Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия, закрепление и расширение теоретических знаний по планированию прибыли, приобретение навыков и опыта научно-исследовательской и практической работы в области внутрифирменного планирования.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы планирования прибыли предприятия;
проанализировать планирование прибыли на объекте исследования;
дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли.
Метод прямого счета
Данный
метод наиболее распространен на
предприятиях в современных условиях
хозяйствования. Он применяется, как правило,
при небольшом ассортименте выпускаемой
продукции. Сущность его в том, что прибыль
исчисляется как разница между выручкой
от реализации продукции в соответствующих
ценах за вычетом НДС и акцизов и полной
ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли
(П) ведется по формуле: [10]
П
= (О × Ц) - (О × С), (9)
где
О — объем выпуска продукции
в планируемом периоде в
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному
выпуску (Птп) планируется на основе
сметы затрат на производство и реализацию
продукции, в которой определяется
себестоимость товарного
Птп
= Цтп - Стп, (10)
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп, (11)
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость
реализуемой в предстоящем
Более
детально прибыль от объема реализуемой
продукции в плановом периоде
определяется по формуле:
Прп
= Пон + Птп - Пок, (12)
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. [7]
Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2)
исчисление объема товарной
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме
прибыли от реализации товарной продукции
в составе прибыли, как отмечено
ранее, учитывается прибыль от реализации
прочей продукции и услуг нетоварного
характера, прибыль от реализации основных
фондов и другого имущества, а
также планируемые
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности. [6]
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице. Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
В
качестве показателя прибыли, в зависимости
от конкретных условий деятельности,
используют показатели прибыли до налогообложения,
прибыли от обычной деятельности
или чистой прибыли.
Таблица 1 - Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности | Формулы расчета | Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства | Прибыль в расчете
на единицу продукции / Себестоимость
единицы Продукции × 100% Прибыль в расчете
на товарный выпуск / Себестоимость
товарной продукции × 100% Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100% |
Характеризует
прибыльность различных видов продукции,
всей товарной продукции и рентабельность
(доходность) предприятия.
Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) | Прибыль от продажи
продукции / Выручка от реализации ×
100% Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100% |
Показывает, какой
процент прибыли получает предприятие
с каждого рубля реализации.
Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность
активов (капитала) Рентабельность
текущих активов Рентабельность чистых активов |
Прибыль / Совокупные
активы × 100%
Прибыль / Текущие активы × 100%
Прибыль / Чистые активы × 100% |
Эти комплексные
показатели характеризуют отдачу, которая
приходится на рубль соответствующих
активов.
Отражает эффективность
вложенных в предприятие |
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / Собственный капитал × 100% | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств |
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
· стоимость активов по балансу;
· стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
· действующие активы;
· оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Из
этого перечня мероприятий
В
условиях свободной конкуренции
цена продукции, произведенной предприятиями,
фирмами выравнивается
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.
Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО «ЭСКОРТ»