Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – отразить сущность организации коммерческой деятельности оптовых предприятий.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. раскрыть теоретические основы коммерческой деятельности оптовых предприятий;
2. провести анализ деятельности оптовых предприятий в Российской Федерации, в том числе в Пермском Крае и на примере оптового предприятия Перми ООО Торговый дом «Добрыня»;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности оптовых предприятий 5
1.1. Особенности коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли 5
1.2. Тенденции развития оптовых предприятий в Российской Федерации 11
1.3. Зарубежный опыт коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли 15
Глава 2. Состояние коммерческой деятельности в оптовой торговле в Российской Федерации 19
2.1. Анализ состояния оптовой торговли в Российской Федерации 19
2.2. Состояние оптовой торговли в Пермском Крае 27
2.3. Анализ оптовой торговли в Перми на примере ООО Торговый дом «Добрыня» 31
Глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности оптовых предприятий 41
3.1. Рекомендации для оптимизации коммерческой деятельности группы предприятий «Добрыня» 41
3.2. Эффект и эффективность предложенных мероприятий 52
Выводы и рекомендации 54
Список литературы 59
Приложение 62
Основными проблемами, с которыми столкнулись оптовые предприятия вследствие финансово-экономического кризиса, являются:
- спад спроса на продукцию – 84%,
- дефицит финансовых ресурсов – 80%,
- ужесточение условий и неплатежи со стороны покупателей – 68%,
- ослабление рубля и инфляция – 64%.
Основные направления совершенствования государственного регулирования торговой деятельности и развития торговли в Российской Федерации в 2009 году находятся в центре внимания правительственных органов. Минпромторгом России внесены в Правительство Российской Федерации материалы по вопросу совершенствования государственного регулирования торговой деятельности и развития торговли в Российской Федерации в 2009 году. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стабилизация деятельности оптовой торговли в условиях финансово-экономического кризиса является приоритетным направлением для всех уровней власти.
Проанализировав деятельность группы предприятий «Добрыня», мы сделали вывод, что, в общем, компания успешно развивается, спад оборота продукции и, как следствие, снижение чистой прибыли в 2008 году связаны с влиянием мирового финансового кризиса. В 2009 г. компания полностью восстановила свое финансовое положение до докризисного уровня.
Группа предприятий «Добрыня» работает с 1995 года. Успешная стратегия развития на потребительском рынке способствовала развитию объемов и видов деятельности.
Группе предприятий «Добрыня» принадлежит значительная часть доли рынка пива и безалкогольной продукции на территории города Перми и Пермского края. Планируется открытие новых супермаркетов и магазинов «Добрыня». Филиальная сеть ТД «Добрыня» состоит из 8 филиалов и охватывает кроме г. Перми крупнейшие города Пермского края: Кунгур, Добрянка, Губаха, Лысьва, Чернушка, Оса, Кудымкар.
Группе предприятий «Добрыня» принадлежит 50% доли рынка пива и 15% безалкогольной продукции на территории города.
Начиная с 2000 г. показатели прибыли компании плавно увеличивались, за исключением 2008 г. Можно наглядно заметить, что, в частности, снижение рентабельности продаж резко упало с 30 до 27 %. Это объясняется влиянием мирового финансового кризиса на деятельность компании, банки стали ограничивать количество кредитных программ, получить деньги на развитие стало проблематично, проценты по кредитам резко выросли, кроме того, многие предприятия стали испытывать недостаток оборотных средств, поэтому стала расти дебиторская задолженность.
В 2009 году рентабельность увеличилась на 4 % и стала составлять уже 31%. В целом можно сказать, что все показатели сильно увеличились, в частности, валовая прибыль возросла на 60308 млн. руб., а чистая прибыль – на 22849 млн. руб.
Как на большинстве предприятий России, основной проблемой в организации «Добрыня» является дебиторская задолженность и, как следствие, недостаток наличных средств, (в 2009 году величина дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам составляет 57119 тыс. руб.), поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
В целях эффективного управления дебиторской задолженностью на предприятии должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика по управлению дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).
Нами были предложены мероприятия для повышения эффективности коммерческой деятельности ГП «Добрыня».
Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
Нами было предложено ввести систему скидок за своевременный платеж и предоплату.
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа.
Еще одной рекомендацией для уменьшения дебиторской задолженности является применение факторинговых операций.
Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности, поэтому на предприятии «Добрыня» было предложено внедрить информационно–правовую систему «Управление дебиторской задолженностью» (ИПС «УДЗ»).
Расчет экономического эффекта позволил убедиться, что предложенные выше мероприятия эффективны и целесообразны. Внедрение разработанных в дипломном проекте мероприятий на ООО Торговый дом «Добрыня» улучшит финансовые показатели работы предприятия, а следовательно, повысится его платежеспособность и привлекательность для инвесторов и кредиторов.
Список литературы
1. Балабанова А.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция, М.: Экономика, 2000.-167с.
2. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность.- Мн.: Вышэйшая школа, 2008.- 364с.
3. Голиков Е.А. Оптовая торговля: Менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность: Учебно-практическое пособие – М.: Экзамен, 2007. – 267 с.
4. Данченок Л.А. Основы маркетинга. - М.: ММИЭИФП, 2003. — 239 с.
5. Егоров В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
6. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М.: Инфра-М, 2002. — 496 с.
7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Под ред. Нагапетьянца Н.А.- М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.
8. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – 312 с.
9. Щур Д.Л. Основы торговли: Оптовая торговля: Справочник руководителя, главного бухгалтера и юриста. Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Дело и сервис, 2007. – 316с.
10. Донцова Н. Оптовые продажи товаров народного потребления. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 4. - С. 16.
11. Итоги экономического и социального развития Пермского края в 2009 году. // Капитал – Weekly. – 2010. - № 4. – С. 12.
12. Пономарева Е., Опт - время перемен // Российская торговля. - 2008. - №10. - С. 18-21.
13. Путякова П. ТОР-300 Рейтинг крупнейших предприятий Пермского края 2009 года. // Bisiness class. – 2010. - № 3. – С. 11.
14. Розничная и оптовая торговля: в чем разница? // ЭКО. – 2009. – № 9. – С. 32-33.
15. Снизилась коммерческая активность оптовиков. // Дело&K. – 2010. - № 2. – С. 11.
16. Степанов А.Г. Товарооборот предприятий оптовой торговли сократился. // АиФ. – 2010. - № 14. – С. 4.
17. Тихонов Е. Противоречивый спрос. Оживление в оптовой торговле начнется в середине года. // Российская Бизнес-газета. – 2010. - №738 (5) – С. 12.
18. Тихонов Е. Противоречивый спрос. Оживление в оптовой торговле начнется в середине года. // Российская Бизнес-газета. – 2010. - №738 (5) от 9 февраля. – С. 2.
19. Филюрин А.С. Торговые марки. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 4. – С.18.
20. Ханин Г.И., Фомин Д.А. Оптовая торговля в современной России. // Торговый работник. – 2010. - № 2. – С. 18.
21. Чкалова О.В. Характеристика торговых предприятий в России и за рубежом. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 4. – С. 14.
22. В январе – марте 2010 г. оборот оптовой торговли в Пермском крае уменьшился. http://www.uralpolit.ru/
23. Виды мировой торговли. http://articles.optomvse.ru/a/
24. Группа предприятий «Добрыня». Официальный сайт. http://www.dobrynia.ru
25. Карачаровский В. Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным. http://www.soft-sib.ru/
26. Коммерческая деятельность предприятия. http://www.student-plus.ru/
27. Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского Края. http://mintorg.permkrai.ru
28. Никулина О. Мировые сети в России. Новые условия конкуренции в оптовой торговле. http://www.segment.ru/
29. Оптовая торговля. http://www.good-reklama.ru/
30. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому Краю. Официальный сайт. http://permstat.gks.ru
31. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
Приложение
Рисунок 1 - Торгово-технологический процесс в оптовой торговле [29.]
Таблица 2 - Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли
в январе 2010 года [31.]
| Млн.рублей | В % к | |
январю | декабрю | ||
Российская Федерация, млрд.рублей | 1786,6 | 90,0 | 79,5 |
Центральный | 1131395,4 | 88,2 | 84,7 |
Белгородская область | 14364,7 | 103,9 | 74,8 |
Брянская область | 5079,2 | 89,7 | 81,4 |
Владимирская область | 5844,0 | 95,9 | 62,3 |
Воронежская область | 7587,8 | 97,1 | 56,2 |
Ивановская область | 4012,8 | 85,1 | 71,0 |
Калужская область | 5145,0 | 86,5 | 111,4 |
Костромская область | 2301,5 | 78,8 | 68,0 |
Курская область | 3270,9 | 116,2 | 76,4 |
Липецкая область | 7412,0 | 81,4 | 72,0 |
Московская область | 196242,5 | 111,5 | 98,0 |
Орловская область | 2088,2 | 100,4 | 60,3 |
Рязанская область | 6592,9 | 87,4 | 71,4 |
Смоленская область | 2504,0 | 98,4 | 59,4 |
Тамбовская область | 4572,4 | 94,7 | 84,8 |
Тверская область | 5731,4 | 65,8 | 66,5 |
Тульская область | 5004,4 | 72,6 | 57,9 |
Ярославская область | 7792,2 | 108,1 | 54,7 |
г.Москва | 845849,5 | 84,0 | 84,1 |
Северо-Западный | 127242,3 | 94,3 | 75,0 |
Республика Карелия | 1914,0 | 96,4 | 77,4 |
Республика Коми | 3317,1 | 82,1 | 93,6 |
Архангельская область | 5219,1 | 45,9 | 105,7 |
в том числе Ненецкий авт.округ | 15,4 | 23,7 | 110,4 |
Вологодская область | 3787,7 | 126,7 | 72,1 |
Калининградская область | 12359,0 | 99,5 | 100,1 |
Ленинградская область | 9231,5 | 124,1 | 82,6 |
Мурманская область | 5133,3 | 97,6 | 80,3 |
Новгородская область | 1443,6 | 75,5 | 61,7 |
Псковская область | 2054,5 | 106,6 | 83,1 |
г.Санкт-Петербург | 82782,5 | 96,8 | 69,7 |
Южный | 75706,5 | 94,7 | 69,2 |
Республика Адыгея | 799,0 | 97,2 | 92,5 |
Республика Калмыкия | 51,9 | 100,2 | 34,9 |
Краснодарский край | 35396,4 | 101,8 | 71,8 |
Астраханская область | 1851,1 | 72,2 | 54,7 |
Волгоградская область | 10773,3 | 87,3 | 75,3 |
Ростовская область | 26834,8 | 91,5 | 64,7 |
Северо-Кавказский | 13507,3 | 87,0 | 63,4 |
Республика Дагестан | 1142,4 | 64,8 | 55,5 |
Республика Ингушетия | 1,4 | 56,0 | в 3,3р. |
Кабардино-Балкарская Республика | 282,1 | 127,2 | 45,6 |
Карачаево-Черкесская Республика | 269,2 | 76,1 | 84,9 |
Республика Северная Осетия-Алания | 813,5 | 78,3 | 71,8 |
Чеченская Республика | 79,4 | 30,3 | 74,6 |
Ставропольский край | 10919,2 | 92,0 | 63,9 |
Приволжский | 158099,9 | 85,4 | 70,9 |
Республика Башкортостан | 18138,4 | 102,8 | 75,3 |
Республика Марий Эл | 1731,6 | 77,5 | 65,5 |
Республика Мордовия | 1626,8 | 103,4 | 84,0 |
Республика Татарстан | 24611,4 | 106,4 | 78,5 |
Удмуртская Республика | 5606,0 | 93,3 | 82,5 |
Чувашская Республика | 2968,3 | 70,5 | 47,7 |
Пермский край | 26783,6 | 71,6 | 69,4 |
Кировская область | 6474,1 | 95,2 | 82,4 |
Нижегородская область | 21120,5 | 71,1 | 66,5 |
Оренбургская область | 5844,9 | 109,2 | 89,3 |
Пензенская область | 5903,6 | 136,7 | 82,1 |
Самарская область | 27359,3 | 83,7 | 64,9 |
Саратовская область | 7501,7 | 73,7 | 65,5 |
Ульяновская область | 2429,7 | 63,0 | 57,3 |
Уральский | 143348,5 | 98,4 | 71,9 |
Курганская область | 2461,5 | 97,8 | 89,9 |
Свердловская область | 70524,3 | 90,6 | 63,4 |
Тюменская область | 47481,8 | 111,1 | 87,7 |
в том числе: | 6364,2 | 82,6 | 72,7 |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 8346,4 | 102,7 | 107,7 |
Челябинская область | 22880,9 | 101,6 | 73,1 |
Сибирский | 98310,2 | 91,6 | 69,7 |
Республика Алтай | 121,4 | 50,5 | 99,6 |
Республика Бурятия | 2114,0 | 103,1 | 67,2 |
Республика Тыва | 95,7 | 127,1 | 92,1 |
Республика Хакасия | 1783,2 | 85,6 | 70,5 |
Алтайский край | 10741,9 | 89,7 | 92,9 |
Забайкальский край | 1801,4 | 87,2 | 65,8 |
Красноярский край | 16985,8 | 93,2 | 72,7 |
Иркутская область | 12912,0 | 91,5 | 57,2 |
Кемеровская область | 14420,7 | 89,7 | 71,2 |
Новосибирская область | 21938,6 | 99,2 | 67,0 |
Омская область | 10282,0 | 79,6 | 65,1 |
Томская область | 5113,6 | 94,5 | 83,3 |
Дальневосточный | 38940,0 | 110,1 | 82,9 |
Республика Саха (Якутия) | 833,8 | 106,0 | 43,4 |
Камчатский край | 1932,4 | 107,7 | 65,0 |
Приморский край | 21449,0 | 110,8 | 93,8 |
Хабаровский край | 8741,7 | 123,7 | 81,8 |
Амурская область | 2027,6 | 102,4 | 87,2 |
Магаданская область | 1350,9 | 95,0 | 76,6 |
Сахалинская область | 2107,5 | 81,4 | 64,8 |
Еврейская авт.область | 145,5 | 76,4 | 75,8 |
Чукотский авт.округ | 351,5 | в 2,1р. | 36,3 |
Таблица 3 - Динамика оборота оптовой торговли в 2009 – 2010 гг. по месяцам [31.]
| Оборот оптовой торговли | В том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли | ||||
млрд. | в % к | |||||
соответ- | предыдущему | млрд. | в % к | |||
соответ- | предыдущему | |||||
2009г. | ||||||
Январь | 2165,1 | 94,9 | 84,8 | 1798,3 | 98,8 | 88,2 |
Февраль | 2260,9 | 97,3 | 103,5 | 1865,8 | 101,2 | 102,9 |
Март | 2468,2 | 95,1 | 107,1 | 2023,8 | 99,6 | 106,4 |
I квартал | 6894,2 | 95,7 | 94,7 | 5687,9 | 99,9 | 98,6 |
Апрель | 2266,5 | 89,6 | 91,7 | 1822,8 | 93,8 | 89,9 |
Май | 2186,4 | 90,1 | 98,1 | 1749,2 | 94,2 | 97,5 |
Июнь | 2276,1 | 95,4 | 105,0 | 1785,8 | 98,8 | 103,0 |
II квартал | 6729,0 | 91,7 | 97,3 | 5357,8 | 95,6 | 93,9 |
I полугодие | 13623,2 | 94,1 |
| 11045,7 | 98,3 |
|
Июль | 2288,9 | 96,3 | 101,6 | 1804,9 | 100,4 | 102,1 |
Август | 2332,0 | 101,6 | 103,6 | 1832,6 | 105,1 | 103,3 |
Сентябрь | 2445,2 | 102,6 | 106,9 | 1908,1 | 105,6 | 106,1 |
III квартал | 7066,1 | 100,2 | 109,3 | 5545,6 | 103,7 | 107,7 |
Январь-сентябрь | 20689,3 | 96,2 |
| 16591,3 | 100,2 |
|
Октябрь | 2519,8 | 101,1 | 104,2 | 1991,0 | 103,4 | 105,5 |
Ноябрь | 2574,4 | 97,8 | 102,0 | 2043,6 | 96,1 | 102,5 |
Декабрь | 2812,7 | 93,5 | 109,4 | 2237,2 | 93,2 | 109,6 |
IV квартал | 7906,9 | 98,3 | 97,6 | 6271,8 | 98,0 | 98,3 |
Год | 28596,2 | 96,5 |
| 22863,1 | 99,5 |
|
2010г. | ||||||
Январь | 2218,4 | 93,2 | 78,2 | 1786,6 | 90,0 | 79,5 |
Информация о работе Организация коммерческой деятельности оптовых предприятий