статданным в среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3 лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3 лет, владеют собственным помещением.
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Для этого необходимо приступить к работе по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью небанковских депозитно-кредитных организаций. Значительная часть кредитов этих организаций предоставляется малому бизнесу.
Развитию сектора микрофинансирования малого бизнеса будет способствовать новый Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Этот федеральный закон имеет универсальный характер и будет способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов.
Принимая во внимание, что венчурные и инновационные предприятия в значительной степени являются субъектами малого и среднего предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сферах венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства.
Одним из важнейших направлений поддержки предпринимательства является работа по возрождению ремесленничества как неотъемлемой части малого и среднего бизнеса. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ремесленничество является необходимым сектором любой национальной хозяйственной системы[6].
Значение малого предпринимательства для экономического развития страны:
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, "живучесть", укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом
Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
В российском обществе в условиях реформирования экономики возникла необходимость формировать малый бизнес на качественно новой основе. Вложение средств в малый бизнес весьма эффективно. В официальных правительственных документах государственная помощь малому бизнесу признается одним из важнейших направлений экономической реформы. Решение задач малого предпринимательства возможно при условии научного анализа и организации социально-ориентированной деятельности малых предприятий, и именно при полной поддержке и помощи со стороны всех государственных систем, в том числе законодательной, исполнительной и судебной.
Бум малого бизнеса в России пришелся на первую половину 90-х годов, достигнув своего пика в 1995 г., когда насчитывалось 877,3 тыс. МП, на которых трудилось 8,5 млн. человек (почти 12% занятых в экономике)1. В дальнейшем число МП не увеличивалось, а в отдельные годы – сокращалось.
На 1 января 2002 г. в России было 843 тыс. МП, а в 2005 г. их насчитывалось 890,6 тыс., чей вклад в ВВП составил 9,5%. Достаточно стабильной остается численность занятых индивидуальной деятельностью – около 4 млн. Структура малого бизнеса на сегодняшний день такова: 13% – производство, 13 – строительство, 3 – наукоемкие технологии и инновации, 2 – здравоохранение, 2 – юридические компании, остальное – общепит и розничная торговля[7].
В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Перед Россией, совершившей переход от плана к рынку, стоит нелегкая задача: как можно быстрей развить данный сектор. Но пока становление малого бизнеса сталкивается с проблемами как на уровне всей страны, так и в регионах.
На сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, что в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30. Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития малого бизнеса, о возможности и необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий их деятельности.
Перед тем, как определить направления поддержки малого бизнеса, проведем анализ основных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Прежде всего, это:
неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность МП;
несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого бизнеса, что определяет недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;
отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;
низкая платежеспособность, уменьшение спроса на продукцию;
проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;
рост арендных платежей;
потеря производственного помещения;
вымогательство, попытки отнять или ликвидировать бизнес;
трудности в организации сбыта.
Кроме того, серьезной преградой является сложность в получении кредитов. На 1 января 2009 г. 752 российских банка предоставили кредиты малому бизнесу на 123 млрд. руб.4. При этом потребности малого бизнеса оцениваются в 750 млрд. руб. Выданные кредиты составляют только 6% от всего объема финансирования малого бизнеса[8]. Причинами, по которым малые предприятия не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.
Остается нерешенной проблема борьбы с коррупцией.
Очень "больная" тема – право подключения к энергомощностям. Чтобы открыть свое предприятие, нужно заплатить огромные деньги: за киловатт – 1,5 тыс. евро. Еще сами должны провести линии, передать их сетевым компаниям на баланс и оплатить за них 24%-ный налог на прибыль[9].
Одна из проблем развития малого бизнеса в России – появление крупного монополиста или предприятия, которое поддерживает администрация региона. Возникает вопрос: зачем нужен таким "монстрам" малый бизнес? Например, на данном этапе неконкурентоспособность нашего автопрома объясняется тем, что он работает замкнуто. В развитых странах головное предприятие определяет необходимую ему продукцию и "бросает клич" – кто сделает лучше эту продукцию? Проводится конкурс между малыми предприятиями: главный критерий – низкая себестоимость конечной продукции. Вокруг только одной "Тойоты" работает 30 тыс. таких предприятий! А вокруг КамАЗа пока только 150. Для России открыта дорога в ВТО, поэтому, если наши крупные предприятия не поймут, насколько важно создать вокруг себя группы малых и средних предприятий, они будут вынуждены просто освободить место другим, по большей части иностранным компаниям.
Следующая проблема для малого бизнеса – процедура регистрации предприятия. Этот процесс требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трех месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливается в зависимости от размера минимальной зарплаты, и, значит, с ее повышением увеличивается. Местные органы власти периодически осуществляют разного рода перерегистрации, что, с одной стороны, затрудняет работу малого бизнеса, а с другой – является способом дополнительного изъятия у них средств.
Еще одна проблема – избыточное количество контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных органов, которые требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой и осуществлять комплексные обследования.
Развитие малого бизнеса сдерживается некоторыми действиями местных органов власти.
Так, региональные органы власти путем введения местных ограничений создают многочисленные препятствия для выхода на рынок новых малых предприятий. Это проявляется при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов; в ущемлении прав одних предприятий, либо предоставлении эксклюзивных прав и индивидуальных льгот при кредитовании и субсидировании другим; в возложении на хозяйствующие субъекты (занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля. Сложившуюся ситуацию в регионах характеризуют следующие черты: недостаточная степень конкуренции, нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, преимущественное предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.
Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства