Планирование прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО «ЭСКОРТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия, закрепление и расширение теоретических знаний по планированию прибыли, приобретение навыков и опыта научно-исследовательской и практической работы в области внутрифирменного планирования.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы планирования прибыли предприятия;
проанализировать планирование прибыли на объекте исследования;
дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли.

Работа содержит 1 файл

Планирование прибыли курсовая.doc

— 558.50 Кб (Скачать)

         Рф – результат (прибыль или убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;

         Рпо – сальдо доходов и расходов от прочих операций.

     Прибыль (убыток) от финансово – хозяйственной деятельности представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ и услуг, процентов к получению (уплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов.

     Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж) и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и представляется следующим расчетом: 

     Рр = В – С – К – У,      (2) 

     где В – выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей),

          С – себестоимость от реализации товаров, продукции, работ, услуг,

          К – коммерческие расходы,

          У – управленческие расходы.

     Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, в соответствии с законодательством. [4]

     Чистой называют прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.

     Главное препятствие, с которым сталкивается предприятие на пути максимизации прибыли  – это рост расходов, связанных с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды.

     Налогооблагаемая  прибыль – это часть валовой  прибыли, подлежащей налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли  из валовой прибыли исключаются:

  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
  • доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, прокат видео-, аудиокассет и записи на них);
  • прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности).

     Наиболее  сложная проблема, которую решает предприятие при определении размера налога на прибыль, - это определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности.

     Наиболее  полно экономическая сущность прибыли  торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как:

  • главная цель предпринимательской деятельности и фактов повышения материальной заинтересованности работников;
  • мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;
  • источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
  • источник формирования доходов части федеральных и местных бюджетов.

     Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность.

     При всей значимости прибыли ее величина не полностью характеризует эффективность деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность, определяемая на основе прибыли.

     Рентабельность  означает прибыльность, доходность. Предприятие  считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки обращения (производства) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

     Экономическая сущность понятия «рентабельность» может быть раскрыта только через характеристику системы показателей рентабельности. Их экономический смысл – сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции.

     Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

     Основными показателями рентабельности являются следующие:

  • рентабельность активов (имущества) Ра показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы;
  • рентабельность текущих активов Рта показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы;
  • рентабельность инвестиций Ри – показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие;
  • рентабельность собственного капитала Рск отражает долю прибыли в собственном капитале;
  • рентабельность основной деятельности Рд - деятельность в сумме затрат на производство;
  • рентабельность производства (фондов) Рпф показывает, насколько эффективна отдача производственных фондов;
  • рентабельность реализованной продукции Рп показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции;
  • модифицированным показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж Рvп.

     В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота: 

     Рт = П / Т х 100,      (3) 

     где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту;

     П – сумма товарооборота, руб.;

     Т - объем товарооборота, руб.

     Этот  показатель является обобщающим. Однако, признать его показателем, характеризующим эффективность торгово-хозяйственной деятельности, можно лишь с известной долей условности, так как и в числителе, и в знаменателе оценочные конечные показатели (прибыль – качественный, товарооборот – количественный). Этот показатель может быть преобразован исходя из того, что товарооборот – это сумма розничных цен реализованных товаров: 

     Тр.ц. = S РЦi,      (4) 

     где Тр.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

     Рцi – розничная цена i-го товара, руб.

     В свою очередь, розничная цена складывается из цены покупки товара розничным  торговым предприятием и устанавливаемой  торговым предприятием торговой надбавки: 

     РЦi = Пцi + ТНi,      (5) 

     где ПЦi – покупная цена i-го товара торговым предприятием, руб.;

     ТНi – торговая надбавка по i-му товару, руб.

     Торговая  надбавка предназначена для покрытия текущих затрат (издержек обращения) торгового предприятия, уплаты налогов и неналоговых платежей и получения прибыли: 

     ТН = ИО + ОП + П,      (6) 

     где ТН – торговая надбавка, руб.;

          ИО – издержки обращения, руб.;

          ОП – налоги и  сборы, уплачиваемые торговым предприятием, руб.;

          П – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.

     Сумма цен, по которым торговое предприятие закупило товар, представляет собой объем товарооборота по покупным ценам.

     Таким образом: 

     Тр.ц. = Тп.ц. + ИО + ОП + П,     (7) 

     где Тр.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

          Тп.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.

     Отсюда  показатель рентабельности торгового предприятия могут быть выражен формулой: 

     Рт = П/Тп.ц. + ИО + ОП.     (8) 

     Товарооборот  по покупным ценам характеризует  в данном случае затраты предприятия на приобретение (покупку) товаров, а сумма товарооборота по покупным ценам, издержек обращения, уплачиваемых налогов и сборов будет характеризовать совокупные затраты предприятия на приобретение и реализацию товаров.

     Значение  прибыли в деятельности хозяйствующих  субъектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям:

     1. Прибыль, прежде всего, является  универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала и произведенных затрат отражает успешность бизнеса, возможности его дальнейшего развития и совершенствования.

     2. Прибыль является главным источником  расширения производства и наращивания  производственного потенциала, которые,  в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Расширение производства происходит за счет капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Кроме того, часть прибыли может быть инвестирована в ценные бумаги и также приносить их владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использования прибыли производятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят из оборота предприятия, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительную прибыль. Искусство управления прибылью состоит в разумной диверсификации вложений, приносящей максимальный финансовый эффект. [3]

     3. Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материального стимулирования. За счет прибыли может производиться:

     - премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;

     - выплата вознаграждений по итогам работы за год;

     - выплата материальной помощи;

     - оплата дополнительных отпусков  сверх норм, предусмотренных законодательством;

     - выплата надбавок к пенсиям,  единовременной помощи пенсионерам  предприятия;

     - предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

     - оплата жилья, путевок на лечение и отдых работникам и их детям и другие виды материальной помощи.

     4. Прибыль является источником  финансирования расходов предприятия  на содержание социальной сферы,  находящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).

     5. Прибыль является источником  выплаты дивидендов акционерам  и владельцам предприятий и  в этом аспекте служит главной  мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

     6. В росте прибыли предприятий  заинтересовано и само государство,  так как от этого источника  поступают налоговые отчисления  в государственный бюджет. Поэтому  целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения.

     1.2 Методы планирования прибыли и рентабельности

 

     Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

     Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

  • прибыль от продажи продукции и товаров;
  • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • прибыль от реализации основных средств;
  • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
  • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций.
  • Основными методами планирования прибыли являются:
  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета.

Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО «ЭСКОРТ»