Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать определение дистанционного обучения с научной точки зрения;
2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;
3.изучить организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9
1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16
1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20
1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21
Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22
2.1.Методы и средства дистанционного университетского образования…….32
Глава III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38
3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА……………………….39
3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом…….47
3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий…………..48
3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся…………………………………………….50
3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51
3.3. Преимущества дистанционных образовательных технологий……………53
3.4.Техническое обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………………...58
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1.дать  определение дистанционного обучения  с научной точки зрения;

     2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;

     3.изучить  организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

     4.изучить программы, используемые для обучения  в СГА.

     Предметом исследования является дистанционное обучения, а объектом –исследования организация  дистанционного обучения в СГА.

     Выполненная работа состоит из введения, из трех глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы 62 страницы.

      

     Глава I. Модели дистанционного обучения

     Мы  рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично  обратиться поэтому к возможным  вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

     В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования  в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр. 

     Интеграция  очных и дистанционных  форм обучения.  
 
Сетевое обучение:  
 
автономные сетевые курсы;  
 
информационно-предметная среда.  
 
Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV ) или компьютерных видеоконференций.  
 
Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

     Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

     Схематично  эту модель (для школы) можно изобразить следующим образом. 

     Схема № 1.

       

     Совершенно  очевидно, что при внедрении в  практику обучения в старших классах  профильного обучения возможность  создания фонда специализированных или профильных курсов по различным  направлениям в рамках общеобразовательной программы школы могла бы существенно продвинуть решение проблемы профильного обучения. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий вуз (хотя официально такая задача и не стоит перед профильным обучением). Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других школ, вузов, колледжей) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах, а разработка и руководство этих курсов квалифицированными педагогами ресурсных центров, ведущими вузами страны гарантировало бы качество такого обучения. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Тогда и подготовка к единому государственному экзамена обрела бы более значимую мотивацию. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий. А пока все большее число учащихся выпускных классов предпочитают переходить на обучение по экстернату, поскольку не могут совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в вузе. Однако, моя задача - показать возможности, пусть и потенциальные использования различных моделей дистанционного обучения.

     Интеграция  дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более  широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее  время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в нашей школе, являетя тормозом в интеллектуальном развитии ученика, особенно в старших классах. 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования – формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже 8 класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, однако, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе. 

     Схема № 2

     Модель  интеграции очной  и дистанционной  форм для вузов   
 

     Сетевое обучение.

     Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Подробнее об автономных курсах и виртуальных школах мы поговорим в последующих разделах. Здесь же нам важно показать саму модель такого курса. 

     Схема № 3

     Модель  сетевого курса дистанционного обучения

     Любой курс дистанционного обучения – это  полноценный учебный процесс.

     Что же касается виртуальной школы, то здесь  имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).

     Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

     Об  этой модели речь пойдет выше. 

     Сетевое обучение и кейс-технологии. 

     Модель  сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

     Схема № 4.

     

     Интерактивное телевидение (Two-way TV).

     Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.

     Схема № 5.

     

     Эта модель дистанционного обучения полностью  имитирует очную форму. С ее помощью  стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

     Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику  и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.  

    1. Дидактические модели дистанционного обучения
 

     Процесс обучения основывается на определенной дидактической модели, включающей в  себя содержание знаний, методы, средства и технологии их доставки.

     Исходя  из определения дистанционного обучения, как организации познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму, необходимо определить дидактические принципы, отличающие дистанционное обучение и лежащие в основе построения дидактической модели.

     Итак, в дистанционном обучении должны соблюдаться следующие принципы:

     1. Процесс обучения  строится в основном  на самостоятельной  познавательной деятельности студента.

     Этот  принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в нём.

     Если  же ставить цель максимального раскрытия  творческих способностей студента, то необходимо создать такую образовательную (учебную) среду, которая в максимальной степени способствовала бы этому. И здесь прежде всего необходимо обеспечить максимальный доступ студента к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Сейчас, например, практически все образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет.

     В этом случае основным техническим средством  обучения является компьютер. Однако в отличие от традиционных ТСО, применяемых в учебном процессе как вспомогательные средства, компьютер имеет дидактические функции, позволяющие выступать не только посредником между преподавателем и студентом, но и брать на себя часть учебного процесса . Обучающие функции компьютера реализуются через компьютерные обучающие программы (КОП). Имея различное назначение (теоретический материал, тренажеры, контролирующие программы), эти обучающие программы обладают таким важным общим свойством, как интерактивность. Именно это свойство программы помогает создать эффект общения преподавателя со студентами. Разработка КОП - достаточно сложная процедура, но главным элементом в ней является участие преподавателя. Это позволяет передать компьютерной программе педагогическую индивидуальность преподавателя, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы.

     Создание  КОП требует от преподавателя  определенных специфических знаний в области информационных технологий и иной организации учебного процесса.

     Итак, какова же роль преподавателя в этой новой учебной среде, представляющей собой информационное пространство, средства доступа к информации и обучающие программы.

Информация о работе Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии