Введение в экономику НГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция

Описание работы

Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.

Содержание

Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 441.85 Кб (Скачать)

Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен можно представить следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира; приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страховки, хранения и др.); включение экспортной пошлины; перевод в национальную валюту.

Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны.

В зависимости  от сферы регулирования различают  рыночные и регулируемые цены.

К рыночным ценам относятся:

  • Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами.

Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

• Цены в условиях частичной или  полной монополизации рынка, которые  вынуждают одну или обе стороны  принимать какие-то принудительные условия.

Регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок (табл.7.1).

Таблица7.1 Государственное регулирование цен

 

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздействия

Фиксированные

государственные

цены

Цены устанавливает само государство

1. Государственные 
прейскурантные цены

2. «Замораживание» рыночных 
цен

3. Фиксирование монопольных 
цен

Регулируемые

государством

цены

Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены

1. Установление предельного 
уровня цен

2. Установление предельных 
надбавок или коэффициентов к 
фиксированным ценам 
прейскуранта

3. Установление предельных 
значений элементов 
розничной цены

4. Установление предельного 
уровня разового повышения 
цен

5. Государственный контроль 
за монопольными ценами

6. Регулирование рыночных 
цен путем установления цен 
государственным 
предприятиям

Свободная (договорная) цена

Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию

1. Запрет на горизонтальное 
фиксирование цен

2. Запрет на вертикальное 
фиксирование цен

3. Запрет на ценовую 
дискриминацию

4. Запрет на демпинг

4. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу


 

7.5. Методы установления цены

От особенностей товара, размеров предприятия и его финансов, целей, которые предприятие ставит перед собой, могут быть использованы различные методы установления цены.

/. Метод полных издержек - способ формирования цен на основе всех затрат, которые независимо от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Преимущество этого метода состоит в его простоте. Основой определения цены при использовании метода полных издержек являются/бальные издержки производства на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не должна опускаться.

  1. Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета нормативных затрат с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Ценовой метод стандартных издержек в отличие от простого отражения затрат дает возможность проводить их пофакторный анализ. Отклонения от стандартных нормативов анализируются, устанавливаются причины отклонения от норм и намечаются пути их устранения в дальнейшем. Преимущество этого метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье затрат периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
  2. Метод прямых издержек позволяет формировать цены на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи продукции.

Прямыми считаются переменные затраты, которые изменяются в зависимости  от изменения объема производства. Косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия и должны относиться на финансовые результаты и возмещаются за счет валовой прибыли. Чем выше разница между ценой продукции и сокращенными прямыми затратами, тем больше валовая прибыль (величина покрытия), соответственно -рентабельность.

Разновидностью метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат.

7.6. Франкирование цен


Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в цену продукции. До пункта «франко» продавец несет расходы по транспортировке, страхованию, сохранности груза, его погрузке и разгрузке.

Система цен  «франко» включает в себя:

  • франко-склад поставщика,
  • франко-станция отправления,
  • франко-вагон станции отправления,
  • франко-станция назначения,
  • франко-станция потребителя.

Схема формирования цен «франко» представлена на рис. 7.4. В мировой практике принято 14 базисных условий поставки товара, что соответствует российским понятиям франко (табл. 7.2).

7.7. Ценообразование в нефтегазовом комплексе Ценообразование в газовой промышленности

Основным производителем и поставщиком  природного газа на внутренний и внешний рынок является ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» является естественной монополией наряду с МПС, РАО «ЕЭС». Цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий разрабатывает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) Российской Федерации.

В частности для ОАО «Газпром»  ежегодно, а при необходимости  и в течение года, ФЭК издает Постановление «Об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации», в котором утверждаются и вводятся в действие оптовые цены на газ, реализуемый промышленным потребителям и населению; оговариваются особые условия реализации газа в некоторых районах РФ и признаются утратившим силу предыдущие Постановления ФЭК.

Оптовые цены на газ установлены  на условиях франко-граница раздела  газотранспортных и газораспределительных  сетей. Оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа -1000 м3, приведенную к определенным условиям температуры(20 С), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0 %), расчетной теплоте сгорания (7900±100 ккал/м3).


Оптовые цены на газ, реализуемый потребителям (кроме населения), разрабатываются для регионов по ценовым поясам. Оптовая цена на газ (руб. за 1000 м3) устанавливается с акцизом, без НДС. Вся территория РФ разделена на семь ценовых поясов (от 0 до 6). Первые три пояса (с 0 до 2) представлены округами и областями, где добывается газ (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Тюменская, Астраханская области), третий и четвертый пояс представлены областями: Урала и Поволжья, пятый пояс - Центральные области, шестой пояс Республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Калининградская и Ростовская области.

В пределах оптовых цен на газ, установленных  ФЭК, ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций ОАО «Газпром»:

  1. Внутренние расчетные (оптовые) цены на газ руб. за 1000 м' для добывающих предприятий: Уренгойгазпром, Ямбурггаздобыча, Надымгазпром, Ноябрьскгаздобыча, Кубаньгазпром.
  2. Внутренние расчетные (оптовые) цены на нестабильный газовый конденсат и нефтегазоконденсатные смеси (руб. за 1т) для Ямбург-газдобычи и Уренгойгазпрома.
  3. Внутренние расчетные (оптовые) цены на продукцию газоперерабатывающих организаций для Оренбургского и Астраханского ГПЗ, отбензиненный газ - руб. за 1000 м3, одорант - руб. за 1 т.
  4. Внутренние расчетные (оптовые) цены на газ (руб. за 1000 м куб.) используемый организациями ОАО «Газпром» на собственные технологические нужды, включая технологические потери, буферный газ, закачиваемый в вновь строящиеся и расширяющиеся подземные хранилища и газ, закачиваемый в пласт для поддержания пластового давления и других методов повышения нефтеконденсатоотдачи. Цены дифференцированы по предприятиям ОАО «Газпром».

Внутренние расчетные  тарифы на услуги по транспортировке  газа по магистральным газопроводам, оказываемым газотранспортными организациями. Тарифы дифференцированы по газотранспортным предприятиям и устанавливаются на транспортировку 1000 м3 газа на 100 км.

6. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа в подземных хранилищах (ПХГ), оказываемые газотранспортным предприятиям. Тарифы установлены в расчете на 1000 м3 и применяются независимо от теплоты сгорания закачиваемого на хранение (отбираемого) газа и дифференцированы по газотранспортным предприятиям, имеющим в своей структуре ПХГ. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа являются едиными для всех ПХГ, входящих в состав одной газотранспортной организации ОАО «Газпром».

В основе формирования внутренних расчетных цен для  предприятий и организаций ОАО «Газпром» лежит принцип возмещения издержек ценой и образования на предприятиях прибыли, необходимой на уплату налогов, экономических санкций, содержание социальной инфраструктуры, расходов на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и др.

В настоящее время дискутируется  вопрос о создании общероссийского внутреннего оптового рынка газа, который обеспечит равный доступ всех производителей газа - предприятий «Газпрома», вертикально интегрированных компаний и независимых производителей - к газопроводной сети, которая сейчас входит в состав ОАО «Газпром» и эксплуатируется его газотранспортными предприятиями.

Создание внутреннего  рынка газа и газовой биржи  изменит рассмотренную выше систему ценообразования в газовой промышленности, заменив ее принципами рыночного ценообразования с учетом спроса и предложения на газ и цен конкурентов - продавцов природного газа.

Розничные цены на газ, реализуемый населению и  предприятию организациями ОАО  «Росгазификации» формируются на основе оптовых цен на газ с учетом покрытия издержек и величины расчетной прибыли организаций «Росгазикфикации».

Ценообразование в нефтяной промышленности

В России на сегодняшний день отсутствует  внутренний рынок нефти. Нефтяная промышленность принадлежит девяти крупным нефтяным компаниям. Среди них: ЛУКОЙЛ, Сиданко, ТНК, Роснефть и др. На предприятиях, входящих в состав этих компаний, сосредоточена добыча нефти, переработка, реализация нефти и нефтепродуктов. Вертикально интегрированные компании (ВИНК) самостоятельно устанавливают свои цены на нефть и продукцию перерабатывающих предприятий. Эти цены относятся к внутренним или трансфертным ценам. Механизм трансфертных цен заключается в следующем.

ВИНК покупают у своих  нефтедобывающих предприятий нефть  по корпоративной цене. Часть (до 40 % от общего объема добытой не- фти) реализуется на экспорт, другую часть на давальческой основе перерабатывают на НПЗ, получаемые нефтепродукты реализуют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Как правило, трансфертная цена устанавливается с целью минимизации налогов, но не ниже текущих затрат предприятия. Это один из принципов установления трансфертной цены. Другой принцип назначения цен - их планомерное регулирование в целях сокращения издержек производства в нефтедобыче: до НГДУ доводятся плановые закупочные цены со стороны НПЗ, в свою очередь, НГДУ разрабатывают соответствующие планы сокращения издержек производства. В этом случае цена нефти, с которой начисляются налоги, будет ниже «рыночной» и тем более экспортной цены.

 

2.7. Эффективность  инвестиционных проектов

Для удовлетворения потребностей народного хозяйства России в нефти и газе необходимо постоянно вводить новые месторождения, поддерживать добычу на старых и определять пути наибольшей эффективности освоения ресурсов этих месторождений.

От эффективности освоения месторождений в значительной мере будет зависеть эффективность нефтегазовой промышленности в целом. Эти проблемы могут быть решены только с помощью крупных инвестиционных программ в отрасли. Инвестиции должны быть вложены в первую очередь в те объекты, которые дадут в будущем наибольшую прибыль и высокую рентабельность производства.

Информация о работе Введение в экономику НГП