Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция
Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.
Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды
Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен можно представить следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира; приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страховки, хранения и др.); включение экспортной пошлины; перевод в национальную валюту.
Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны.
В зависимости от сферы регулирования различают рыночные и регулируемые цены.
К рыночным ценам относятся:
Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
• Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия.
Регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок (табл.7.1).
Таблица7.1 Государственное регулирование цен
Виды цен |
Роль государства |
Формы государственного воздействия |
Фиксированные государственные цены |
Цены устанавливает само государство |
1. Государственные 2. «Замораживание» рыночных 3. Фиксирование монопольных |
Регулируемые государством цены |
Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены |
1. Установление предельного 2. Установление предельных 3. Установление предельных 4. Установление предельного 5. Государственный контроль 6. Регулирование рыночных |
Свободная (договорная) цена |
Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию |
1. Запрет на горизонтальное 2. Запрет на вертикальное 3. Запрет на ценовую 4. Запрет на демпинг 4. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу |
7.5. Методы установления цены
От особенностей товара, размеров предприятия и его финансов, целей, которые предприятие ставит перед собой, могут быть использованы различные методы установления цены.
/. Метод полных издержек - способ формирования цен на основе всех затрат, которые независимо от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Преимущество этого метода состоит в его простоте. Основой определения цены при использовании метода полных издержек являются/бальные издержки производства на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не должна опускаться.
Прямыми считаются переменные затраты, которые изменяются в зависимости от изменения объема производства. Косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия и должны относиться на финансовые результаты и возмещаются за счет валовой прибыли. Чем выше разница между ценой продукции и сокращенными прямыми затратами, тем больше валовая прибыль (величина покрытия), соответственно -рентабельность.
Разновидностью метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат.
7.6. Франкирование цен
Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в цену продукции. До пункта «франко» продавец несет расходы по транспортировке, страхованию, сохранности груза, его погрузке и разгрузке.
Система цен «франко» включает в себя:
Схема формирования цен «франко» представлена на рис. 7.4. В мировой практике принято 14 базисных условий поставки товара, что соответствует российским понятиям франко (табл. 7.2).
7.7. Ценообразование в нефтегазовом комплексе Ценообразование в газовой промышленности
Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынок является ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» является естественной монополией наряду с МПС, РАО «ЕЭС». Цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий разрабатывает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) Российской Федерации.
В частности для ОАО «Газпром» ежегодно, а при необходимости и в течение года, ФЭК издает Постановление «Об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации», в котором утверждаются и вводятся в действие оптовые цены на газ, реализуемый промышленным потребителям и населению; оговариваются особые условия реализации газа в некоторых районах РФ и признаются утратившим силу предыдущие Постановления ФЭК.
Оптовые цены на газ установлены на условиях франко-граница раздела газотранспортных и газораспределительных сетей. Оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа -1000 м3, приведенную к определенным условиям температуры(20 С), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0 %), расчетной теплоте сгорания (7900±100 ккал/м3).
Оптовые цены на газ, реализуемый потребителям (кроме населения), разрабатываются для регионов по ценовым поясам. Оптовая цена на газ (руб. за 1000 м3) устанавливается с акцизом, без НДС. Вся территория РФ разделена на семь ценовых поясов (от 0 до 6). Первые три пояса (с 0 до 2) представлены округами и областями, где добывается газ (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Тюменская, Астраханская области), третий и четвертый пояс представлены областями: Урала и Поволжья, пятый пояс - Центральные области, шестой пояс Республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Калининградская и Ростовская области.
В пределах оптовых цен на газ, установленных ФЭК, ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций ОАО «Газпром»:
Внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, оказываемым газотранспортными организациями. Тарифы дифференцированы по газотранспортным предприятиям и устанавливаются на транспортировку 1000 м3 газа на 100 км.
6. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа в подземных хранилищах (ПХГ), оказываемые газотранспортным предприятиям. Тарифы установлены в расчете на 1000 м3 и применяются независимо от теплоты сгорания закачиваемого на хранение (отбираемого) газа и дифференцированы по газотранспортным предприятиям, имеющим в своей структуре ПХГ. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа являются едиными для всех ПХГ, входящих в состав одной газотранспортной организации ОАО «Газпром».
В основе формирования внутренних расчетных цен для предприятий и организаций ОАО «Газпром» лежит принцип возмещения издержек ценой и образования на предприятиях прибыли, необходимой на уплату налогов, экономических санкций, содержание социальной инфраструктуры, расходов на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и др.
В настоящее время дискутируется вопрос о создании общероссийского внутреннего оптового рынка газа, который обеспечит равный доступ всех производителей газа - предприятий «Газпрома», вертикально интегрированных компаний и независимых производителей - к газопроводной сети, которая сейчас входит в состав ОАО «Газпром» и эксплуатируется его газотранспортными предприятиями.
Создание внутреннего рынка газа и газовой биржи изменит рассмотренную выше систему ценообразования в газовой промышленности, заменив ее принципами рыночного ценообразования с учетом спроса и предложения на газ и цен конкурентов - продавцов природного газа.
Розничные цены на газ, реализуемый населению и предприятию организациями ОАО «Росгазификации» формируются на основе оптовых цен на газ с учетом покрытия издержек и величины расчетной прибыли организаций «Росгазикфикации».
Ценообразование в нефтяной промышленности
В России на сегодняшний день отсутствует внутренний рынок нефти. Нефтяная промышленность принадлежит девяти крупным нефтяным компаниям. Среди них: ЛУКОЙЛ, Сиданко, ТНК, Роснефть и др. На предприятиях, входящих в состав этих компаний, сосредоточена добыча нефти, переработка, реализация нефти и нефтепродуктов. Вертикально интегрированные компании (ВИНК) самостоятельно устанавливают свои цены на нефть и продукцию перерабатывающих предприятий. Эти цены относятся к внутренним или трансфертным ценам. Механизм трансфертных цен заключается в следующем.
ВИНК покупают у своих
нефтедобывающих предприятий
2.7. Эффективность инвестиционных проектов
Для удовлетворения потребностей народного хозяйства России в нефти и газе необходимо постоянно вводить новые месторождения, поддерживать добычу на старых и определять пути наибольшей эффективности освоения ресурсов этих месторождений.
От эффективности освоения месторождений в значительной мере будет зависеть эффективность нефтегазовой промышленности в целом. Эти проблемы могут быть решены только с помощью крупных инвестиционных программ в отрасли. Инвестиции должны быть вложены в первую очередь в те объекты, которые дадут в будущем наибольшую прибыль и высокую рентабельность производства.