Направления и формы господдержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

Работа содержит 1 файл

Направления и формы господдержки малого предпринимательства.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

     От 15% до 30% объем оборота МП с учетом ИПЦ вырос в Тверской (на 29,9%) и Ленинградской (на 29,3%) областях, Еврейская автономной области (на 26,7%), Республике Ингушетия (на 26,0%), Вологодской области (на 24,5%), Хабаровском крае (на 22,7%), Владимирской области (на 21,0%), Республике Адыгея (на 20,6%), Республике Татарстан (на 20,5%), Саратовской области (на 20,1%), Республике Тыва (на 18,9%), Томской области (на 18,7%), Новгородской (на 17,8%), Брянской (на 17,1%) и Курганской (на 15,3%) областях.

Таблица 1.2.4 - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2011 г.

Федеральные округа Объем инвестиций в основной капитал на МП 
в 2010 г.
млн. руб. на душу населения, руб.1 в % к  январю-марту 2010 г.2
Российская  Федерация  258 431,2 1 821,0 94,0
Центральный ФО 61 573,7 1 821,0 94,7
Северо-Западный ФО 24 772,8 1 658,9 170,0
Южный ФО 46 616,2 1 843,6 83,8
Северо-Кавказский ФО 4 523,1 3 399,3 92,3
Приволжский ФО 57 501,0 488,7 93,0
Уральский ФО 12 251,9 1 909,7 64,3
Сибирский ФО 45 422,6 997,7 91,9
Дальневосточный ФО 5 769,8 2 322,1 117,1

1 исходя из численности населения на 1 января 2010г.

2 с учетом региональных ИПЦ 

     Объем инвестиций в основной капитал на МП в 201у года в целом по РФ составил 258 431,2 млн. рублей, что на 2,2% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%). Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос на 70,0%) и в Дальневосточном федеральном округе (рост показателя составил 17,1%). В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном округе – на 35,7%. В Южном федеральном округе показатель снизился на 16,2%, Сибирском федеральном округе – на 8,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 7,7%, в Приволжском федеральном округе – на 7,0%, в Центральном федеральном округе – на 5,3%. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались незначительны, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия. По итогам 2010 года в 30 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ. К лидерам по темпам роста показателя относятся Ямало-Ненецкий автономный округ (показатель вырос в 16,6 раза), Ленинградская область (в 5,7 раза), Магаданская область (в 4,2 раза) Республика Северная Осетия-Алания (в 3,0 раза). Сильное увеличение показателя отмечено также в Чукотском АО (на 93,3%), Мурманской (на 84,1%) и Липецкой (на 81,8%) областях, Удмуртской Республике (на 78,2%) и Костромской области (на 63,3%).

 

Таблица 1.2.5 - Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2010 г. относительно 2009 г. (с учетом ИПЦ)

Изменение объемов инвестиций Количество  регионов
Регионы, данные по которым отсутствуют  2
Сильное сокращение (50-100%) 6
Среднее сокращение (30-50%) 14
Небольшое сокращение (до 30%) 31
Небольшое увеличение (до 30%) 17
Среднее увеличение (30-50%) 4
Сильное увеличение (50-100%) 5
Очень сильное увеличение (свыше 100%) 4
 

     Наибольшее  сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается  в Пермском крае (на 66,7%), Кабардино-Балкарской Республике (на 65,1%), Волгоградской (на 61,8%), Тюменской (на 61,6%) и Курской (на 56,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (на 51,6%). Более чем на 30% показатель сократился также в республиках Хакасия (на 48,8%) и Тыва (на 43,4%), Ненецком АО (на 43,1%), Республике Мордовия (на 42,7%), Курганской области (на 42,5%), Ставропольском крае (на 40,7%), Новгородской области (на 40,5%), Республике Марий Эл (на 38,9%), Тамбовской (на 34,8%), Калининградской (на 34,8%), Омской (на 34,6%), Ивановской (на 33,2%) и Еврейской автономной (на 31,1%) и Ростовской (на 30,5%) областях.

Основные  выводы.

1. По  итогам 2010 года по сравнению с  2009 годом в целом по стране  положительная динамика отмечается  только по показателю объема  оборота малых предприятий (без микропредприятий). По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий) зафиксирована отрицательная динамика.

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в целом по Российской Федерации за последние 3 года приведена на рисунке Приложения А.

2. На 1 января 2011 года количество зарегистрированных  малых предприятий в целом  по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 год превысил показатель 2009 года на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%).

3. Итоги  деятельности малых предприятий  в 2010 году в региональном разрезе  можно рассматривать как умеренно позитивные. В 45 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) – в 58 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) – в 30 регионах.

 

    1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период

 

     Малый бизнес играет огромную роль в экономике  любой страны. В настоящее время  влияние кризиса на малый бизнес снижает положительные тенденции развития малого предпринимательства. Более того, кризис малого бизнеса влияет на экономику страны в целом.

     В 2011 году размер ассигнований на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета составляет 17,97 млрд. рублей. В течение года, по оценкам Минэкономразвития России, за счет средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства смогут открыть новый бизнес не менее 10 тыс. предпринимателей.

     В 2011 году планируется поддержка не менее 1000 инновационных компаний.

     Также в рамках государственной поддержки  малого и среднего бизнеса реализуется  ряд мероприятий, направленный на сохранение и создание рабочих мест – развитие системы микрофинансирования, пополнение региональных гарантийных фондов, предоставляется большой объем поддержки малым компаниям, заключивших договора лизинга оборудования и осуществляющих продукцию на экспорт, также приоритет отдается развитию малых предприятий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа и монопрофильных городов.

     Безусловно, не весь малый бизнес в условиях кризиса будет нести убытки. Некоторый малый бизнес в кризис потерпит не очень сильный ущерб. К таким субъектам малого бизнеса, прежде всего, относятся предприятия:

  • производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
  • не использующие в своей работе заемные средства;
  • имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
  • имеющие административную поддержку и работающие по государственному или муниципальному заказу.

     Кризис  малого бизнеса может привести к  значительному его сужению. Другими словами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризиса вынужден сокращать численность работников. Также кризис малого бизнеса вызывает снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

     В основном малый бизнес в условиях кризиса имеет все-таки проблемы, которые носятся финансовый характер, а именно.

  • отсутствие оборотных средств;
  • отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основной деятельностью которых является поддержка малого бизнеса;
  • отсутствие доступа к банковским кредитным услугам;
  • риск неплатежей от контрагентов;
  • снижение спроса на продукцию;
  • снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса.

     Практически сразу после вступления Дмитрия  Медведева на пост президента России, новый глава государства заявил о начале компании по облегчению жизни  малому бизнесу. В нынешних неблагоприятных экономических условиях потребность в данных законодательных реформах ощущается особенно остро.

     10 декабря 2010 марта Правительство РФ одобрило программу «О реализации в 2010 году Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и мерах на 2011 год по стимулированию развития экономики и поддержке социально уязвимых категорий населения».

       Где в качестве одного из приоритетов деятельности закреплено: «Освобождение бизнеса от давления- чиновников, снижение административных барьеров, принятие мер,  позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса».

     В п. 5  программы сказано следующее: «Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса. В 2011 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты. Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров». 
Ни для кого не секрет, что одним из самых высоких административных барьеров на пути развития бизнеса в России является чрезмерный  
государственный контроль. Среди недостатков действующего механизма контроля в сфере бизнеса, предприниматели обычно называют большое число контролирующих организаций и излишнюю частоту контроля, приводящую к значительным отвлечениям персонала от основной деятельности. 
Так, например, по данным различных исследований, общее число органов федеральной, региональной и местной власти, которые контролируют сферу предпринимательства, в том числе, малого, в отдельных случаях достигает 50-ти. При этом их состав и общее количество в различных регионах существенно варьируется.

     Нередко реализация контролирующих функций сопровождается произволом в отношении предпринимателей, неурегулированность процедур проверок порождает рост официальных и теневых выплат контролерам. По данным экспертной группы экономического факультета МГУ, проводившей оценку потерь общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, каждый десятый рубль потребителя идет на оплату преодоления торговлей и промышленностью административных барьеров, выстроенных властями всех уровней.

Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства