Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать определение дистанционного обучения с научной точки зрения;
2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;
3.изучить организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9
1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16
1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20
1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21
Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22
2.1.Методы и средства дистанционного университетского образования…….32
Глава III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38
3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА……………………….39
3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом…….47
3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий…………..48
3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся…………………………………………….50
3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51
3.3. Преимущества дистанционных образовательных технологий……………53
3.4.Техническое обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………………...58
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 
 

     Введение……………………………………………………………………………3

     Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9

     1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16

     1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20

     1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21

     Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22

     2.1.Методы  и средства дистанционного университетского  образования…….32

     Глава  III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38

     3.1. Дистанционные образовательные  технологии СГА……………………….39

     3.2. Способы организации взаимодействия  обучающихся с профессорско-преподавательским  составом и административно-управленческим аппаратом…….47

     3.2.1Способы  организации лабораторных и практических  занятий…………..48

     3.2.2. Способы организации текущего  контроля успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся…………………………………………….50

     3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51

     3.3. Преимущества дистанционных образовательных  технологий……………53

     3.4.Техническое  обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54

     Заключение………………………………………………………………………...58

     Список  литературы………………………………………………………………..59 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Нововведения, или инновации, характерны для любой  профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и  внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

     Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

     В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в ВУЗах).

     Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что  они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.

       Развитие новых информационных технологий, основанных на применении компьютерных средств, и внедрение их во все сферы человеческой деятельности с начала 1980-х гг. дало начало информатизации общества. Однако вряд ли тогда можно было предполагать, что появление компьютеров даст беспрецедентный скачок в развитии информационных технологий, который теперь называют информационной революцией, приведшей к смене ряда парадигм общественного развития.

     Основные  пути создания такой системы определены в национальном докладе Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1996 г. Нужно заметить, что подобные государственные программы приняты во многих странах Европы, США, Японии. Начиная с 1993 г. ряд программ в области информатизации системы образования осуществлялся в России. В результате произошло резкое увеличение компьютерной базы в образовательных учреждениях, создана национальная сеть телекоммуникаций. Однако это не решает проблемы информатизации образования в целом. Для этого необходимо создать интеллектуальные средства образования, представляющие собой качественно новые методы, средства и технологии обучения. Отличительной особенностью этих дидактических средств является их направленность на самостоятельное изучение и усвоение содержания знаний с помощью интерактивных обучающих программ.

     Это стало возможным с появлением компьютерных мультимедиа-средств, технологий и скоростных сетей телекоммуникаций. Единый способ представления информации любого вида, возможность открытого доступа к базам данных, оперативная обработка больших объемов информации стали основой создания глобального информационно-образовательного пространства, придали образованию такие качества, как открытость, направленность на интересы личности, гибкость индивидуализированного обучения, вариативность образовательных программ.

     Таким образом, компьютерные средства и телекоммуникации стали основой новой технологии дистанционного обучения.

     Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии имеет давнюю историю. К примеру, первые институты заочного обучения появились в середине XIX в. Однако традиционная форма обучения по переписке имела очень низкую эффективность. Следующим этапом в развитии дистанционного обучения стало применение средств массовой коммуникации (радио и телевидение). Именно эти технологии стали основой организации учебного процесса в Британском открытом университете.

     Третий  этап в развитии дистанционного обучения связан с появлением компьютерных средств обучения и сетей телекоммуникаций. Главной особенностью этого этапа являются использование интерактивных обучающих программ и наличие оперативной обратной связи между студентом и преподавателем.

     С этого времени дистанционное обучение становится важным направлением в инновационной деятельности вузов, приобретая самые различные организационные формы от подразделений вузов до консорциумов университетов.

     Говоря  о дистанционном обучении как  инновационной деятельности вузов в области педагогических технологий, следует определиться в терминологии. Несмотря на длительную историю развития дистанционного обучения, до настоящего времени существует неоднозначность и неопределенность в трактовке основных терминов, использующихся в системе дистанционного образования.

     Основными понятиями в этой отрасли инновационной  педагогики являются «дистанционное образование» и «дистанционное обучение».

     Именно  в этих терминах во многих работах  наблюдается неопределенность и смешение понятий.

     Термин  «дистанционное образование» (distance education) был впервые использован в университете штата Висконсин в перечне заочных курсов 1892 г. и отражал специфику заочного образования (соrre – spondence\homa study), т.е. образования по месту жительства вне образовательного учреждения. Следует отметить, что заочное обучение впервые было организовано в России как Институт заочного обучения, и  затем примеру России последовали другие страны. Вплоть до середины 1970-х гг. этот термин определял заочную форму получения образования.

     Наряду  с термином «distance education» в иностранной литературе и образовательной практике используется термин «distance 1еагning», отражающий собственно процесс обучения, включающий преподавание «teaching», осуществляемое при взаимодействии с преподавателем и собственно самообразование «1еагning». Тем не менее в иностранной литературе термины «distance education», «distance 1еагning» и «distance teaching » используются как синонимы.

     В русском языке понятия «образование», «обучение», «учение (преподавание)» имеют различный смысл. И в этом отношении понятие «образование» включает в себя как результат обучения и воспитания человека, выражающийся в формировании у него системы знаний, умений и навыков, а также формирования личностных качеств . В таком случае термин «дистанционное образование» означает образование, полученное с использованием дистанционных технологий (по дистанционной форме обучения).

     В российском законодательстве пока отсутствует  регламентация дистанционной формы обучения. Тем не менее использование дистанционных технологий обучения требует наличия в образовательных учреждениях определенных технических, технологических, учебно-методических и кадровых ресурсов. Для внесения изменений в законодательство, определяющих статус дистанционной формы обучения, необходимы научные исследования в области теории дистанционного образования и обобщение результатов образовательной практики вузов.

     До  недавнего времени, из-за недостаточной  развитости технических средств, опосредованное педагогическое общение преподавателя со студентами осуществлялось с помощью дидактических средств (учебники, учебно-методические материалы и пр.), исключающих проведение обязательных коллективных занятий студентов. Такие средства могли применяться в обучении лишь для обеспечения самостоятельной работы студентов, выполняемой вне учебных аудиторий.

     Сегодня технический и технологический  прогресс позволяют организовать учебный процесс на расстоянии, основанный на опосредованном педагогическом общении, но с максимальным количеством обязательных коллективных занятий преподавателя со студентами. Таким образом, налицо зарождение новой формы обучения - дистанционной, которая интегрирует в себе черты всех существующих форм обучения. По технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с заочной формой обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с очной формой обучения.

     Опосредованное  общение с разделенной во времени  обратной связью используется в межличностных отношениях уже с самых ранних этапов развития коммуникационных средств. Очевидно, что психологическая и информационная насыщенность опосредованного общения будет зависеть от уровня технических средств и технологий, используемых при этом.

     Поэтому совершенствование технических и дидактических средств обучения приведет к постепенному переходу дистанционного обучения как технологии, применяемой в рамках существующих форм обучения, в самостоятельную форму, основанную на высоких технологиях.

     В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

     Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционная  форма обучения дает сегодня возможность для создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

     Таким образом, переход от технологии, реализуемой  в рамках существующих форм обучения, в самостоятельную форму - есть закономерный процесс развития дистанционного образования.

     Исходя, из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.  
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:  
1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;  
2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);  
3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Информация о работе Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии