Направления и формы господдержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике 6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации 13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период 20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия 31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса 37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

Работа содержит 1 файл

Направления и формы господдержки малого предпринимательства.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

     Законом устанавливаются налоговые ставки по категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах (обрабатывающие производства и строительство), и в размере 10 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих иные виды деятельности.

     В целях сокращения административных ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия, реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» принят Указ Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2009 г. №41 «О проведении необходимых мероприятий по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в Республике Калмыкия в 2010 году» (далее – Указ).

     Основными положениями данного Указа являются приостановление до конца 2010 года органами исполнительной власти Республики Калмыкия, уполномоченных на проведение регионального государственного контроля (надзора), проведения плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках регионального государственного контроля (надзора) и проведение выездных внеплановых проверок субъектов малого или среднего предпринимательства только после согласования в установленном порядке с органами прокуратуры.

     С целью обеспечения условий для  выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими  помещений на территории республики, в соответствии с Федеральным  законом от 22 июля 2009 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон Республики Калмыкия от 24 октября 2009 г. №47-IV-З «О предельных значениях площади арендуемых помещений и сроке рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Калмыкия или муниципальной собственности». Указанным законом установлены оптимально выгодные предельные значения площади арендуемых помещений и больший срок рассрочки оплаты (6 лет против 3 лет, установленных федеральным законодательством) арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Калмыкия или муниципальной собственности.

     В рамках данного закона субъектами малого и среднего предпринимательства  Республики Калмыкия выкуплено 10 объектов общей площадью 1147,5 кв. м. на сумму 7 753,8 тыс. рублей. По 4 объектам заключены договора с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок рассрочки 3 года.

     В целях налогового стимулирования развития, в том числе малого и среднего бизнеса в республике, законодательством  Республики Калмыкия предусмотрены  следующие налоговые льготы:

     - освобождены от налогообложения  в соответствии с Законом Республики  Калмыкия от 29 декабря 2003 г. №  3-III-3 «О налоге на имущество  организаций»:

     -организации, осуществляющие производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, выращивание, лов и переработку рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

     -организации, являющиеся в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 10 июня 2002 г. № 197-II-З «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия» инвесторами, при условии, что ежегодный размер инвестиций составляет не менее 25 процентов от суммы предоставляемых налоговых льгот в налоговом периоде по соответствующему налогу, но не менее 100 000 рублей, заказчиками, реализующими инвестиционный проект стоимостью более 100 миллионов рублей, а также пользователями объектов, созданных в рамках реализации данного инвестиционного проекта;

     -организации, занимающиеся газоснабжением, в отношении имущества, используемого для реализации газа населению и для коммунально-бытовых нужд;

     -специализированные торговые предприятия, осуществляющие реализацию продуктов питания ветеранам войны по сниженным ценам;

     -субъекты туристской деятельности Республики Калмыкия, определенные Законом Республики Калмыкия от 17 февраля 2007 г. №257-III-З «О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия»;

     - установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет, в размере 13,5%:

     -субъектам туристской деятельности, имеющим долю межтерриториального, территориального и льготного туризма не менее 5 процентов от общей выручки при реализации туристического продукта (Закон Республики Калмыкия от 17 февраля 2007 г. №257-III-З «О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия»);

     -организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия (Закон Республики Калмыкия от 10 июня 2002 г. №197-II-З «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия»).

     В рамках информационно-консультационной поддержки развития малого и среднего бизнеса, Агентством государственной  поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия 7 октября 2010 г. было организовано совещание по вопросу: «Повышение эффективности реализации механизмов государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств, бытовых услуг, ремесленной деятельности и торговли». В совещании выступили и приняли участие представители финансово-кредитных организаций республики по вопросу «Кредитование малого и среднего предпринимательства», представители государственных и негосударственных организаций инфраструктуры финансирования малого и среднего бизнеса.

     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов  Республики Калмыкия, затрагивающих  вопросы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивается посредством согласования проектов нормативно-правовых актов с заинтересованными министерствами и ведомствами, при необходимости с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия, правоохранительными органами, а также с общественными организациями и объединениями предпринимателей республики.

     Осуществляется  тесное взаимодействие с Региональным отделением Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» в  Республике Калмыкия в части согласования проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса.

     Таким образом, в результате реализации мероприятий  Программы, а также отраслевого  финансирования и реализации иных мер  по государственной поддержке предпринимательства  по состоянию 1 января 2010 г. достигнуты целевые показатели Программы по следующим целевым индикаторам:

     - количество субъектов малого  и среднего предпринимательства  – получателей поддержки увеличилось  в 3,4 раза от планового значения  в отчетном году и составило 86 ед.;

     - прирост количества микро- и  малых предприятий относительно  прошлого года составил 11,9%, что  выше на 7,9% планового значения;

     - рост оборота микро- и малых  предприятий относительно прошлого  года – 10,5%, что выше на 0,5% планового  значения;

     - темп роста налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, в консолидированный бюджет относительно прошлого года – 18,7%, что выше на 8,9% планового значения;

     - темп роста среднемесячной заработной платы в малом предпринимательстве относительно прошлого года – 27,4%, что выше на 15,7% планового значения.

     Учитывая  необходимость дальнейшего финансирования приоритетных направлений поддержки  малого бизнеса как наиболее востребованных в условиях влияния последствий финансово-экономического кризиса Законом Республики Калмыкия от 25 декабря 2010 г. № 161-IV-З «О республиканском бюджете на 2010 год» предусмотрено значительное увеличение объемов финансирования республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в  Республике Калмыкия на 2010-2011 годы» с 7,25 млн. рублей в 2010 году до 30,0 млн. рублей в 2010 году (100% от объема предусмотренного по программе на 2010 год).

     С целью привлечения дополнительных средств федерального бюджета Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. №59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» в адрес Минэкономразвития России направлена заявка для участия в Конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета для финансирования мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

     Софинансирование  из средств республиканского бюджета  в размере 30 млн. рублей в случае признания Республики Калмыкия победителем по итогам конкурсного отбора позволит привлечь дополнительные средства из федерального бюджета.

     Указанные средства планируется направить  на реализацию следующих направлений  господдержки малого и среднего предпринимательства:

     - предоставление поручительств по  обязательствам (кредитам, займам, договорам  лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - финансовая поддержка (микрофинансирование)  субъектов малого предпринимательства  в виде предоставления микрозаймов;

     - предоставление грантов - субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, при реализации  ими бизнес-проектов в приоритетных отраслях на конкурсной основе.

     Реализация  данных мероприятий позволит эффективно развивать и оказывать необходимую государственную поддержку малому и среднему бизнесу, продолжить практику господдержки начинающих предпринимателей, развития системы микрофинансирования и создания инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего бизнеса республики.

     По  эффективности общественного воздействия малый бизнес играет значительную роль в решении экономических проблем и снижении уровня социальной напряженности в обществе. Предпринимательство вносит существенный вклад в решение проблем занятости и роста доходов населения.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  в Республике Калмыкия  позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том  числе по формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 

    2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период  
     

     
  1. Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в посткризисный период является увеличение числа предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год была скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса и расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. При этом в рамках поддержки малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний.   Об этом говорится в программе «О реализации в 2010 году Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и мерах на 2011 год по стимулированию развития экономики и поддержке социально уязвимых категорий населения», одобренных на предновогоднем заседании кабинета министров 30 декабря 2010 года.   В 2011 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2010 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства