Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа
В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3)
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета .
Гражданским
законодательством
Иные
формы предпринимательской
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ.
Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.
Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
Таким
образом, важно оценить значимость
развития малого предпринимательства,
способного коренным образом и без существенных
капитальных вложений расширить производство
многих товаров и услуг, решить проблему
занятости, ускорить научно-технический
прогресс и составить позитивную альтернативу
криминальному бизнесу.
1.2
Состояние и тенденции
развития малого бизнеса
в Российской Федерации
По состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.
Таблица 1.2.1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации5
|
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
На 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (на 119,1 ед.), а также в Рязанской (на 47,3 ед.), Владимирской (на 33,9 ед.), Ленинградской (на 29,9 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Магаданской (на 23,7 ед.) областях, Республике Мордовия (на 21,6 ед.), Тверской (на 21,4 ед.) и Курганской (на 20,4 ед.) областях. Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской области (на 19,9 ед.), Хабаровском крае (на 18,9 ед.), Тюменской (на 17,4 ед.) и Псковской (на 15,6 ед.) областях, Ямало-Ненецком АО (на 15,0 ед.), Иркутской области (на 14,3 ед.), Республике Татарстан (на 13,6 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Новгородской области (на 13,4 ед.), Камчатском крае (на 12,8 ед.), Сахалинской области (на 12,4 ед.), Республике Тыва (на 12,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,8 ед.). В 38 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Ненецком АО (на 115,0 ед.). Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Волгоградской (на 79,2 ед.) Мурманской (на 66,0 ед.), Московской (на 53,7 ед.), Калининградской (на 41,9 ед.) областей, а также Красноярского края (на 32,0 ед.).
Таблица 1.2.2 - Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.
|
По итогам 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0%. Количество занятых на малых предприятиях выросло в трех федеральных округах, в том числе в Северо-Западном федеральном округе (на 3,0%), Уральском федеральном округе (на 1,4%) и Дальневосточном федеральном округе (на 1,2%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно. В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Южном федеральном округе (на 11,8%). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 6,7%, в Центральном федеральном округе – на 5,6%, в Сибирском федеральном округе – на 1,4 %, в Приволжском федеральном округе – на 1,1%.
Таблица 1.2.3 - Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в 2010 г.
|
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
2
с учетом региональных ИПЦ
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 году составил 10 247,0 млрд. рублей, что на 16,4% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цент рост показателя составил 7,0%). Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе – 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе – 3,9%. Снижение показателя зафиксировано в Южном федеральном округе (на 17,9%), в Уральском федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%). В 2010 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 58 регионах. Лидерами по темпам роста показателя стали г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и Костромская область (на 51,5%). Рост показателя свыше 30% также отмечен в Белгородской области (на 38,2%), Республике Башкортостан (на 32,8%), Приморском крае (на 32,3%), Псковской (на 32,2%) и Магаданской (на 30,6%) областях.
Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства