Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – отразить сущность организации коммерческой деятельности оптовых предприятий.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. раскрыть теоретические основы коммерческой деятельности оптовых предприятий;
2. провести анализ деятельности оптовых предприятий в Российской Федерации, в том числе в Пермском Крае и на примере оптового предприятия Перми ООО Торговый дом «Добрыня»;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности оптовых предприятий 5
1.1. Особенности коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли 5
1.2. Тенденции развития оптовых предприятий в Российской Федерации 11
1.3. Зарубежный опыт коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли 15
Глава 2. Состояние коммерческой деятельности в оптовой торговле в Российской Федерации 19
2.1. Анализ состояния оптовой торговли в Российской Федерации 19
2.2. Состояние оптовой торговли в Пермском Крае 27
2.3. Анализ оптовой торговли в Перми на примере ООО Торговый дом «Добрыня» 31
Глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности оптовых предприятий 41
3.1. Рекомендации для оптимизации коммерческой деятельности группы предприятий «Добрыня» 41
3.2. Эффект и эффективность предложенных мероприятий 52
Выводы и рекомендации 54
Список литературы 59
Приложение 62
Итак, подводя итоги, можно отметить, что оптовая торговля — это торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения. Среди торговых компаний определенное их число занимается только оптовой торговлей.
Глава 2. Состояние коммерческой деятельности в оптовой торговле в Российской Федерации
2.1. Анализ состояния оптовой торговли в Российской Федерации
Войдя в XXI век, процветающая оптовая торговля столкнулась со значительными проблемами. Она остается уязвимой для одной из самых стойких тенденций 90-х годов - ожесточенного сопротивления повышению цен и отсеиванию тех поставщиков, которые предлагают качественные, но относительно дорогие товары. Дальновидные оптовые торговцы постоянно ищут новые пути совершенствования своей деятельности, чтобы угнаться за изменениями в поведении поставщиков и целевых покупателей. Они понимают, что устоят в конкурентной борьбе, если предложат более высокую потребительскую стоимость, которую они смогут предложить, повысив эффективность работы всего маркетингового канала. Чтобы достичь этого, они должны постоянно повышать уровень обслуживания и снижать цены. [20, с. 18]
Рассмотрим динамику развития оптовой торговля в России в течение 10 лет.
Одним из самых важных показателей динамики торговли является оборот. Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи), а также сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов), совершающих сделки по купле – продаже товаров от имени или за счет других лиц или фирм (комитентов, доверителей, принципалов) по договорам комиссии (поручения) или агентским договорам. Оборот оптовой торговли показывается в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС. [29]
В 2009г. оборот оптовой торговли составил 28596,2 млрд.рублей, или 96,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
Таблица 1 - Динамика оборота оптовой торговли по Российской Федерации [31]
|
| млрд. руб. |
Годы | Оборот оптовой | в том числе организаций оптовой торговли |
2000 | 4256,8 | 3133,7 |
2001 | 5507,8 | 4221,7 |
2002 | 6819,2 | 5465,6 |
2003 | 8887,7 | 7249,6 |
2004 | 11422,9 | 9170,5 |
2005 | 15626 | 11007,5 |
2006 | 19921,8 | 14758 |
2007 | 25308,6 | 19604,6 |
2008 | 32145,7 | 24925,8 |
В 2009г. оборот оптовой торговли на 80% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 22863,1 млрд.рублей, или 99,5% к 2008 году.
Рисунок 2 - Динамика оборота оптовой торговли в % к среднемесячному значению 2006 г. [31]
Как можно увидеть, рост оптовой торговли, наблюдавшейся на протяжении с 2006 и по 2007 год, в 2008 году резко прекратился, максимальный уровень падения оборота оптовой торговли наблюдался в конце 2008 года (снижение произошло практически до уровня 2006 года). В 2009 году наблюдается резкий рост показателей. (См.Приложение, табл. 2. Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли
в январе 2010 года).
Рейтинг федеральных округов по обороту оптовой торговли по итогам 2009 - 2010 гг. представлен на рис. 2.
Рисунок 3 - Рейтинг федеральных округов по обороту оптовой торговли по итогам 2009 - 2010 гг. [31]
Как можно отметить, Центральный федеральный округ является лидером по обороту оптовой торговли. Это объясняется тем, что Центральный федеральный округ (ЦФО) расположен в центре европейской части России. В состав округа входят 18 субъектов Российской Федерации: город Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Курская и Тамбовская области. Центром округа является город Москва. Важнейшими предпосылками развития хозяйства ЦФО являются выгодное экономико-географическое положение, созданный производственный и научно-технический потенциал и развитая инфраструктура. [31]
В январе 2010г. оборот оптовой торговли составил 2218,4 млрд.рублей, или 93,2% к соответствующему месяцу предыдущего года. (См Приложение, таблица 3. Динамика оборота оптовой торговли в 2009 – 2010 гг. по месяцам).
В январе 2010г. оборот оптовой торговли на 80,5% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 1786,6 млрд.рублей, или 90,0% к январю 2009 года. В январе 2010 года наметился резкий спад оборота оптовой торговли.
Рисунок 4 - Динамика оборота оптовой торговли в % к среднесписочному значению 2007 г. [31]
Оптовая торговля прошла низшую точку кризиса, но оптимизм относительно ее будущего оказался преждевременным - к такому выводу пришли аналитики Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики, сравнив результаты опроса руководителей 2,7 тысячи организаций отрасли за четвертый квартал с предыдущим. [20 с. 18]
Оптовикам не удалось закрепить большинство положительных тенденций третьего квартала, когда впервые в 2009 году доля организаций, увеличивших свой оптовый товарооборот, объем продаж в натуральном выражении и ассортимент, превысила удельный вес структур, сработавших с минусом. Во многом это объясняется противоречивой динамикой спроса, росшего в третьем квартале и упавшего в четвертом (особенно на строй- и лесоматериалы, а также автотранспортные средства).
К концу 2009 года резко дали себя знать недостаток финансовых средств, неплатежеспособность покупателей, высокий уровень налогов. Далеки от докризисного уровня и оценки руководителями ситуации с обеспеченностью кредитными и заемными средствами. Однако, по мнению респондентов, кредитование торговых фирм понемногу восстанавливается. Несмотря ни на что, оптовой торговле удалось удержать от дальнейшего падения такой показатель, как прибыль.
На гребне успеха оказались оптовики, реализующие медицинские товары, косметику и продовольствие. Они отметили очередной всплеск спроса и соответственно объемов продаж, что, скорее всего, объясняется изменившейся в период кризиса структурой потребления в пользу продуктов питания и товаров первой необходимости. Впрочем, лидерами по расширению ассортимента стали не они, а организации, "ведающие" сельхозсырьем и живыми животными - сказались усилия властей по укреплению материальной базы сельхозпроизводства. В свою очередь, наиболее сузился ассортимент оптовиков, реализующих химические продукты, отходы и лом, против которых "работали" неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, приток импорта, слабая реклама.
Обращают внимание аналитики и на такую деталь - четвертый квартал подряд в отрасли снижаются темпы сокращения кадров, однако занятость все еще далека до оценок предкризисного уровня. Видимо, организации оптовой торговли уже сократили своих работников до предела, за которым возможно снижение эффективности основной деятельности. Численность работающих в большинстве организаций скорее всего сохранится на уровне IV квартала 2009 года до тех пор, пока не начнется заметный рост потребительского спроса, считают авторы исследования.
Интересно, что, несмотря на то, что в деятельности оптовых фирм в IV квартале преобладали негативные тенденции, 76% руководителей оптовых организаций, принявших участие в обследовании, оценили свое экономическое положение как "удовлетворительное".
Если предположить, что ухудшение ситуации, выявленное последним обследованием, носит в основном сезонный характер, то не исключено, что оживление в секторе оптовой торговли начнется не ранее конца второго квартала 2010 года. Однако запустить в полную меру его "механизм" удастся лишь при сбалансированности экономических процессов в целом, а также улучшении ситуации в реальном секторе и секторе домашних хозяйств, заключают эксперты. [25]
Судя по показателям структуры организаций оптовой торговли по видам экономической деятельности (см. рис. 5) , наиболее распространенными видом деятельности юридических лиц, осуществляющих оптовую торговлю, является торговля непродовольственными потребительскими товарами, несельскохозяйственными потребительскими товарами и прочее.
Рисунок 5 - Структура организаций оптовой торговли по видам экономической деятельности на 1 января 2010 г. [19, с. 18]
В таблице 4 (См. Приложение) представлены показатели продаж и запасов в организациях оптовой торговли отдельных видов продукции (товаров).
Среди факторов, ограничивающих деятельность оптовых организаций в наибольшей степени, респонденты выделяют неплатежеспособность покупателей - 77,7%, недостаток финансовых средств - 61,5%, высокий уровень налогов - 52,3%. (См. таблицу 5.)
Таблица 5 - Оценка изменения основных показателей деятельности организаций оптовой торговли (в % от числа обследованных организаций)[31]
| IV квартал 2009г. к III кварталу 2009г. | I квартал 2010г. к IV кварталу 2009г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
увели-чение | без из-менений | уменьшение | баланс | увели-чение | без из-менений | уменьшение | баланс | |
Численность занятых | 8 | 79 | 13 | -5 | 7 | 79 | 14 | -7 |
Оборот оптовой торговли | 34 | 43 | 23 | +11 | 25 | 41 | 34 | -9 |
Объем продаж в натуральном | 30 | 48 | 22 | +8 | 21 | 47 | 32 | -11 |
Ассортимент товаров | 15 | 77 | 8 | +7 | 13 | 76 | 10 | +3 |
Обеспеченность собственными | 13 | 72 | 14 | -1 | 10 | 73 | 17 | -7 |
Прибыль | 30 | 46 | 24 | +6 | 22 | 44 | 34 | -12 |
Информация о работе Организация коммерческой деятельности оптовых предприятий