Предпринимательское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:00, практическая работа

Описание работы

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.
В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется специальным и гражданским законодательством.

Работа содержит 1 файл

сем предпринимат пр.docx

— 116.92 Кб (Скачать)

СЕМИНАР – Предпринимательское  право

 

Тема 1. Правовые основы инвестиционной деятельности.

 

  1. Система НПА об инвестиционной деятельности

Правовые нормы имеют  несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов  — стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного  развития национальной экономики.

Правовое регулирование  инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется специальным и гражданским законодательством.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок  привлечения отечественных и  иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Закон о недрах;

Закон о Центральном банке  Российской Федерации;

Закон о банках и банковской деятельности;

Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий;

законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

 Несколько законов  специального регулирования:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях  Российской Федерации»;

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право  пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

 

Специальное правовое регулирование  инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому  носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов  нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

1)   законодательные:

а) высшей юридической силы — федеральные конституционные  и федеральные законы;

б)   международные договоры;

в)   законодательство субъектов федерации;

2)   подзаконные акты:

а)   указы Президента Российской Федерации;

б)   межправительственные постановления;

в)   правительственные постановления;

г)   внешнеэкономические  соглашения субъектов Российской Федерации;

д) ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

е)   постановления и  решения органов местного самоуправления;

3)   локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

а)   административные акты участников инвестиционной деятельности;

б)   нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и  трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения  законодательства для недопущения  ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи  с высокими инвестиционными рисками  и высокой стоимостью кредитных  ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых  и таможенных льгот и имеет  фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации  инвесторам, распространяются на все  налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

по налогу на прибыль;

налогу на имущество;

транспортному налогу;

налогу на операции с ценными  бумагами;

акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись  осторожно и по весьма ограниченному  спектру, в последнее время —  практически повсеместно и с  большим разнообразием. В этом заключается  своеобразная тенденция со стороны  региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых  льгот зависит от:

размера инвестиций;

рода деятельности субъекта;

длительности предоставления льгот;

целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления  развития системы стимулирования инвестиционной активности:

предоставление бюджетных  средств негосударственным структурам на возвратной основе;

реализация принципа права  собственности (из федерального бюджета  выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета —  на развитие муниципальной);

равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение  дополнительных налоговых льгот  и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного  инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и  форм экономического регулирования, которые  учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства  в переходной экономике в целом  и в частности в инвестиционном процессе — дискуссионная тема среди  ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства  — это создание благоприятных  условий для роста частных  инвестиций при ограничении своей  функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более  активного участия государства. Это показывает российская экономическая  практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для  достижения необходимых структурных  сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

 

  1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

В переводе с латинского «Invest» - вкладывать, вложение.

 Традиционно под инвестициями  принято понимать осуществление  определенных экономических проектов  в настоящем с расчетом получить  доходы в будущем. (такой подход чвляется преобладающим)

 В ФЗ № 39 от 25.02.1999г.  «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации осуществление  форме капитальных вложений»  (в редакции от 22.08.2004г.). В этом  федеральном законе инвестиции  определяются как: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество,  в т.ч. имущественные права,  иные права, имеющие денежную  оценку, вкладываемые в объекты  предпринимательской и иной деятельности  в целях получения прибыли  и (или) достижения иного социально-значимого  положительного эффекта.

Под инвестициями в широком  смысле понимают денежные средства, имеющие  интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц  направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкция, техническое  перевооружение действующих предприятий, приобретение недвижимости, ценных бумаг  и активов с целью получения  прибыли и (или) иного положительного эффекта.

 При вложении в инвестиции  приходится отдавать капитал  сейчас и в определенном количестве, а вознаграждение приходит позднее,  если вообще приходит.

 На инвестиции влияют  следующие факторы:

- риск, инфляция, срок окупаемости,  таким образом признаками являются:

1.Потенциальная способность  приносить доход.

2.Приобразование капитала  в альтернативные виды активов.

3. Наличие срока вложения.

4. Наличие рисков.

5. Целенаправленный характер.

 Инвестирование –  процесс вложения денежных средств  и других капиталов с целью  их увеличения.

 Инвестиционная деятельность  – единство процесса вложения  ресурсов и процесса получения  дохода в будущем.

Функции инвестиций:

 Инвестиции обеспечивают  процесс постоянного и расширенного  воспроизводства основных фондов (излишки капиталов вкладываются  в производство).

 Инвестиции обеспечивают  оборот капитала, ускоряют этот  процесс.

 Инвестиции обеспечивают  переливание капитала из одних  сфер в другие, более эффективные.

Значение инвестиций на макро уровне.

 Инвестиции обеспечивают: систематическое обновление ОПФ,  ускорение НТП; улучшают качество  и конкурентоспособность отечественного  производства, с их помощью обеспечивает  сбалансированность всех отраслей  народного хозяйства и регионов; обеспечивает создание полноценной  сырьевой базы; обеспечивает обороноспособность  государства, социальное развитие  и решение проблем безработицы;  обеспечивают положительные структурные  сдвиги в экономике.

 Значение инвестиций  на микро уровне.

 Инвестиции обеспечивают: увеличение и расширение сферы  деятельности; сокращение физического  и морального износа продукции,  снижение себестоимости; повышение  технического уровня производства  на основе внедрения новых  технологий, улучшение качества  и конкурентоспособности, повышение  техники безопасности и другое.

 Все перечисленные  значения можно рассматривать  в качестве частных целей инвестирования, достижение которых обеспечит  достижение прибыли.

 

Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.

По объекту  инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.

По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового  рынка, финансовые посредники, страховые  компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение  средств других инвесторов. Корпоративными признаются инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями в собственное производство. Индивидуальными называют инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно.

Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным  инвестором; внутренние инвестиции –  осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.

По форме собственности  – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному  признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции.

 

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы  и пользователи. В инвестиционной деятельности также участвуют заказчики, подрядчики и т.п.

 Инвесторы – субъекты  инвестиционной деятельности, которые  осуществляют вложение собственных,  заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающих их целевое использование.

 Инвесторами могут  быть: Правительство РФ и правительство  субъектов РФ в лице органов,  которые уполномочены управлять  имуществом; органы местного самоуправления, отечественные предприятия, объединения  предприятий и другие организации  в виде юридических и физических  лиц; иностранные государства  в лице соответствующих органов;  иностранные предприятия и международные  организации (ЮНЕСКО, ООН и т.д.)

 Классификация инвесторов:

 По организационно-правовой  форме: юридические и физические  лица, объединения юридических и  физических лиц, государственные  органы и органы местного самоуправления.

 По направлению основной  деятельности выделяют: индивидуальных  инвесторов – это те инвесторы,  которые преследуют цель и  развитие своей основной деятельности; институциональный инвестор - финансовый  посредник, который собирает средства  индивидуальных инвесторов и  осуществляет инвестиционную деятельность  от своего лица.

 По форме собственности:  частные, муниципальные и государственные  инвесторы. Частные – это юридические  лица, основанные на негосударственной  форме собственности и физические  лица. Государственные – это органы  государственной власти и государственные  предприятия. Муниципальные –  это органы муниципальной власти  и муниципальные предприятия.

 По менталитету поведения:  консервативные, умеренно-агрессивные  и агрессивные. Консервативные  – они заботятся о безопасности  инвестиции, и их главной задачей  является защищать средства от  инфляции. Умеренно-агрессивные - они  выбирают такие объекты вложения, которые в совокупности обеспечивают  рост их капитала. Агрессивные  – они обеспечивают быстрый  рост капитала, выбирают те объекты,  которые гарантируют максимум  прибыли.

Информация о работе Предпринимательское право