Введение в экономику НГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция

Описание работы

Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.

Содержание

Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 441.85 Кб (Скачать)

 

Налог на прибыль

Объектом налогообложения  является валовая прибыль, которая  определяется как разница между доходами и расходами. Предприятия ведут отдельный, так называемый, налоговый учёт расходов, связанных с производственной деятельностью. Расходы должны быть документально подтверждены и не превышать нормативных величин по отдельным видам расходов (амортизационные отчисления, расходы на ремонт, на рекламу, на командировки, страхование, подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы). Порядок ведения налогового учёта определён в главе 25 Налогового Кодекса РФ. Ставка налога составляет величину 24 % от валовой прибыли. В предыдущие годы ставка налога составляла величину 35 %, однако отменены ранее существовавшие в большом количестве льготы по налогу на прибыль. В настоящей редакции НК РФ в налоге на прибыль имеется льгота, ко-

торая называется перенос убытков на будущее. Если предприятие получило убыток, то суммы убытка можно перенести на прибыль следующих лет в течение 10 летнего периода. Величина переносимого убытка не должна превышать 30 % полученной прибыли каждого будущего года.

Налог на имущество

Налогом облагается имущество предприятия, то есть основные средства, нематериальные активы, запасы оборотных фондов и другие затраты находящиеся на балансе предприятия. Ставка налога не более 2,2 % от стоимости имущества.

Единый  социальный налог

Предприятия выплачивают  налог в социальные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Объектом налогообложения являются выплаты и другие вознаграждения, начисляемые работникам предприятия. При определении налогооблагаемой базы учитываются выплаты и вознаграждения в денежной и натуральной форме, а также учитывается материальная выгода, получаемая работниками.

10.4. Особенности налогообложения в нефтегазовой промышленности

Предприятия нефтегазового  комплекса уплачивают общие и  специальные налоги. За последние годы налоговая система в целом претерпела существенные изменения. Отменён целый ряд налогов, изменены ставки и база налогообложения. Отменены следующие налоги: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, акциз на нефть и сжиженный газ, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Изменена система платы за пользование недрами. Установлена по 31.12.2005 г. налоговая ставка на нефть при её добыче 347 руб./ т с учётом мировых цен на нефть и соотношения курса рубля и доллара.

С 01.01.2002 г. вводится в действие глава 26 налогового кодекса  «Налог на добычу полезных ископаемых». Одновременно вносятся изменения в закон РФ «О недрах», который устанавливает, что при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами (бонусы);
  • регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);
  • плата за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Таким образом, разделяются  понятия налоги и платежи (табл. 10.2, 10.3).

 

 

Таблица 10.2 Основные налоги и сборы в нефтегазовом секторе РФ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10.3 Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами (рублей за 1 км2 участка недр)

 

 

 

 

 

Специальный налоговый  режим - Соглашение о разделе продукции (СРП)

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соглашения о разделе продукции соответствуют специальным налоговым режимам. Разработка и принятие Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» (декабрь 1995 г.) направлено на его использование, в первую очередь, в нефтегазовой отрасли. При его подготовке использовалась обширная мировая практика установления таких соглашений между правительствами стран, обладающих нефтегазовыми ресурсами, и транснациональными нефтяными компаниями.

Первое соглашение о разделе продукции было заключено  в Индонезии (1965 г.). К настоящему времени на условиях СРП в нескольких десятках стран мира разрабатываются порядка двух сотен нефтегазовых месторождений. В России заключено и реализуется с привлечением

иностранных инвесторов три СРП - проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» (шельфовые месторождения о. Сахалин) и проект «Харьягинское месторождение» в республике Коми.

Закон РФ «О СРП» предусматривает создание стабильных налоговых условий для инвесторов (недропользователей), что должно способствовать привлечению как иностранного, так и национального капитала в поиски, разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, и, как следствие, увеличению денежных поступлений в бюджет Государства. Для потенциальных инвесторов наиболее привлекательным положением Закона «О СРП» является незыблемость устанавливаемого в соглашении механизма раздела продукции в течение срока действия СРП (как правило - не менее 20 лет). Применение закона «О СРП» в отношении разрабатываемых месторождений может создавать более приемлемый для нефтяных компаний налоговый режим, индивидуально учитывающий сложившиеся на них технико-экономические условия добычи углеводородов (УВ).

Наиболее ответственной  задачей в период подготовки заключения СРП является разработка механизма раздела продукции, который должен удовлетворять владельца недр - Государство и пользователя недр - инвестора.

В соответствии с законом «О СРП» методы и схемы  построения механизма раздела продукции не регламентируются: они должны предлагаться разработчиками технико-экономического обоснования (ТЭО) СРП и корректироваться в процессе переговоров по его заключению. Разработка экономического механизма раздела продукции должна осуществляться в рамках Закона РФ «О СРП».

В настоящее время  закон «О СРП» предусматривает возможность  использования трехступенчатой схемы раздела продукции (так называемая индонезийская модель) и одноступенчатого (так называемая ливийская модель или прямой раздел).

В соответствии с трехступенчатой схемой текущий (квартальный или годовой) раздел продукции между Государством и инвестором, определяющий их доходы в процессе разработки и эксплуатации месторождения УВ, должен осуществляться с помощью следующих видов налогов и параметров раздела продукции, устанавливаемых в долях единицы или процентах:

  • налог на добычу (роялти) (8,25 %);
  • максимально-допустимый объем (предельная доля) компенсационной продукции;
  • пропорции раздела прибыльной продукции между Государством и инвестором;
  • налог на прибыль инвестора (24 %).

Во время переговоров  могут устанавливаться два параметра  раздела продукции - предельная доля компенсационной продукции и пропорции раздела прибыльной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ставка налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газ - 16,5 %) в случае заключения СРП уменьшается в два раза и должна быть равной 8,25 %, а ставка налога на прибыль должна устанавливаться на весь срок действия СРП в размере этой ставки, действующей на момент заключения СРП. Расчеты инвестора с Государством могут осуществляться как в натуральной форме, так и в стоимостном эквиваленте добываемой продукции.

Инвестор освобождается  от всех других видов налогов (за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) в случае реализации добываемой продукции на территории РФ, и единого социального налога, базой начисления которого является фонд оплаты труда (ФОТ) российских граждан, участвующих в реализации СРП).

Инвестор имеет  право на экспорт всей принадлежащей  ему добываемой продукции (если такие возможности у него имеются).

Налог на добычу обеспечивает владельцу недр - Государству, устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой деятельности инвестора. Инвестор должен регулярно выплачивать его в размере устанавливаемой части от общего объема произведенной продукции за рассматриваемый период (квартал, год).

Произведенная продукция  соответствует общему объему углеводородов, добытых и доставленных в пункт раздела, фиксируемый в условиях СРП. Пункт раздела является пунктом транспортной системы, до которого затраты инвестора относятся к возмещаемым.

Затраты, понесенные инвестором, делятся на две категории - возмещаемые (за счет компенсационной продукции) и невозмещаемые. Состав возмещаемых затрат устанавливается в СРП.

К возмещаемым  затратам относятся капитальные  затраты (поиски, разведка и разработка месторождений), эксплуатационные затраты (добыча) и транспорт УВ до устанавливаемого пункта раздела, а также отчисления в ликвидационный фонд. При разработке уже открытых за счет государства месторождений в компенсационную продукцию могут включаться в согласованных с инвестором размерах прошлые затраты Государства на проведение геологоразведочных работ. Отнесение других затрат к той или иной категории (различные виды бонусов и взносов в бюджеты разных уровней и др.) устанавливается в процессе переговоров и закрепляется в СРП.

Максимально допустимый объем (предельная доля) компенсационной продукции, т.е. продукции, выручка от продажи которой идет на погашение затрат инвестора, устанавливается в СРП в процентах от

распределяемого объема УВ. Этот параметр выполняет  функцию регулятора скорости возмещения затрат инвестора и определяет объем прибыльных УВ (аналог налогооблагаемой прибыли). Предельная доля может устанавливаться на уровне 10%, что определяет «появление» прибыльной продукции только после полного возмещения затрат инвестора.

Распределяемый  объем УВ представляет собой часть  произведенной продукции, уменьшенной на величину налога, на добычу (роялти).

Объем компенсационной  продукции, соответствующий рассматриваемому периоду (квартал, год), может быть равен максимально допустимому ее объему, если накопленные затраты инвестора превышают стоимость этого объема продукции. Компенсационная продукция может быть равна накопленным затратам, если накопленные затраты оказываются меньше стоимости максимально допустимого ее объема.

Накопленные к  рассматриваемому периоду (год, квартал) затраты представляют собой сумму невозмещаемых к его началу возмещаемых затрат и возмещаемых затрат рассматриваемого периода. Они «предъявляются» инвестором к погашению за счет компенсационной продукции.

Общая прибыльная продукция представляет собой разность между распределяемой продукцией и компенсационной продукцией.

Размеры прибыльной продукции Государства и инвестора  определяются делением общей прибыльной продукции соответственно установленным пропорциям.

Чистая прибыль  инвестора определяется как его  прибыльная продукция, уменьшенная на объем выплат в соответствии с налоговой ставкой на прибыль. При этом надо учитывать, что величина налогооблагаемой прибыли может уменьшаться на размер фактических платежей по обслуживанию кредитов, а также на величину различных платежей Государству, не возмещаемых за счет компенсационной продукции. Кроме того, если инвестор получил убыток в предыдущие годы, то этот убыток переносится на прибыль будущих лет.

Общий доход Государства в основном формируется суммой налога на добычу (роялти), стоимостью его прибыльной продукции и суммой налога на прибыльную продукцию Инвестора. Кроме этого, в доход Государства могут входить величина налога на добавленную стоимость (НДС), социальные отчисления, различные виды выплат Инвестора в бюджеты всех уровней (бонусы, возмещение прошлых затрат Государства, арендные платежи и т. д.).

В некоторых случаях  может устанавливаться иной порядок  раздела продукции, так называемый прямой раздел или одноступенчатая схема раздела продукции между инвестором и государством. В этом

случае доля инвестора  не должна превышать 68 % от добытого продукта. Одноступенчатая схема раздела продукции была законодательно принята в 2003 году.

Последовательность  определения общего дохода Государства  и чистой прибыльной продукции Инвестора представлены на рис. 10.1 и 10.2.

Условия СРП могут  предусматривать неизменные параметры  раздела продукции в течение срока его действия (предельная доля компенсационной продукции и доля инвестора в прибыльной продукции). Эти параметры раздела могут ставиться в зависимость от текущих значений различных количественных и качественных показателей, достигаемых в ходе реализации проекта (объем добываемой продукции, внутренняя норма доходности, индексы доходности и т. д.), а также от календарно-

го времени  реализации СРП, формируя экономический  механизм раздела продукции.


Под экономическим  механизмом СРП понимается состав и  размеры всех возможных видов налогов и платежей инвестора (арендная плата, различные виды бонусов и отчислений в бюджеты всех уровней, роялти, налог на прибыль), пропорции раздела продукции и возмещаемых видов затрат, размеры и порядок возмещения прошлых затрат государства, а также зависимость этих платежей от текущих экономических показателей реализации проекта.

Раздел продукции  между инвестором и Государством адекватен разделу рентного дохода, формирующегося при разработке и  эксплуатации месторождения УВ.

Рентный доход, получаемый в результате разработки и эксплуатации месторождения УВ, формируется как разность между выручкой от реализации УВ и совокупными затратами, включающими нормальное вознаграждение (стоимость) капитала, без учета сопутствующих данному проекту рисков. При выбранной норме дисконта (10 %) эквивалентом рентного дохода может с известным приближением считаться чистый дисконтированный доход (NPV - net present value).

Информация о работе Введение в экономику НГП