Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)


3

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ              5

1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение  для экономического развития страны.              5

1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого     предпринимательства              21

Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса

2.1 Программы поддержки малого бизнеса

2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса

2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса

Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства              49

3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства              49

3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства

3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

 

В современных условиях предпринимательство является функциональным, информационным и структурообразующим компонентом несырьевого развития экономики регионов, стратегическим ресурсом России. Предпринимательство решает разнообразные социально-экономические задачи в обществе: эффективно использует ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и др.); обеспечивает создание общественного продукта и распределение национального дохода; эффективно удовлетворяет платежеспособный спрос населения на товары и услуги; обеспечивает инновационность производства; инвестирует наукоемкие, прогрессивные технологии; решает социальные проблемы в обществе; оказывает влияние на экономику государства.

Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой,  в частности, ЕС, насчитывается свыше 17 млн. малых предприятий, в которых трудится свыше 100 млн. человек. Совокупный оборот малых предприятий в странах ЕС составляет более 11 миллиардов €; половина этих предприятий относится к системе «Oneman business», где работает владелец и члены его семьи. Такие предприятия имеют число работающих до 10 человек и предоставляют треть новых рабочих мест, что обеспечивает четверть поступлений в местный бюджет. Мировой опыт показывает, что предпринимательство является субъектом экономической и социальной модернизации государства. Однако  остается открытым, когда предпринимательство станет базой нового обустройства России. Нет полной ясности ни у теоретиков, ни у политиков, а практика, накапливая эмпирический опыт, развивается известным методом проб и ошибок. При этом возникает противоречие между потребностью в научно обоснованной системе поддержки предпринимательского сектора экономики России и недостаточно разработанной теоретико-методической базой.

Актуальность исследования предопределяется задачами, поставленными в «Основных направлениях социально-экономического развития России до 2010 года», а также новым проектом ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Предпринимательство станет эффективным только в том случае, если в регионах будет на научной основе сформирована система поддержки предпринимательского сектора экономики регионов (ППСЭР) и ее программное обеспечение. В настоящее время в регионах таких систем нет, имеются лишь их  разрозненные компоненты.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме развития малых предприятий, данная тема в условиях становления рыночных отношений требует углубления и уточнения, с учетом региональной специфики.

Объект исследования - малое предпринимательство

Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.

Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и  развития  малого бизнеса.

Задачи исследования:

1.      Рассмотреть теоретические основы государственной политики по поддержке предпринимательства. Проанализировать государственную политику в области малого предпринимательства

2.      Провести анализ финансово-кредитных механизмов поддержки малого предпринимательства

3.      Разработка рекомендаций по содействию совершенствования развитию малого предпринимательства

Теоретической и методологической основой работы являются работы российских и зарубежных ученых по совершенствованию развития малого предпринимательства, таких как Лапуста М.Г., Долинская В.В., Блинов А., Белянский В.П., Доюронравов А.Н., Нойбауэр Х., а также нормативно-правовые акты и периодическая литература.

Работа состоит из нескольких частей: введения, изложения и заключения, с указанием  списка использованной литературы и необходимыми приложениями.

 


1 Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ

1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ

 

Сфера малого предпринимательства является важнейшим элементом хозяйственной системы страны, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В настоящее время развитие сектора малого предпринимательства стабилизировалось. Вместе с тем, внешняя среда для малого предпринимательства в России остается пока неблагоприятной. Деятельность большинства предпринимателей сориентирована на выживание, а не на развитие бизнеса.

Неоднократно отмечалось высокое политическое, социальное и экономическое значение малого предпринимательства в становлении рыночной экономики России. Но сделано пока явно недостаточно.

Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст.2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

По мнению автора, понятие предпринимательства лучше рассматривать через признаки, выделяемые в юридической литературе специалистами по предпринимательскому (хозяйственному) праву.

1.        Так, Долинская В.В. дает следующее определение. Предпринимательство является деятельностью, т. е. системой постоянно и целенаправленно осуществляемых действий по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг[1].

2.        Лапуста М.Г. отмечает, что предпринимательство - это деятельность, которая осуществляется на профессиональной основе, т. е. людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений; по определенным правилам и методикам; с соблюдением определенных требований к результатам. Например, даже самую простую торговую операцию невозможно осуществить без информации о том, как осуществляется данная деятельность (пользуется ли данный товар спросом, как найти покупателя, как определить цену, какие требования необходимо соблюсти, чтобы эта операция не повлекла санкций и т. д.)[2].

Данный признак в законодательном определении отсутствует. Его отсутствие и создает предпосылки для отнесения к предпринимательской деятельности пассивной экономической деятельности (см., например, п.2 ст.24 ФЗ "О некоммерческих организациях", п.2 ст.47 Закон РФ "Об образовании"). Однако, указанные нормы могут означать лишь то, что к перечисленным в них видам деятельности, осуществляемым некоммерческими (образовательными) организациями, применяются правила о предпринимательской (хозяйственной) деятельности[3].

3.        Самостоятельность этой деятельности, т. е. ее осуществление своей волей и в своем интересе.

4.        Это деятельность, осуществляемая на свой риск, т. е. с вероятностью неполучения запланированного или ожидаемого результата. Кроме того, предприниматель "обязан нести неблагоприятные последствия, состоящие в лишении его имущества без какой-либо компенсации, применяемом в установленном порядке в виде санкции за допущенное правонарушение".

5.        Это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, т. е. на неоднократное получение выручки, позволяющей покрыть издержки и получить выгоду.

С нашей точки зрения, предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности.

Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) согласно российскому законодательству могут быть следующими (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Формы коллективной предпринимательской деятельности в РФ

Форма предпринимательской деятельности

Краткая характеристика

Полное товарищество

Товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом

Товарищество на вере

Товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности

Общество с ограниченной ответственностью

Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов

Общество с дополнительной ответственностью

Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам свои имуществом в обязательном для всех кратном размере к стоимости их вкладов

Акционерное общество

Общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть закрытым – его акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц или открытым – его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров

Производственный кооператив

Коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.

 

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов.

Указом президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Правительством РФ была одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России, в которой были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контактов для обеспечения государственных нужд и другое. Главной целью программы поддержки предпринимательства считалось повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических и социальных организаций.

Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. № 1460 для дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом был принят комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий.

В августе 2001 года был принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который направлен на защиту прав предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, устранении административных барьеров. Особое внимание было уделено устранению дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, в частности, прекращению дублирования органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора). Предполагалось запретить навязывание платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур; упорядочить процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю[4].

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства