Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной проблемы, вытекает цель дипломной работы, которая заключается в исследовании и изучении дистанционного обучения как инновационной формы обучения в образовании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать определение дистанционного обучения с научной точки зрения;
2.проанализировать содержание понятий модели дистанционного обучения;
3.изучить организацию формы дистанционного обучения на примере Современной Гуманитарной академии (далее СГА)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Модели дистанционного обучения……………………..........................9
1.1 Дидактические модели дистанционного обучения…………………………...16
1.2. Организационно-методические модели ДО………………………………..20
1.3.Организационно-технологические модели ДО……………………………..21
Глава II. Дистанционное образование на примере Современной гуманитарной академии………………………………………………………………………………….22
2.1.Методы и средства дистанционного университетского образования…….32
Глава III. Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии…………………………………………………………………38
3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА……………………….39
3.2. Способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом…….47
3.2.1Способы организации лабораторных и практических занятий…………..48
3.2.2. Способы организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся…………………………………………….50
3.2.3. Способы организации документооборота………………………………..51
3.3. Преимущества дистанционных образовательных технологий……………53
3.4.Техническое обеспечение ДОТ СГА………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………………...58
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Рабочий учебник включает в себя: дидактический  план (список тем для изучения), список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для изучения, тематический обзор по изучаемой дисциплине, перечень профессиональных умений, приобретаемых в процессе изучения учебного модуля, домашнее задание (составление логических схем баз знаний, контрольные упражнения, выполнение которых отражает фактический уровень приобретенных знаний, написание рефератов и др.), тренинг профессиональных умений, представляющий набор упражнения для формирования и закрепления профессиональных навыков, глоссарий, представляющий список основных понятий с определениями и иноязычными эквивалентами, фактов, персоналий, важнейших дат.

     Процесс дистанционного обучения и усвоения учебных материалов необходимо начинать с осмысления и заучивания основных терминов в изучаемой области, а также фактов, персоналий и дат, приведенных в глоссарии. Процесс первоначального глоссарного обучения способствует осмысленному прочтению и усвоению тематического обзора.

     Модульные лекции проводятся в форме слайд-лекций, аудиолекций, телелекций, импринтинговых учебных фильмов, студенты могут просматривать эти продукты коллективно или индивидуально на специальных технических средствах.

     Широко  используются обучающие компьютерные программы в виде супертьюторов (тренирующих программ), профтьюторов ( учебных материалов, построенных на профессиональных программах), комплеев (компьютерных игр с роботом и сетевых), R-тьюторов (проведение различных исследований).

     По  каждому модулю проводятся коллективные тренинги по разработанным сценариям  в виде дискуссий, ролевых игр, эти занятия проводят высоко квалифицированные преподаватели. IP-хелпинг- индивидуальная асинхронная консультация через Интернет, в процессе которой студент задает вопросы по определенной дисциплине, а ведущие преподаватели отвечают на них. Ответы размещаются на специальном сайте СГА.

     Студенты  СГА выполняют курсовые работы, телеэссе, а также письменные творческие работы с элементами научно-исследовательской работы (рефераты, проблемные статьи, эссе и т.д.). В процессе обучения все студенты проходят практики (обязательные и дополнительные), в том числе международные, знакомящие обучающихся с профессиональной деятельностью и развивающие их творческий потенциал.  
 

     3.1. Дистанционные образовательные технологии СГА  
 

       «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»

     Закон Российской Федерации  «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32)

     «Целью  использования ДОТ образовательным  учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно  по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)»

     Приказ  Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об  использовании дистанционных  образовательных  технологий»

     «Дистанционное  обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании  современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся»

     Новая методология обучения, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входит в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уровней. Поскольку одной из главных ее черт является независимость от географии, независимость от расстояния между преподавателем и обучаемым, ее назвали дистанционной (производное от английского существительного distance – расстояние, удаление), то есть обучение на расстоянии. Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.

     Правовые  основы применения в вузе дистанционных  образовательных технологий

     основываются  на:

  • праве вуза применять дистанционные технологии при организации образовательного процесса закреплено в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Согласно ст.32 Закона «К компетенции образовательных учреждений относят…использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий»  
    Непосредственно для СГА право применять дистанционные образовательные технологии в полном объеме, как в базовом вузе, так и через сеть своих филиалов установлено Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1221 «О подтверждении готовности НОУ Современная гуманитарная академия» к реализации отдельных образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий»
  • праве вуза применять ДОТ при всех формах получения образования и всех видов учебных занятий определено Приказом Министерства образования науки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Согласно п. 4 Приказа «Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся  
    СГА применяет ДОТ при организации обучения студентов по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения.
  • На вузы, применяющие ДОТ, распространяется право выдавать выпускникам итоговые документы государственного образца по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (ст.7 Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ)  
    СГА выдает выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам высшего, среднего, начального профессионального образования, дипломы государственного образца
  • на студентов, осваивающих аккредитованные образовательные программы по очной форме обучения с применением ДОТ, распространяется право на получение отсрочки от призыва на военную службу (ст. 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ)  
    НОУ СГА обеспечивает студентов очной формы аккредитованных направлений подготовки/специальностей справками установленной формы для предоставления в военкоматы по месту жительства

     СГА развивается как вуз, в каждом учебном центре которого, независимо от его места нахождения, осуществляются совершенно одинаковые педагогические технологии и предоставляются одинаковые информационные ресурсы. Применяемая  в СГА  ДОТ является телекоммуникационной, реализуемой в виде информационно-спутниковой образовательной технологии. Информационно спутниковая образовательная технология (ИСОТ) СГА базируется на цифровой спутниковой связи через спутники Экспресс-АМ22 и Ямал-201и широком применении мультимедийных учебно-методических комплексов. Весь учебный информационный ресурс СГА доступен посредством телекоммуникаций каждому студенту любого учебного центра СГА, независимо от его места нахождения, с электронных учебных мест.  
ДОТ СГА характеризуется тем, что:

  1. Данная технология позволяет создать специальную учебную среду в любом географическом пункте, т.е. дистанционно. Возможность погрузиться в непрерывный учебный процесс осуществляется через постоянное использование различных учебных продуктов - от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудиокурсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.
  2. Широко используется обзорное обучение, реализуемое посредством обзорных телелекций и импринтинговых видеолекций, помогающее студенту создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности.
  3. Регулярно применяемое глоссарное и алгоритмическое обучение обеспечивает упорядоченное запоминание понятий, фактов, персоналий, входящих в профессиональные словари, а системное заучивание алгоритмов профессиональных умений позволит будущим специалистам в дальнейшем легко решать их основные задачи.
  4. Погружение в сферу развивающего обучения, реализуемого в рамках данной технологии, организует для учащегося самостоятельный поиск информации, ее творческое осмысление и самостоятельные действия в постоянно меняющихся условиях.
  5. В основу ДОТ СГА положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Модули являются зачетными единицами (кредитами в терминологии Болонского процесса, к которому СГА подключился осенью 2003 г., подписав соответствующие документы). Изучение каждого модуля рассчитано примерно на 45 академических часов (36 академических часов без учета экзаменационных сессий), что включает обязательную аудиторную и самостоятельную работу студента. При телекоммуникационной ДОТ аудиторные часы - это консультационно-тренинговые и аттестационные занятия, а самостоятельная работа - это работа с текстами. Студенты очной формы обучения СГА в течение одного семестра изучают в среднем 22 модуля, а заочной - в среднем 17 модулей. С учетом экзаменов, практик и стажировок для очной формы обучения объем нагрузки составляет 30 зачетных единиц в семестр, а для заочной формы - 24 зачетных единицы.

     Принципы  ДОТ СГА позволяют проводить  идентичный учебный процесс во всех территориально удаленных учебных  центрах.

     Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных дисциплин, являются учебно-методические комплексы (УМК). Назначение УМК - обеспечение  эффективной работы обучающихся  по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

     УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы  в электронном виде и на бумажных носителях:

  • рабочую программу дисциплины;
  • рабочие учебники;
  • вводные и модульные лекции, выполненные в виде телелекций, слайдлекций и аудиолекций;
  • информационные и методические материалы по коллективным тренингам;
  • обучающие компьютерные программы;
  • лабораторные работы;
  • телетьюторинги, выполненные в виде телелекций и слайдлекций;
  • тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга - от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;
  • базы вопросов промежуточной аттестации от 100 до 350 вопросов по дисциплине;
  • методические материалы по подготовке телеэссе с применением цифровых или аналоговых видеокомплексов;
  • тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы - справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);
  • методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (печатные материалы и на электронных носителях);
  • методические материалы по работе с системой IP-хелпинга и работе с текстами в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (печатный материал и на электронных носителях);
  • материалы настенного обучения.

     Обеспеченность учебными материалами для индивидуальной работы студентов составляет 1 экземпляр на студента.

     Количество  электронных учебных мест в каждом учебном центре обеспечивает каждому  студенту доступ к электронным информационным ресурсам обучения в соответствии с учебными планами.

     Все учебные продукты проходят внутреннюю экспертизу базового вуза не только на предмет качества, но и на предмет  допуска к использованию в  условиях ДОТ. Эта работа проводится профессорско-преподавательским составом и специалистами научно-исследовательских институтов СГА.

     Указанные материалы передаются через систему  цифровой спутниковой связи в  филиалы. Филиалы обеспечивают воспроизводимость  ДОТ СГА на основе разработанных  в базовом вузе технологических  инструкций, регламентирующих организацию учебного процесса.

     Изучение  рабочего учебника включает в себя самостоятельное ознакомление с  материалом модуля и подготовку к  аудиторным занятиям. Рабочий учебник  содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнений по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

     Лекции  читаются профессиональными учеными  и специалистами высокой квалификации. Лекции записываются в цифровой и  аналоговой форме. Аналоговые телелекции предназначены для просмотра в групповых телелекционных залах или индивидуально на телевизорах с плеерами. Сетевые слайд-лекции предназначены для просмотра в групповых телелекционных залах, на компьютерных учебных терминалах. Телелекции могут изучаться студентами как в режиме on-line, так и в записи.

     Коллективные  тренинги проводятся по специально разработанным  сценариям в виде вопросов-ответов, дискуссий, "круглых столов", ролевых  игр, деловых игр и других игровых  форм, предполагающих активное предъявление и использование знаний и умений каждым обучающимся (погружение в учебную среду и развивающий тренинг).

     Обучающие компьютерные программы СГА реализованы  в виде супертьюторов (тренирующих  программ), профтьюторов (учебных материалов, построенных на профессиональных программах), R-тьюторов (проведение различных исследований) и др.

     Обучающие компьютерные программы и компьютерные программы лабораторных занятий  для индивидуального компьютерного  тренинга собственной разработки реализуют  в комплексе функции специализированных электронных учебников с мультимедийным сопровождением, имеют режимы учебника, учебного пособия, тренинга и самоконтроля усвоения изучаемого материала. В зависимости от характера дисциплины определяется количество часов работы студента с обучающими компьютерными программами и профлабами.

     Телетьюторинг - методический и дидактический материал, обеспечивающий подготовку студентов  к выполнению курсовых работ, сдаче  экзаменов и выполнению выпускной  квалификационной работы, а также  других видов учебных занятий, в  том числе по изучению ДОТ и для организации самостоятельной работы студентов.

Информация о работе Организация дистанционного обучения в Современной гуманитарной академии