Направления и формы господдержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

Работа содержит 1 файл

Направления и формы господдержки малого предпринимательства.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)
 

 Предполагается, что основными приоритетами антикризисных действий в 2011 году станут: - обеспечение поддержки наметившегося роста экономики; - обеспечение выхода на запланированную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года траекторию инновационного социально-ориентированного развития; - поддержка социальной стабильности.

     Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики будет сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий.

     Антикризисные меры будут направлены на поддержку внутреннего спроса, привлечение инвестиций и создание новых современных производств, стимулирование инновационной активности в экономике, реализацию политики развития ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики, модернизацию финансовой системы, развитие человеческого капитала.

     По указанным направлениям предлагается, в том числе осуществить активизацию разработки и реализации программы поддержки экспорта (создание и капитализация Агентства страхования экспорта, увеличение объема финансовых средств, выделяемых на цели поддержки экспорта), усиление стимулирующего характера налоговой системы, расширение льготного перечня НИОКР и совершенствование администрирования данной льготы, увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса.

     Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.

     Реализация антикризисных мер обусловит в 2011 году положительную динамику большинства макроэкономических показателей. В целом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций прирост ВВП в 2011 году составит около 7,3%.

     В случае эффективной реализации мероприятий, направленных на преодоление последствий кризиса и модернизацию экономики, а также решения краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 процентов.

     В области проблем, связанных с  взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

  1. формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на всех уровнях государственной власти;
  2. внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
  3. передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  4. передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  5. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

       Другим направлением совершенствования  государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

       В области кредитно-финансового  обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.

     Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.

     Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных  моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:

     - морально-нравственной легитимации  предпринимательства и частной  собственности;

     - согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;

     - легитимации частной собственности  и отделения собственности от власти;

     -создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);

     - создания институтов корпоративного  управления;

     - создания эффективного института банкротства.

     Именно  создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Развитие  малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей регионов страны, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.

     Роль  малого бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия сокращают масштабы производства, оптимизируют затраты и временно приостанавливают свою деятельность, что, в свою очередь, усиливает рост социально - экономических проблем.

     Переломить  экономическую ситуацию возможно путем развития малого предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах государство, используя ресурс малого бизнеса, может эффективно решать проблемы, связанные с:

     -сокращением  потребительского спроса;

     -снижением уровня доходов населения, формированием иждивенческой психологии определенной его части;

     - сокращением поступлений в бюджеты  всех уровней и т.д.

     Кроме того, в условиях экономического кризиса  важнейшей функцией малого предпринимательства  становится противодействие росту безработицы, обеспечение занятости (самозанятости) населения, высвобождаемого в результате остановки крупных предприятий, и, как следствие, поддержание в обществе социальной стабильности.

     Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2011 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2011 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2010 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

     Будет продолжено совершенствование системы  контроля и надзора за деятельностью  малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.

     Осуществление антикризисных мероприятий требует  согласованных действий на всех уровнях публичной власти. Сейчас очень многое зависит от эффективности региональных и местных администраций. Здесь же решается большая часть вопросов образования, здравоохранения, социального обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, исполняются делегированные на места федеральные полномочия. В настоящее время решение вышеуказанных вопросов перешло в стадию  практической реализации.  Итоги этой работы будут во многом зависеть от оперативности,  взаимодействия и согласованности совместных действий органов государственной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, деловых кругов и общественности.

Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства