Направления и формы господдержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

Работа содержит 1 файл

Направления и формы господдержки малого предпринимательства.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

     Тем не менее, за последние годы Правительство сделало многое для развития малого бизнеса.  Дебюрократизация и сокращение административных барьеров стало основным направлением поддержки предпринимательства.

     Был  принят пакет законов по дебюрократизации в таких сферах, как регистрация, лицензирование отдельных видов деятельности, защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора, развитие саморегулирования, упорядочение сертификации, стандартизации и сферы обязательных требований к продукции и производству.

     Итогом  принятия данных мер  стало существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упорядочена процедура регистрации нового бизнеса, создана база для наведения порядка в сфере государственного контроля за деятельностью предпринимателя, и сокращения обязательных требований.

     Кое-что, таким образом, удалось сделать, но процесс дебюрократизации нельзя считать завершенным, а первые итоги очень противоречивы. Само Правительство признает, что эффективность перечисленных законов пока невысока.

     Так, количество проводимых проверок существенно  не сократилось. По-прежнему нарекания  предпринимателей вызывают действия правоохранительных органов, которые не ориентируются  на Федеральный закон от 08.08.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

     Перечень  обязательных требований по-прежнему запутан, и большая часть продукции  подвергается обязательной сертификации.

     Десятилетие реализации федеральных программ поддержки  малого предпринимательства ярко продемонстрировало отсутствие результативности в этой сфере.  Подавляющая часть декларируемых целей и задач достигнута не была. Отсутствие результативности и неэффективность федерального уровня власти при реализации и разработке программ в целом на сегодняшний день в какой-то мере скомпрометировали саму идею их разработки и реализации.

     Так, по данным Национального института  системных исследований проблем  предпринимательства, полученных в  ходе опроса малых предприятий в 5 регионах, более 70% оценивают качество работы властей всех уровней в области поддержки предпринимательства как низкое и очень низкое (при этом всего 5% как достаточно высокое). Большинство предпринимателей оценивают эффективность деятельности «ключевых объектов» инфраструктуры поддержки в действующей системе – государственных и муниципальных фондов поддержки – как низкую и очень низкую, либо вообще не знают, как ее оценить, поскольку не сталкивались  их услугами (таких около 50%). Получали же поддержку от этих фондов, а также других государственных и муниципальных организаций поддержки не более 2-5% (в зависимости от вида помощи). При этом основная часть предпринимателей считает, что для получения поддержки нужно обладать необходимыми связями с этими фондами.

     Принятый в августе 2001 года  Федеральный закон № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» был далеко не идеален и неизбежно нуждался последующей доработке и совершенствовании.

     Целью разработки и принятия нового Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» стало создание более эффективного механизма контроля за деятельностью предприятий, упорядочение деятельности контролирующих органов и более жесткая регламентация самой процедуры проведения ими различных проверок.

     В итоге новый ФЗ стал в 2 раза больше по объёму. 
Одним из важных нововведений является закрепление принципа уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении данных видов работ и услуг, теперь не допускается . 
 Кроме того,  ч.2 ст.9 Федерального закона № 294-ФЗ  закрепляет что, плановые проверки могут проводятся не чаще чем один раз в 3 года, тогда как в старом законе № 134-ФЗ предусматривается - не чаще одного раза в 2 года   (ст. 7 п. 4). 

     Ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ содержит и другие нововведения. Так, плановые проверки будут проводиться на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

     Утвержденный руководителем контролирующего органа ежегодный план проведения плановых проверок будет доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

     О проведении плановой проверки юридическое  лицо, индивидуальный предприниматель должен уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя данного органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

     Внеплановые проверки смогут проводиться  только с санкции прокурора (ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

     Срок  проведения проверки не сможет превышать  двадцать рабочих дней (против 1  месяца по  старому закону).

     В отношении одного субъекта малого предпринимательства  общий срок проведения плановой выездной проверки не сможет превышать пятьдесят часов, для микропредприятия - пятнадцать часов в год.

     Федеральный закон № 294-ФЗ  вступил в силу с 1 июля 2010 года. Степень его эффективности покажет время.

     Тем не менее, поддержка государством предпринимательства  не ограничивается принятием нового ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

     За  последние два года большие изменения коснулись ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». По мере принятия новых технических регламентов будет сокращаться список видов деятельности требующих получение лицензии. Так за последнее время было отменено лицензирование деятельности:  по проведению экспертизы промышленной безопасности, по производству маркшейдерских работ, по производству медицинской техники, геодезической и картографической деятельности. Теперь для производства данных видов работ вместо получения лицензии необходимо проходить обязательную сертификацию в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» и каждым Техническим регламентом в отдельности.  
         Кроме того, с 1 января 2010 года  полностью прекращено  лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности, негосударственной (частной) сыскной деятельности, аудиторской деятельности, деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, деятельности по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Нет ни каких сомнений, что данный список со временем можно будет продолжить.

     Безусловно, в поддержке малого и среднего бизнеса важен комплекс мер –  административных, законодательных, налоговых  и иных. В первую очередь это  касается кредитной сферы. Нынешняя ситуация такова, что отсутствие стартового капитала и затрудненный доступ к финансовым ресурсам снижает предпринимательскую активность, и не стимулирует развитие малого бизнеса. Серьезное препятствие для увеличения объемов кредитования малого бизнеса – высокие риски, отчасти обусловленные отсутствием достаточного и ликвидного залогового обеспечения сделки. Поэтому необходимо сотрудничество государственных органов и банковской системы для того, чтобы обеспечить доступ к кредитам малым предприятиям. Так, например, одно из направлений государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса сегодня – финансовая поддержка этого сектора, осуществляемая государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». 
        Описание программы «Российского банка развития» (РосБР) – особенность рассматриваемой программы в том, что ее реализация предусматривает механизм двухуровневого кредитования: РосБР не работает напрямую с субъектами малого и среднего бизнеса, а финансирует прямо лишь региональные банки. Последние, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего бизнеса в соответствии с продуктовой линейкой РосБР.

     Для осуществления финансовой поддержки  бизнеса РосБР разработаны такие  кредитные продукты, как: «Стартовый капитал», данный продукт предназначен для кредитования вновь создаваемых субъектов малого и среднего бизнеса в целях формирования и укрепления его материально-технической базы, «Капитал для роста» – направлен на рост материально-технической базы уже действующего субъекта, расширение производства, создание новых технологий, «Оборотный капитал» – ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно-материальных ценностей, и «Регион» – кредитование приоритетных регионов проектов. В настоящее время РосБР ведет работу по совершенствованию существующих кредитных продуктов, а так же по разработке новых, которые позволили бы банкам-партнерам проводить более гибкую политику кредитования рассматриваемого бизнеса и способствовали росту численности субъектов этого бизнеса, получающих финансовую поддержку в рамках указанной программы. 
        Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы являются: создание новых производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической и инновационной деятельности, а так же внедрение новых технологий, развитие экспортных операций и импортозамещение. 
За 5 лет осуществления программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса «Российский банк развития» предоставил более 6 тыс. кредитов его субъектам на общую сумму свыше 22,5 млрд. рублей.

     Сегодня осуществляется внедрение новых  инструментов финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. В данной связи «Российский банк развития» имеет дело со следующими новыми направлениями деятельности: 
         1. Создание механизма рефинансирования портфеля кредита малому и среднему бизнесу.

     Рефинансирование  портфеля кредита малому и среднему бизнесу позволит расширить масштабы его финансовой поддержки. «Российский  банк развития» планирует использовать механизм разделения рисков - обеспечением по кредитам, которые будут предоставляться РосБР, будут выступать гарантии и поручительства, предоставленные банками-партнёрами или региональными фондами поддержки малого и среднего бизнеса.

     2. Финансирование организаций инфраструктуры  поддержки малого и среднего бизнеса.

     Наличие инфраструктуры оказывает значительное влияние на его развитие, ибо в  конечном итоге именно она обеспечивает благоприятную бизнес-среду для  деятельности субъекта этого бизнеса и получение последними необходимой имущественной, технической, информационной поддержки на льготных условиях. Более чем половина российских предпринимателей отмечает низкую доступность производственных, складских и офисных помещений. 
        3. Развитие микрофинансирования и альтернативных способов финансирования малого и среднего бизнеса.

     Развитие  микрофинансирования как альтернатива традиционному банковскому кредитованию является одним из перспективных  направлений усиления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Сегодня в России действует более 2500 различных микрофинансовых организаций. В среднем рост микрофинансирования составляет более 160 % в год. Необходимо учесть, что для развития микрофинансироания крайне важно скорейшее принятие законов «О микрофинансовой деятельности» и «О кредитной кооперации», которые должны установить законные статус микрофинансовых организаций и единые стандарты их деятельности. 
       4. Участие в программах субсидирования процентных ставок и предоставление гарантий и поручительства по кредитам субъектам малого и среднего бизнеса. 
Состояние финансового рынка сегодня таково, что имеет место не только снижение объёмов финансирования малого и среднего бизнеса, но и рост процентных ставок и ужесточение требований банков к обеспечению кредита. Сегодня, по разным данным, ставки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса увеличились до 20–28% годовых (по сравнению с 14–17% годовых в первом полугодии 2009 г.), а требования к обеспечению кредита возросли до 120–140% от суммы представленного его объёма. В рассматриваемой связи можно указать два наиболее действенных метода решения указанных проблем:

     - субсидирование процентных ставок, осуществляемое фондами поддержки  малого и среднего бизнеса  и фондами содействия его кредитованию;

     - предоставление в качестве обеспечения  по кредитам гарантий и поручительств  региональных гарантийных фондов.

     5. Выполнение функций Минэкономразвития  России по отбору и экспертизе  проектов субъектов РФ по поддержки  малого и среднего бизнеса. 
          В целом, учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличение регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создание более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения следующих проблем:

     - усиление роли местных органов  власти в координации деятельности  всех структур поддержки малого  и среднего бизнеса;

     - большая активизация процессов  разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства