Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:00, практическая работа
Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.
В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется специальным и гражданским законодательством.
Критерий – обладание
иностранным инвестором не менее 10
% доли (вклада) в уставном капитале
организации для отнесения
В отличие от прямой инвестиции портфельные инвестиции связаны главным образом с вложением в ценные бумаги , они приобретаются не для установления контроля за деятельностью предприятия , а с целью увеличить доходы в форме процентов , дивидендов, ростом курсовой стоимости ценных бумаг.
Вложения иностранного капитала в основные фонды создаваемого иностранным юридическим лицом на территории РФ филиала. Отметим, что речь идет о вложение в основные средства (например, станки, оборудование), а не потребление, не на заработную плату сотрудников. Обратим также внимание, что размер вложений для квалификации их в качестве прямых иностранных инвестиций значение не имеет. Однако инвестор может быть признан участником реализации приоритетного инвестиционного проекта, если стоимость основных средств не менее 1 млрд. рублей.
Прямой иностранной инвестицией считается также предоставление российскому арендатору оборудование по договору финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей при стоимости предоставленного в лизинг оборудование не менее 1 млрд. рублей инвестиционной проект может быть признан приоритетным.
Инвестиционной проект признается приоритетным, если включен в перечень, утвержденный Правительством РФ. Иностранные инвестиции осуществляется на территории РФ с использованием:
Организационно правовой формы ( вложения капитала в уставные , складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ)
Организационно
формы (вложения капитала в организации,
не являющимися юридическим
Договорные формы, в рамках которых осуществляются инвестиции , в том числе, через создаваемые на территории РФ дочерние компании, филиалы, например, соглашения о разделе продукции)
Правовой статус иностранного инвестора
Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение.
Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами.
Во-вторых, статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности.
В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства — страны инвестора.
Круг инвесторов по законам различных государств в основном совпадает, хотя и есть определенные различия, на которые следует обратить внимание.
К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:
1) иностранные юридические лица;
2) иностранные физические лица; а) иностранные граждане; б) лица без гражданства;
3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;
4) иностранные государства;
5) международные организации.
Опираясь не только на законодательное регулирование, но и на международную практику, рассмотрим эти категории более подробно. Согласно Закону об иностранных инвестиций от 09.07.1999:
Иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым ФЗ;
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее - головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.
Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим ФЗ, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим ФЗ.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим ФЗ.
Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим ФЗ.
Хотя в законодательстве России нет ничего по этому вопросу, как мне представляется, юридические лица и граждане государств-членов СНГ не будут считаться иностранными инвесторами, если иное не предусмотрено заключенными с этими странами соглашениями.
Что же касается юридических лиц из других государств, ранее входивших в состав СССР, то они должны рассматриваться в России как иностранные инвесторы.
Существенное значение при
решении этого вопроса может
иметь валютное законодательство. Если
государство—член СНГ не входит в
рублевую зону, то тогда предприятие
такого государства следует
Правовой режим деятельности
иностранных инвесторов и использования
полученной от инвестиций прибыли не
может быть менее благоприятным,
чем аналогичный правовой режим,
предоставленный российским инвесторам.
Закон об иностранных инвестициях
предусматривает возможность
- изъятия ограничительного характера дли иностранных инвесторов. Они могут быть установлены фФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов, допускаемые в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.
Права и обязанности иностранного гражданина определяются в другой стране как его отечественным законодательством, так и законодательством страны пребывания. В России по Конституции 1993 г. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, которые установлены международным договором или ФЗ РФ (ч. 3 ст. 62).
В других странах СНГ иностранные граждане пользуются, как правило, теми же правами, что и отечественные граждане, и должны нести те же обязанности. Следовательно, им в принципе предоставляется национальный режим, причем независимо от взаимности.
Иностранному инвестору на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.
Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Субъекты РФ и органы МСУ в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Согласно Ст 7 «Закон об иностранных инвестиций»
1. Иностранный инвестор
в силу договора вправе
2. Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.
Объекты иностранных инвестиционных вложений
Объектами ИД могут быть
вновь создаваемые и
Особенности
правового регулирования
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ ФЗ от 09 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» ( далее – Закон об иностранных инвестициях) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами РФ. ( например, Договор Сеульской конвенцией 985 г. об учреждение Многостороннего агентства по гарантиями инвестиций). Присоединение России к международным договорам , гарантирующим прав иностранных инвесторов , безусловно будет способствовать росту иностранных инвестиций в Россию
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные НПА, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению РФ и субъектов Российской Федерации, в соответствии с Законом об иностранных инвестициях» .
Государственное регулирование ИД различается в зависимости от следующих направлений:
регулирование
в государственном секторе