Планирование прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО «ЭСКОРТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия, закрепление и расширение теоретических знаний по планированию прибыли, приобретение навыков и опыта научно-исследовательской и практической работы в области внутрифирменного планирования.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы планирования прибыли предприятия;
проанализировать планирование прибыли на объекте исследования;
дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли.

Работа содержит 1 файл

Планирование прибыли курсовая.doc

— 558.50 Кб (Скачать)
="justify">     График  безубыточности позволяет ответить на вопрос, при каком объеме продаж предприятие получает прибыль, при каком - нет, где будет находиться точка критического уровня продаж. Чаще всего она находится на уровне около 50% торговой (производственной) мощности предприятия. Если реализация составляет более 75% возможного объема продаж, то означает, что предприятие получает около половины максимальной прибыли.

     Рисунок 4 показывает, что на прибыль прямое влияние оказывает объем продаж и издержки обращения в той части, которые относятся к постоянным расходам. 

                   
                     
              линия полных издержек
          линия валового дохода      
                   
                 линия  прямых
                 издержек  
      Валовый          
      доход              
                     
              З/п    
                     
        Точка критического объема продаж      
              материальные  затраты  
                     
                   
              постоянные  расходы    
                   
          объем товарооборота      
 

     Рисунок 5 - Взаимосвязь важнейших количественных и качественных показателей работы торгового предприятия. 

     Однако  следует всегда учитывать, что рост объема реализации влечет за собой увеличение отдельных видов затрат, относимых к постоянным расходам. Поэтому, при принятии решений об увеличении объема товарооборота необходимо рассчитывать, какая сумма постоянных расходов будет сопровождать этот рост. При этом, естественно, оптимальным принимается тот вариант, который позволяет снизить долю постоянных расходов (при рациональных переменных). Плановая прибыль не может быть меньше фактической, т.е. нижний предел плановой прибыли ограничивается минимальным ее размером, а верхний ограничения не имеет, он всегда должен стремиться к максимуму. В процессе планирования прибыли должны проводиться прогнозные расчеты ее величины. В нашем случае прибыль в 2010 году составила 35250 тыс.руб. (таблица 2.1.). Прибыль в течении 2010 года, если сравнивать январь и декабрь, увеличилась в 6 раз, по сравнению с 2009 годом более, чем в два раза. На 2010 год запланировано увеличение в 1,5 раза, поэтому запланированный уровень прибыли 50000 тыс.руб. Разница составляет 14750 тыс.руб., или почти 1,5 раза, поэтому для обеспечения прироста прибыли необходимо увеличить розничный товарооборот и соответственно валовый доход примерно в 1,5 раза, то есть розничный товарооборот должен составить 1675800 тыс.руб.( увеличится на 558600 тыс.руб.), а валовый доход должен составить 475575 тыс.руб ( увеличится на 158525 тыс.руб.) Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

     Таким образом, в процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

     1. постоянные затраты, сумма которых  остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание здании, помещении, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). В нашем случае их величина 169080 тыс.руб. Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществляет реализацию товаров;

     2. переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота. В нашем случае они составляют 112720 тыс.руб. или 40%.

     Однако  темп изменения совокупных затрат в  связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа  изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу. Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму проданных или запланированных к продаже товаров в розничных ценах. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия но покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли. Таким образом, имеем: 

     Тр.ц. = Нп.ц. + ТН,    (13) 

где  Тр.ц. — объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

     Тп.ц. — объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

     ТН  — сумма торговых надбавок, руб.

     В свою очередь: 

     ТН = ИО + П,      (14) 

где  П — сумма прибыли, руб.;

     ИО  — сумма издержек обращения, руб. 

     ИО = ИОпер + И0пост,     (15) 

     где ИОпер — сумма переменных издержек обращения, руб.;

         ИОпост— сумма постоянных издержек обращения, руб,

     Тогда: 

     Тр.ц. = Тп.ц. + ИО пер + ИОпост + П,  (16)  

     Но  поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид: 

     Ткр = Тп.ц. + ИОпер + ИОпост,   (17)  

где Ткр  — критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

     Товарооборот  по покупным ценам представляет собой  объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом: 

     Ткр = Зпер + ИОпост,    (18)  

     где, Зпер — переменные затраты.

     Разделив  полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

     Ткр/Ткр = Зпер/Ткр + ИОпост/Ткр,    (19) 

     где, Зпер/Ткр = Д – доля переменных затрат в розничном товарообороте,

     или:

     1 = Д + ИОпост/Ткр,     (20)

     отсюда:

     Ткр = ИОпост/(1 – Д)     (21) 

     В нашем случае постоянные расходы составляют – 169080 тыс.руб, доля переменных затрат составят 40% . Таким образом, точка безубыточности валового дохода равна:

     Ткр = 169080/(1-0,4) = 281800 тыс.руб.

     У нас же валовый доход 317050 тыс.руб.

     Таким образом, ООО «ЭСКОРД» имеет достаточно хороший финансовый запас, однако не стоит останавливаться на достигнутом, а постоянно планировать свою деятельность и наращивать объемы продаж, увеличивая тем самым получаемую прибыль.

     Теперь  спрогнозируем прибыль:

     - прямым методом:

     П = ВД – ИО – Н

     где П – прибыль от реализации,

     ВД  – валовый доход,

     ИО  – издержки обращения,

     Н – налог на прибыль.

     П = 475575 – 425575 = 50000 тыс.руб.

     - нормативным методом:

     Пп = (Тп * Pи) / 100

     где П – нормативная прибыль от реализации,

     Тп  – плановый товарооборот,

     Ри  – нормативная рентабельность.

     Пп = 1675800×2,98/100 = 50000 тыс.руб.

     Таким образом, прогнозирование и планирование прибыли и рентабельности на торговом предприятии является эффективным инструментом оперативного контроля за динамикой финансовых результатов.

 

      3 Пути максимизации прибыли в ООО «ЭСКОРД».

     3.1 Планирование прибыли, как путь к ее увеличению

 

     Важнейшим вопросом управления процессом планирования прибыли является планирование прибыли  и других финансовых результатов.

     Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет  обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

       Объектом планирования являются  планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказы потребителей и хозяйственных договорах.

       Планирование прибыли – составная  часть финансового планирования  и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие облагаются по повышенным ставкам.

     Существует  много разнообразных налоговых льгот, среди которых следует отметить выведение из под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, а также суммы взносов на благотворительные цели.

     В процессе разработки планов по прибыли  важно не только учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

     3.2 Пути резерва  роста прибыли предприятия

 

     Под резервом роста производства понимаются неиспользованные и постоянно возникающие  возможности роста и совершенствования  производства, улучшения его конечных результатов. Резервы производства характеризуются разрывом между достигнутым состоянием использования ресурсов производства и возможно более полным их использованием. Значительные резервы производства связаны с экономическими факторами – порядком ценообразования, системой нормативов, т.к финансовое состояние предприятия зависит от обоснованности нормативов отчислений от прибыли и предельного уровня запасов.

Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО «ЭСКОРТ»