Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать определение дистанционного обучения с научной точки зрения;
2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;
3.изучить организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9
1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16
1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20
1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21
Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22
2.1.Методы и средства дистанционного университетского образования…….32
Глава III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38
3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА……………………….39
3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом…….47
3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий…………..48
3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся…………………………………………….50
3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51
3.3. Преимущества дистанционных образовательных технологий……………53
3.4.Техническое обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………………...58
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Первое - руководство учебным процессом, которое включает в себя консультирование студентов на всех этапах усвоения учебной программы и контроль качества знаний. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит преподавателю, переходит в данной (информационной) модели к самому студенту.

     Второе, и не менее важное, - воспитательная функция преподавателя. Образование - сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств и «живое» общение в процессе воспитания личности - есть основа существования человеческого общества.

     Следовательно, в дистанционном обучении вовсе  не отменяется непосредственное общение преподавателя и студента. Насколько оно должно быть интенсивным - зависит от многих факторов, но оно должно быть.

     Есть  две возможности частичной компенсации  отсутствия или недостатка в  непосредственном общении преподавателя и студента.

     Это, во-первых, организация их общения  посредствам сетевых технологий (почтовых технологий, видео- и звуковых конференций). Среди этих технологий наиболее эффективной и максимально приближенной к очной является видеоконференция, но здесь главным препятствием являются технические факторы.

     Другой  возможностью организации общения  преподавателя и студентов является тьюториал как система поддержки и сопровождения учебного процесса посредством тьюторов - преподавателей - консультантов.

     Функции тьюторов в целом описаны в  литературе [26]. Важно понимать, что определение их функций условное и в действительности зависит от их профессиональных качеств.

     2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.

     Этот  принцип определяет уровень мотивации студента к получению знаний. Активный характер дистанционного обучения тесно связан с принципом самообразования, которое невозможно без активного участия студента в учебном процессе. Активное участие определяется прежде всего внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться.

     В дистанционном обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при дистанционном обучении необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

     Согласно  Лернеру и Скаткину, существует пять общедидактических методов, определяемых характером деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский. Эти методы эффективно используются в традиционной педагогике [44].

     Среди них особое место занимают продуктивные методы, основанные на активном участии студента в учебном процессе.

     Активные  методы обучения по характеру коммуникаций между преподавателем и учащимся относятся к группе «многие многим» и подразделяется на: ролевые игры, дискуссионные группы, форум-проектные групп и т.д. Не останавливаясь на характеристике этих методов , отметим, что в дистанционном обучении они могут эффективно применяться даже при разделенных во времени и пространстве студентах (в так называемых виртуальных классах). Основой их являются телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения.

     3. Дистанционное обучение  должно быть личностно-ориентирован-ным.

     Этот  принцип определяет индивидуальный характер дистанционного обучения. Понятие «личностно-ориентированное обучение» предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого.

     Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.

     Дидактические принципы, рассматриваемые выше, лежат в основе базовых моделей дистанционного обучения [13].

     Первая  из них британская (или асинхронная, индивидуальная) разработана в Британском открытом университете и исходит исторически из заочной формы обучения.

     В основе этой модели лежат:

  • специально   разработанные    учебно-методические    комплекты (кейсы), предназначенные для самостоятельного изучения курса;
  • система психолого-педагогической поддержки студентов в форме индивидуальных консультаций и активных групповых занятий (тьюториалов).
  • система рейтинговой (накопительной) аттестации и централизованного мониторинга качества образования.

     Вторая, американская модель восходит к очной  форме образования, в которой очный контакт преподавателя со студентом заменен на видеоконференции. Обучение, по сути своей остается аудиторным, учебно-методическое обеспечение не отличается от учебно-методического обеспечения для очной формы, групповые занятия в удаленной аудитории проводятся под руководством инструкторов-организаторов учебного процесса. Качество образования достигается главным образом за счет обеспечения качества телекоммуникационных каналов между базовым учреждением (студией, в которой находится лектор) и удаленными аудиториями (классами).

     Современные модели дистанционного обучения являются смешанными, построенными на разумном сочетании очных и заочных форм обучения, единственным критерием которых является качество обучения.

     1.2. Организационно-методические модели ДО

 
 
     
  1. Обучение  по типу экстерната. Обучение, ориентированное  на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
  2. Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.
  3. Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.
  4. Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами.
  5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.
  6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

     1.3.Организационно-технологические модели ДО

 
 
     
  1. Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.
  2. Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).
  3. Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.
 
 

     Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии. 
 

     Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной  жизни как в развитых странах  Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос  на эту форму образования в  стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах.  К примеру, Современная гуманитарная академия (СГА), выступавшая одним из зачинателей внедрения ДО, занял первое место в РФ по количеству студентов, имея учебные центры в более чем 350 российских городах и 60 городах стран СНГ. Необходимо понимать под дистанционным образованием, прежде всего, эффективную технологию предоставления комплекса качественных образовательных услуг. Именно в этом плане его и необходимо рассматривать как важный фактор модернизации современного российского образования.

     Все начиналось так.

     Мощный  толчок внедрению новых образовательных  технологий дала прошедшая в 1996 г. в  Москве конференция с присутствием Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика  Майора. После нее группа вузов провела эксперимент: в 1997 г. Современный гуманитарный университет (ныне СГА) и Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а к его концу в 2002 г. в числе участников насчитывалось 17 вузов; сейчас его результаты широко внедряются в практику. Подтверждена способность предоставлять в России качественное образование посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако развитие ДО сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию ИКТ, недостаточным количеством современных баз знаний, неразвитостью информационных сетей. Все еще наличествует недооценка социальных последствий упрочения системы ДО, существенным образом меняющих образовательный ресурс страны.

     Для России, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной  плотностью заселения, проблема внедрения ДО стоит особенно остро. Из функционирующих школ лишь 30% расположены в городах, большинство же (70%) находится в сельской местности . Как открыть реальную социальную перспективу их выпускникам? Ведь многие из них по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности закончить среднее образование, а тем более получить высшее. ДО в решении этой проблемы альтернативы нет. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: "образование для всех" и "образование через всю жизнь" сегодня дополнены третьим - "образование на месте проживания", что принципиально невозможно без опоры на информационно-коммуникационные технологии.

     В целом ДО развивается опережающими темпами, поэтому говорить о нем  как всего лишь поддержке традиционного обучения уже неправомерно. Можно сравнить внедрение ДО с революцией, происшедшей в транспортном деле. 70 лет тому назад в России - тогда СССР - главным был гужевой транспорт, сейчас главным стал автомобильный. Полагаю, через несколько лет будет неузнаваема и сфера образования: в ней будут доминировать современные ИКТ.

     Конечно, нужно учитывать зарубежный опыт. Он показывает, что опора лишь на одну из форм донесения знаний через  ИКТ не всегда оптимальна. Например, в США 75% тех, кто берет курсы  через Интернет, бросают их, недоучившись. Здесь много сложных проблем, касающихся совместимости ИКТ с психологией человека, удобства пользования ими и так далее. Считается обычно, что Интернет - это очень простая технология, она почти ничего не требует от пользователя. Пусть делают у себя люди сайт, а имеющий компьютер всего достигнет сам... Но дело обстоит сложнее, нужны, к примеру, "очеловеченные" формы контакта с преподавателем, умение комбинировать информацию и т.п. Нужна многосложная мотивация к получению знаний, возникающая в ходе общения с преподавателями, и т.д.

Информация о работе Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии