Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать определение дистанционного обучения с научной точки зрения;
2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;
3.изучить организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9
1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16
1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20
1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21
Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22
2.1.Методы и средства дистанционного университетского образования…….32
Глава III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38
3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА……………………….39
3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом…….47
3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий…………..48
3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся…………………………………………….50
3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51
3.3. Преимущества дистанционных образовательных технологий……………53
3.4.Техническое обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………………...58
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Работа  с текстами осуществляется с использованием материалов телекоммуникационной двухуровневой  библиотеки в индивидуальном режиме.

     Система IP-хелпинга - это консультации по учебным дисциплинам у профессорско-преподавательского состава через Интернет в асинхронном режиме. IP-хелпинг обеспечен разработанной в СГА системой на базе Интернет. База вопросов-ответов IP-хелпинга является важным компонентом учебно-методического материала.

     Одной из важнейших составляющих учебно-методического комплекса по каждому модулю является тестовая база для электронного тестирования знаний студентов, реализуемого с применением разработанных в СГА приборов тестирования (оперативный контроль знаний).

     Внедрение образовательных инноваций приводит к постоянному обновлению УМК. Проходит апробацию система компьютерных экзаменаций, для которой в настоящее время разрабатывается тестовая база. Кроме того, с целью развития творческих способностей обучающихся, помимо подготовки телеэссе, в СГА внедряются такие формы работы студентов, как выполнение письменных творческих работ, участие в научно-практических Интернет - конференциях СГА, а также в обсуждениях на студенческом форуме на сайте СГА. Для выполнения всех видов творческих работ разработаны соответствующие инструкции.

     Доставка  в каждый филиал учебных и учебно-методических материалов осуществляется следующим  образом:

  • основная часть учебных материалов, записанная в цифровой форме, передается с сервера базового вуза через систему цифровой спутниковой связи СГА, включающую передающий телепорт в Москве и принимающий телекомплекс в филиале, на сервер филиала. Для реализации цифровой спутниковой связи СГА арендует каналы связи на спутниках Экспресс-АМ22 и Ямал-201. Компьютерные учебные места, связанные локальными вычислительными сетями с серверами учебных центров СГА, обеспечивают доставку указанных материалов к обучаемому;
  • лекции, записанные в аналоговой форме, транслируются по системе учебного телевидения;
  • часть учебно-методических материалов (рабочие учебники и методические материалы на бумажных носителях) пересылаются в филиал почтой централизованно из базового вуза.
  • мелкотиражные печатные материалы распечатываются из баз данных, полученных от базового вуза посредством телекоммуникаций, непосредственно в филиале по заявкам студентов.

     В СГА создана и имеется в  каждом филиале серия стандартизованных  плакатов по приему, порядку зачисления, отчисления и т.д., а также по технологии образовательного процесса для освоения студентами основ ДОТ СГА, необходимых для эффективного усвоения ими учебного материала в инновационной образовательной среде.

     Работа  системы доставки СГА регламентирована комплексом инструкций, на основе которых  ежегодно, не менее 2-х раз в год, осуществляется расчет и формируется план доставки учебной и учебно-методической литературы по каждому способу доставки. 
 

     3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом. 
 

     ДОТ СГА включает следующие способы организации взаимодействия обучающихся с единым профессорско-преподавательским составом (ППС) СГА, объединенным посредством телекоммуникаций:

  • цифровую спутниковую связь, через которую студенты, независимо от своего места нахождения, получают возможность изучать лекции и учебные материалы, разработанные ведущими в своих областях учеными и специалистами. Периодичность просмотра телелекций и работы обучающихся с учебными материалами определяется расписанием;
  • обратную связь обучающихся с ППС, реализуемую в асинхронном режиме с применением созданной в базовом вузе системы IP-хелпинга. Эта система обеспечивает через Интернет возможность каждому студенту задавать вопросы по изучаемым дисциплинам и технологии обучения. Вопросы и ответы накапливаются в базе данных IP-системы, к которой студенты имеют доступ с возможностью поиска;
  • электронную переписку через форум на сайте СГА для оперативного взаимодействия студентов с руководством СГА, ППС и между собой;
  • телемосты, применяемые в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации сотрудников. СГА имеет 3 студии для проведения телеконференций с филиалами, оборудованные в том числе комплектами видеопроекционной аппаратуры и многоканальной телефонией. Проведение телемостов производится на основании планов, утвержденных в установленном порядке. Как правило, длительность телемостов составляет 2 ак. часа.
  • очные занятия с преподавателями (выездные консультации и чтение проблемных лекций специалистами, в т.ч. зарубежными профессорами и т.д.).
 
 

     3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий 
 

     В соответствии с учебными планами  СГА по направлениям подготовки во всех филиалах предусмотрены, включены в индивидуальное расписание обучаемых  и обеспечены соответственно оборудованными аудиториями следующие практические и лабораторные занятия:

     1.Индивидуальный компьютерный тренинг по модулю.

         Целью компьютерных занятий является изучение теоретического материала и тренинг умений и навыков по модулю. Все компьютерные учебные места объединены в единую систему. Технология обучения предлагает следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ:

  • Супертьютор (содержит всю необходимую информацию по модулю, тренинг и тестирование);
  • Профтьютор (обучает работать с профессиональными компьютерными программами по методическому пособию);
  • И-тьютор (имитирует работу с профессиональными компьютерными программами);
  • R-тьютор (является исследовательской программой для развития умения проводить анализ и исследование по определенной проблеме);
  • REWARD СГА (адаптированная версия обучающей компьютерной программы для изучения английского языка на разных уровнях);
  • ОКП "Логическая схема" (автоматизированная проверка создания студентом логической схемы материала, изложенного в рабочем учебнике).

     2. Коллективный тренинг по модулю. 

     Коллективные  тренинги в каждом филиале проводятся по разработанным в базовом вузе сценариям в специально оборудованных  аудиториях, оснащенных разработанными в СГА учебными местами. Эти занятия  предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения, в том числе на иностранном языке. Методическое пособие по проведению коллективного тренинга в зависимости от вида занятия помимо сценария учебной игры содержит: описание ролей, описание имитируемого процесса, цели и задачи игры и т.д.

     3. IP - хелпинг и работа с текстами телекоммуникационной двухуровневой библиотеки.

     4. Лабораторные занятия.

     Эти занятия проводятся с целью приобретения и отработки профессиональных умений и навыков и осуществляются как с применением компьютерных моделей, так и лабораторного оборудования (предметов, муляжей и др., имитирующих реальные условия работы будущего специалиста), поставляемого централизованно в филиалы. 

     Компьютерное занятие основано на работе с Профтьютором, И-тьютором, комплеем и другими компьютерными программами, созданными для отработки именно профессиональных умений, т. е. действий, которые необходимо будет производить специалисту на своем рабочем месте. 

     По  дисциплине "Информатика" предусмотрены до 15 работ в семестр в течение 4-х семестров обучения.

     По  направлению "Информатика и вычислительная техника" все професиональные  лабораторные занятия проводятся на компьютерных учебных местах по дисциплинам "Программирование на языке высокого уровня", "Электротехника и электроника", "Основы теории управления", "Компьютерная графика", "Системное программное обеспечение" и т.д.

     Каждый  филиал обеспечивает обучающимся по очной форме обучения возможность  занятий физической культурой и спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС. Теоретические занятия проводятся с применением УМК, разработанных в базовом вузе. В филиале организован учет занятий физической культурой и спортом для студентов, занимающихся самостоятельно в объеме часов, предусмотренных ГОС. 
 

     3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 
 

     Промежуточная аттестация обучающихся организационно осуществляется по месту обучения студента в филиале в письменном виде с  последующей обработкой результатов в Аттестационном центре СГА (Москва). Аттестационный центр создан с целью проведения независимой объективной аттестации знаний студентов и контроля за качеством учебного процесса в филиалах СГА. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется комиссионно. Экзамены проводятся по экзаменационным билетам, разработанным централизованно в базовом вузе. 

     Проведение  письменных экзаменов осуществляется в соответствии с инструкциями, утвержденными  в установленном порядке. 

     К проверке письменных работ студентов привлекается ППС СГА, а также преподавательский состав других вузов. 
Результаты промежуточной аттестации вносятся централизовано в базовом вузе в электронное досье каждого студента филиала в базу данных ИС "КОМБАТ".

     Кроме того, в настоящее время проходит апробацию и пилотное внедрение проведения экзаменов с применением комплекса, включающего компьютерную технику и специальное программное обеспечение. Ввод результатов экзаменов в электронное досье студента производится в автоматизированном режиме с использованием разработанного в СГА устройства ввода/вывода информации, что обеспечивает полную объективность и независимость оценки знаний студентов.

     Текущий контроль успеваемости студентов в  течение семестра реализуется в  каждом филиале, его результаты по всем контрольным процедурам (выполнение домашних заданий, индивидуальный компьютерный тренинг, модульное тестирование, коллективный тренинг и т.д.) заносятся на месте, т.е. в филиале, в электронное досье каждого студента в базе данных ИС "КОМБАТ". Это позволяет базовому вузу осуществлять автоматизированный дистанционный контроль за учебным процессом в филиале, а также обеспечивает непрерывный мониторинг качества усвоения знаний студентами каждого филиала. Идентификация студентов при проведении контрольных процедур в любом филиале осуществляется по студенческим билетам и Rf - картам (электронное средство идентификации личности студента), при поднесении которых к считывающему устройству на экран дисплея вызывается фотография студента, его фамилия и идентификационные данные из базы данных ИС "КОМБАТ".  
 

     3.2.3. Способы организации документооборота. 
 

     В СГА создана и успешно функционирует, в том числе в каждом филиале, корпоративная автоматизированная информационная система (ИС "КОМБАТ"), обеспечивающая более 70% документооборота вуза в безбумажном варианте, единство образовательного процесса, осуществляемого вузом и его территориально обособленными подразделениями. ИС "КОМБАТ" - система, осуществляющая администрирование и контроль за учебным процессом, охватывающая все основные педагогические процессы и предоставляющая информацию для принятия управленческих решений (свидетельство Роспатента о регистрации № 2001610017). Остальные 30% документооборота во всех филиалах осуществляются с применением электронной почты (примерно 20%) и традиционной почтовой связи (около 10%).

     Задачами, решаемыми с помощью информационной системы "КОМБАТ", являются:

  • сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза (филиал; факультет; отдел; подразделение; студент);
  • осуществление контроля над учебным процессом в течение семестра;
  • подготовка документации: академические справки; приложения к диплому; сертификаты; ведомости и пр.;
  • сбор информации о студенте от момента поступления в вуз до его выпуска. При этом осуществляется оформление сопроводительной документации, приказов, выписок, справок, аналитической информации и т.п;
  • сбор и анализ анкетной информации, позволяющей выводить социологические и психологические характеристики обучающихся;
  • автоматизация ведения бухгалтерского учета: контроль над всеми формами оплаты обучения студента, подготовка и оформление платежных документов, отчетов.

Информация о работе Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии