Введение в экономику НГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция

Описание работы

Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.

Содержание

Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 441.85 Кб (Скачать)

Разделив полученный ряд эксплуатационных расходов (затрат по обработке) на соответствующую цену нефти, были получены коэффициенты Кэ1, показывающие, на какую величину необходимо увеличить коэффициент прямых затрат на нефть (КзГ), с тем чтобы получить полную себестоимость товарных нефтепродуктов с учетом новой цены на нефть и других удорожающих (удешевляющих) факторов. Значение коэффициента Кэ для бензинов составляет 0.4-0.9, для реактивного топлива -0.15-0.20, для дизельного топлива - 0.10-0.15, для печного, моторного и газотурбинного топлива - 0.07-0.09, для мазута и нефтяного битума -0.01-0.03.

С учетом коэффициентов  прямых затрат на нефть (Кз), рассчитываемых каждым предприятием самостоятельно, и коэффициентов Кэ определяются обобщенные коэффициенты:

K0i   =K3i+K3i"

Полная плановая себестоимость конкретных товарных нефтепродуктов (С) на основе укрупненных расходов при повышении цены на нефть, может определяться по формуле:

с = ко1н,

где Ц - плановая оптовая цена на нефть, поставляемую на нефтеперерабатывающий завод, руб./т.

Себестоимость и  издержки обращения на

предприятиях  транспорта и хранения газа, нефти

и нефтепродуктов

Продукцией трубопроводного  транспорта является внепроизвод-ственное перемещение газа, нефти и нефтепродуктов. Затраты, связанные с этим перемещением - себестоимость указанной продукции - составляют преобладающую долю затрат предприятий газо-, нефтепро-дуктового транспорта.

Одна  из особенностей транспортного производства - отсутствие материально-вещественной формы продукции. В связи с этим в качестве удельных показателей себестоимости транспортной продукции на трубопроводном транспорте принято использовать себестоимость передачи газа, перекачки нефти и нефтепродуктов на единицу натуральных показателей.

К таким натуральным  показателям относят: на газопроводном  транспорте - объем передаваемого по магистральным газопроводам газа (1000 мЗ) и объем транспортной работы - 1000 мЗ на 100 км; на нефте-нефтепроводном транспорте - объем перекачиваемых по магистральным нефтепроводам нефти и нефтепродуктов в тоннах и объем транспортной работы - тонно-километры. Себестоимость транспортировки газа в значительной степени зависит от свойств газа, дальности транспортировки и диаметра магистрального газопровода.

Себестоимость перекачки  нефти и нефтепродуктов по отдельным  магистральным трубопроводам не равнозначна. На нее оказывает влияние диаметр нефте- и нефтепродуктопроводов, вязкость продукции, степень загрузки трубопроводной магистрали, природные и климатические условия.

В себестоимость  работы магистральных газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов включаются:

  • пуско-наладочные расходы, связанные с подготовкой и постоянной эксплуатацией линейной части и наземных сооружений трубопроводного транспорта;
  • затраты, связанные с совершенствованием технологических процессов в магистральном транспорте газа, нефти и нефтепродуктов;

► амортизационные отчисления от стоимости основных фондов. 
В магистральном транспорте газа, нефти и нефтепродуктов затра 
ты формируются: по месту возникновения; по видам транспортируемой 
продукции, вспомогательных работ и услуг; по направлениям расхо 
дов; по видам расходов.

На газопроводном  транспорте местом возникновения затрат являются газотранспортные предприятия, а в некоторых случаях отдельные

магистральные газопроводы. На нефте- и нефтепродуктовом транспорте - территориальные управления по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Кроме того, по месту возникновения затраты на трубопроводном транспорте рассчитываются отдельно по основному и вспомогательному производству, по отдельным цехам и службам.

Группировка затрат по видам транспортируемой продукции распространена на нефтепродуктовом транспорте, где отдельно калькулируется себестоимость перекачки 1 т бензина, дизельного топлива и др.

На магистральном трубопроводном транспорте расходы группируются по следующим направлениям: по газопроводам - очистка, осушка, одоризация газа; содержание линейной части газопроводов, газораспределительных станций (ГРС), средств связи; компримирование газа; подземное хранение газа; общехозяйственные; административно-управленческие; прочие расходы (табл. 6); по нефте- и нефтепродук-топроводам - содержание линейной части, средств связи и катодной защиты трубопроводов; перекачка нефти и нефтепродуктов; хранение нефти и нефтепродуктов; налив нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны; общехозяйственные; административно-управленческие и прочие расходы.

Группировка по видам расходов включает в себя классификацию по экономическим элементам и статьям расходов.

В трубопроводном транспорте затраты формируются по следующим экономическим элементам:

  • материалы;
  • электроэнергия покупная;
  • газ, нефть, нефтепродукты, используемые на собственные нужды;
  • заработная плата;
  • отчисление на социальные нужды (единый социальный налог);
  • амортизация;
  • технически неизбежные потери газа, нефти;
  • прочие расходы.

Состав и соотношение  отдельных экономических элементов  в общих затратах трубопроводного транспорта определяет их структуру. Структура себестоимости по экономическим элементам не остается постоянной, она изменяется под влиянием различных факторов (технический прогресс, совершенствование технологии и перекачки нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, ценовые факторы). В целом для трубопроводного транспорта характерна большая доля амортизации, значительная - энергетических затрат и небольшая доля материальных затрат и затрат на оплату труда.

Рассмотренные выше группировки  затрат по элементам, направлениям и статьям расходов используются для определения удельных по-

казателей: себестоимости 1000 мЗ газа или единицы транспортной работы- 1000 м3 на 100 км; одной тонны нефти и нефтепродуктов и единицы транспортной работы - тонно-километр.

Себестоимость единицы транспортируемых газа, нефти и нефтепродуктов определяется отношением суммы затрат на объем транспортируемой продукции или товаротранспортной работы.

В настоящее время газотранспортные предприятия не имеют на своем  балансе магистральные газопроводы, а арендуют их в ОАО «Газпром». Арендная плата формируется из амортизации трубы и арендного процента (10 %). Амортизация остальных основных фондов в транспорте газа составляет около 4 %.

Основную долю в структуре  себестоимости системы транспорта нефти, нефтепродуктов занимают затраты на амортизацию - свыше 40 %. В транспорте газа, нефти, нефтепродуктов, где компрессорные и насосные станции оснащены электроприводом, значительно возрастает доля энергозатрат. Кроме того, в структуре себестоимости нет затрат на сырье, так как отсутствует процесс производства продукции, а лишь осуществляется ее перемещение.

Другой особенностью структуры  затрат системы транспорта нефти и газа является преобладание в ней расходов, независящих от объема транспорта нефти и газа.

К ним относятся: заработная плата с начислениями, амортизация  основных фондов, административно-управленческие расходы; большая часть расходов на содержание зданий, сооружений и  инвентаря, транспортных расходов, прочих общехозяйственных расходов и т. п.

К расходам, зависящим от объема транспортировки нефти и  газа, относятся в основном реагенты, энергетические затраты и потери нефти и газа. Причем, если расход реагентов и потерь газа в трубопроводе увеличивается пропорционально  объему его транспортировки, то энергетические расходы, как правило, увеличиваются в большей степени, чем объем транспорта, и зависят от установленного режима работы агрегатов компрессорных и насосных станций.

Преобладание в структуре  затрат транспортировки нефти и  газа условно-постоянных расходов является важнейшим направлением снижения этих затрат на единицу транспортируемых нефти, нефтепродуктов и газа. Таким образом, полное использование пропускной способности системы транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, увеличение их производительности - основной резерв снижения себестоимости.

Влияние изменения объема транспорта нефти  и газа на себестоимость можно определить следующим образом:

где AQ - изменение транспорта нефти и газа; а - удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости транспорта нефти и газа.


Крупнейшим резервом снижения себестоимости является автоматизация и телемеханизация производственных процессов, которые приводят к значительному сокращению численности обслуживающего персонала и снижению средств на оплату труда.

Снижение энергозатрат достигается выбором оптимальных  режимов работы магистральных нефтегазопроводов, обеспечивающих перекачку максимального количества нефти и газа при минимальном количестве работающих машин.

Большое значение в снижении энергозатрат играет выбор  типа привода компрессоров.

Себестоимость может  быть снижена также за счет экономного расходования материалов и сокращения потерь нефти и газа и нефтепродуктов при их транспорте, что достигается улучшением обслуживания магистральных нефтегазопроводов, своевременным устранением утечек нефти, газа и нефтепродуктов.

Нефтесбытовые организации  несут затраты, связанные с обращением нефтетоваров - нефти и нефтепродуктов. Совокупность этих затрат образует издержки обращения в нефтеснабжении. Они представляют собой денежные расходы, связанные с обеспечением движения нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей.

Издержки обращения - один из основных показателей, характеризующих качество работы предприятий нефтеснабжения. Этот показатель во многом зависит от формы снабжения потребителей нефтепродуктами - складской или транзитной. При складской форме снабжения нефтепродукты прежде, чем попасть к потребителю, проходят склады - ре-зервуарные емкости нефтебаз.

При транзитной форме - нефтепродукты непосредственно с пунктов налива отгружаются в адрес потребителей. Складская и транзитная формы снабжения имеют свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться при выборе путей обеспечения нефтепродуктами отдельных потребителей.

В нефтесбытовых  организациях издержки обращения строго регламентируются. Для каждого предприятия нефтеснабжения составляется смета издержек обращения, которая предусматривает минимальные размеры каждого элемента расходов, обеспечивающих нормальную работу предприятия с учетом анализа издержек и их снижения.

Издержки обращения  характеризуются абсолютной суммой и относительным уровнем.

А бсолютная  сумма издержек обращения включает все затраты нефтесбытовых организаций по приему, транспортировке, хранению и

реализации нефтепродуктов. Сумма издержек увеличивается при  росте объема товарооборота и характеризует затраты на весь объем товарооборота.

В нефтеснабжении рассчитывается еще один показатель, характеризующий затраты - относительный уровень издержек обращения (У.и.о.), который определяется как отношение общей суммы издержек обращения (И) к объему товарооборота, выраженного в тоннах (Q):

И

У.и.о. = —.

Q

Номенклатура  издержек обращения нефтесбытовых  организаций слагается из следующих разделов, групп и статей расходов.

Расходы нефтебаз, наливных пунктов, автозаправочных  станций формируются следующим образом:

1. Транспортные расходы, всего в том числе:

  • расходы по заводу товаров;
  • расходы по отправке товаров.

2. Складские расходы, всего в том числе:

  • заработная плата складского персонала;
  • расходы на содержание и эксплуатацию складских зданий и сооружений;
  • расходы на содержание и эксплуатацию подъемно-транспортных механизмов и складского оборудования;
  • расходы по текущему ремонту;
  • расходы по таре, хранению, сортировке и упаковке товаров;
  • расходы на содержание аппарата управления;
  • расходы по приемке и отправке нефтепродуктов;
  • прочие складские расходы.

3. Непроизводственные расходы, всего, в том числе:

  • недостачи и потери товаров в пути и при хранении в пределах норм убыли;
  • недостачи и потери товаров в пути и при хранении сверх норм убыли.

4. Прочие расходы.

На предприятиях нефтеснабжения издержки обращения  делятся на зависимые от деятельности предприятия и независимые.

К зависимым издержкам обращения относятся: транспортные расходы по перевозкам нефтепродуктов на другие нефтебазы, в свои филиалы и АЗС; расходы по приемке, хранению, отправке нефтепродуктов, административно-управленческие расходы, потери от пересортицы нефтепродуктов.

Информация о работе Введение в экономику НГП