Направления и формы господдержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

Работа содержит 1 файл

Направления и формы господдержки малого предпринимательства.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

     б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета .налога  на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства3.

     Гражданским законодательством предусматривается  несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

     Иные  формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

     Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ.

     Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы  не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.

     Исходя  из этого, требуется создать такие  социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.

     Развитие  малого предпринимательства несет  в себе множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики4.

     Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. 

    1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 

     По  состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых  предприятий, что на 3,6% меньше, чем  по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.

 

Таблица 1.2.1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации5

Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП  
на 1 января 2011 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения
1
единиц прирост / сокращение за период

01.01.2010-01.01.2011

в % от

среднего 
по РФ

Российская  Федерация  154,8 -5,7 100,0
Центральный ФО 184,1 -12,8 118,9
Северо-Западный ФО 230,5 -0,5 148,9
Южный ФО 130,2 -26,6 84,1
Северо-Кавказский ФО 62,5 -2,8 40,4
Приволжский ФО 157,6 1,4 101,8
Уральский ФО 116,5 3,9 75,3
Сибирский ФО 128,1 -2,9 82,7
Дальневосточный ФО 154,5 5,9 99,8

1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

     На 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2010 г. количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (на 119,1 ед.), а также в Рязанской (на 47,3 ед.), Владимирской (на 33,9 ед.), Ленинградской (на 29,9 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Магаданской (на 23,7 ед.) областях, Республике Мордовия (на 21,6 ед.), Тверской (на 21,4 ед.) и Курганской (на 20,4 ед.) областях. Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской области (на 19,9 ед.), Хабаровском крае (на 18,9 ед.), Тюменской (на 17,4 ед.) и Псковской (на 15,6 ед.) областях, Ямало-Ненецком АО (на 15,0 ед.), Иркутской области (на 14,3 ед.), Республике Татарстан (на 13,6 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Новгородской области (на 13,4 ед.), Камчатском крае (на 12,8 ед.), Сахалинской области (на 12,4 ед.), Республике Тыва (на 12,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,8 ед.). В 38 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Ненецком АО (на 115,0 ед.). Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Волгоградской (на 79,2 ед.) Мурманской (на 66,0 ед.), Московской (на 53,7 ед.), Калининградской (на 41,9 ед.) областей, а также Красноярского края (на 32,0 ед.).

Таблица 1.2.2 -   Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей  Количество  регионов
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) 1
Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.) 5
Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.) 32
Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.) 42
Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.) 2
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 1
 

     По  итогам 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0%. Количество занятых на малых предприятиях выросло в трех федеральных округах, в том числе в Северо-Западном федеральном округе (на 3,0%), Уральском федеральном округе (на 1,4%) и Дальневосточном федеральном округе (на 1,2%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно. В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Южном федеральном округе (на 11,8%). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 6,7%, в Центральном федеральном округе – на 5,6%, в Сибирском федеральном округе – на 1,4 %, в Приволжском федеральном округе – на 1,1%.

Таблица 1.2.3 - Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в 2010 г.

Федеральные  округа Объем оборота в 2010 г.
млн. руб. на душу населения, 
руб.1
в % к  
 январю-марту 2011 г.2
Российская  Федерация  10 247 043,7 72 205,8 107,0
Центральный ФО 3 585 222,9 96 589,9 118,8
Северо-Западный ФО 1 622 009,8 120 711,2 103,9
Южный ФО 775 031,8 56 516,0 82,1
Северо-Кавказский ФО 204 377,0 22 083,0 95,9
Приволжский ФО 1 846 041,9 61 311,2 107,4
Уральский ФО 828 969,6 67 505,0 95,0
Сибирский ФО 982 067,7 50 205,2 105,4
Дальневосточный ФО 403 323,0 62 624,1 119,1

1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

2 с учетом региональных ИПЦ 

     Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 году составил 10 247,0 млрд. рублей, что на 16,4% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских  цент рост показателя составил 7,0%). Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе – 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе – 3,9%. Снижение показателя зафиксировано в Южном федеральном округе (на 17,9%), в Уральском федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%). В 2010 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 58 регионах. Лидерами по темпам роста показателя стали г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и Костромская область (на 51,5%). Рост показателя свыше 30% также отмечен в Белгородской области (на 38,2%), Республике Башкортостан (на 32,8%), Приморском крае (на 32,3%), Псковской (на 32,2%) и Магаданской (на 30,6%) областях.

Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства