Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция
Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.
Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды
В интересах Государства установить экономический механизм раздела продукции таким образом, чтобы возможно большая часть рентного дохода, остающаяся после нормального (с учетом риска) вознаграждения услуг инвестора, принадлежала Государству.
С этой точки зрения устанавливаемый в СРП экономический механизм раздела продукции должен предусматривать элемент защиты Государства от присвоения Инвестором части рентного дохода, превышающего его нормальное вознаграждение с учетом риска (повышение цен на углеводородное сырье, обнаружение запасов, значительно превышающих их оценки на момент заключения СРП, значительно лучшее качество запасов, значительно меньшие капиталовложения, чем они предусматривались и т. д.).
Разработка экономического механизма раздела продукции, а также определение рентабельности и финансовой устойчивости соответствующего инвестиционного проекта производится на основе анализа генерируемого им денежного потока, т. е. движения средств за расчетный период.
Условия раздела продукции (с учетом анализа их изменений в зависимости от достигнутых показателей эффективности проекта) могут быть признаны удовлетворительными, если при ухудшении условий реализации проект остается экономически эффективным, а при увеличении большая часть дополнительных доходов изымаемых в пользу Государства.
Одним из существенных недостатков СРП с точки зрения Государства оказывается большой риск потери им значительной части ренты в случае реализации оптимистических вариантов разработки и эксплуатации месторождения, когда добыча углеводородов оказывается значительно выше, а затраты ниже ожидавшихся величин.
2.6. Ценообразование, прибыль, рентабельность
Цена - сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она же является инструментом функционирования потребительских товарных рынков и рынков промышленной продукции.
Цели, которые определяет предприятие в ценовой политике - сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре продукции, максимальное увеличение сбыта продукции, завоевание лидерства на рынке и т. д.
Принципы ЦП -достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала, обеспечение стабильного положения на рынке, активизация покупательского спроса, соблюдение государственных правовых актов.
Формы реализации ЦП - сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен.
Методы реализации ЦП - обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спроса, «снятие сливок» кратковременным повышением цен на новые виды продукции.
Факторы, определяющие ЦП - спрос, предложение, налоговая политика государства, конкуренты, инфляция.
В рыночных условиях предприятиям необходимо тщательно формулировать ценовую политику и учитывать факторы установления цены на производимую продукцию. Также необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары, которая может состоять из следующих этапов:
7.2. Функции цены
Первичной функцией цены является измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. какое количество денег покупатель заплатит, а продавец получит за товар. Цены дают возможность дать количественную оценку единицы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг.
Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цены получаем возможность определять дорогие и дешевые товары. Сравнивая цены можно судить и о полезности товаров и услуг.
Учетная функция характеризует еще одну сторону цены. Показатели количества и качества, переведенные в денежное выражение, становятся инструментом учета. Учетная функция цены позволяет оценить
стоимость имущества предприятия, учитывать затраты на производство продукции.
Цена как измеритель может быть инструментом анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Цена выполняем распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее секторами, предприятиями различных форм собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными слоями населения. Эта функция цены реализуется через акцизы на некоторые товары, налог на добавленную стоимость, пошлины, налог с продаж и другие налоговые сборы, которые поступают в бюджет.
В рыночной экономике особенно важна стимулирующая функция цены. Она влияет на заинтересованность производителей в увеличении объемов продаж. Это влияние может прослеживаться через желание производителя увеличивать доход и прибыль, расширяя производство дорогих или дефицитных товаров. Они непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.
Одна из важных функций цены - социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каждого человека. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги, считается что, рост цен, снижает уровень жизни. При этом не принимаются во внимание неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Вместе с внутренними
Многообразие функций цены, а также противоречивость целей осуществления отдельных функций приводят к тому, что использовать все функции единовременно невозможно. Говоря о рациональных и оптимальных ценах, имеются в виду определяющие функции и их сочетание, при которых цены реализуются в полной мере. В рыночной экономике цены являются регуляторами и стимуляторами производства. Величина цены обусловлена действием закона спроса и предложения, но при этом нельзя полностью избежать регулирующего воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.
7.3. Образование цены продукции в рыночных условиях
Цена какого-либо товара есть денежное выражение его стоимости. Она является элементом рыночного механизма и рыночной конъюнктуры, и оказывает влияние на формирование рынка, а рынок, в свою очередь, на цену.
Мировая практика хозяйствования имеет несколько подходов к установлению цен: на основе спроса и предложения, плановых затрат по выпуску продукции, на основе договора.
Мотивом к принятию решения о том, что и сколько производить, что и сколько приобретать является получение выгоды, которая проявляется через систему цен, устанавливаемых на товары в ходе их реализации на рынке. Доходность выпускаемой предприятием продукции, определяется рынком, ценой ее реализации. Если цена выше издержек производства и реализации, то такую продукцию производить выгодно.
Цена на рынке складывается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от сложившихся затрат. В этом случае цена для предприятия является заданной.
Между рыночной ценой товара и величиной его спроса, при прочих равных условиях, существует следующая зависимость - зависимость между ценой товара и величиной спроса. Эта зависимость называется шкалой спроса или кривой спроса. В графическом виде кривая спроса выглядит следующим образом: чем ниже цена, тем больше спрос и потребление.
На рис. 7.2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси показана величина спроса на товар, а по вертикальной - цена. В
данном случае величина спроса и цена обратно пропорциональны, т. е. спрос возрастает, когда убывает цена и наоборот.
Характерное поведение производителя на рынке, если цена высокая он готов производить большее количество продукции. Характерное поведение покупателя противоположно. При низкой цене он приобретает больше продукции.
Точка Е является отражением равновесия спроса и предложения. Ее координатами является равновесная цена (Ц^) и равновесный объем (QE). Сбалансированность на рынке может достигаться уравновешивающей ценой, которая выражает интересы продавцов и покупателей. Равновесная цена информирует и производителей (сколько и какого товара необходимо производить), и покупателей (на какой объем данного товара можно рассчитывать).
7.4. Состав и виды цены
В состав цены входят определенные элементы. Значение ее элементов в абсолютном выражении определяет ее состав. Состав цены по элементам и стадиям образования отражен на рис. 7.3.
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. При определении расходов связанных с производством и реализацией продукции руководствуются ст. 253 НК РФ. Удельный вес себестоимости продукции в ее цене составляет 35 %, прибыль - 20 %, НДС- 16,7-20,0%.
Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточ-
ную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.
Налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог) определяют взаимоотношения предприятия и государства и отражаются неоднозначно в составе цены.
Они могут входить в состав затрат (себестоимость продукции), уменьшать прибыль предприятия (налог на прибыль), могут представлять собой прямую надбавку к цене (НДС, акцизы, налог с продаж и т. д.).
Прибыль является обязательным элементом цены. Она рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости продукции.
В цену товаров, работ, услуг реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет включается налог с продаж, который является обязательным элементом розничных цен на товары и услуги. Размер ставки налога с продаж не более 5 %. Сумма налога с продаж включается в цену товара и его также как НДС и акцизы оплачивает потребитель или заказчик.
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получением определенной суммы прибыли.
Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Различают следующие виды цен и тарифов:
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от формы собственности предприятия. Продукция продается и покупается оптовыми партиями.
Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных подсобных хозяйств).
Цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.
Тарифы грузового и
Цены на потребительские товары используются для реализации товаров населению, предприятиями и организациями через розничную торговую сеть. Они обслуживают оборот товаров, которые, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или на производстве.
Тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Все вышеназванные цены относятся к классу национальных. Они должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а так же обеспечивать прибыль национальным производителям.
Внешнеторговые цены- это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от определения национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим показателям продукцию.