Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, лекция
Средства труда (машины оборудование, инструменты и т.п.) и предмет труда (сырьё, материалы) образуют средства производства, которые составляют вещественное содержание производственных фондов. Экономическая сущность производственных фондов заключается в том, что средства производства, участвующие в образовании стоимости продукта, в зависимости от их роли в процессе производства делятся на основные и оборотные.
Введение
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Связь изучаемого материала с другими дисциплинами
2. Основное содержание предмета «Экономика нефтегазовой отрасли»
2.1. Основные фонды
Разделив полученный ряд эксплуатационных расходов (затрат по обработке) на соответствующую цену нефти, были получены коэффициенты Кэ1, показывающие, на какую величину необходимо увеличить коэффициент прямых затрат на нефть (КзГ), с тем чтобы получить полную себестоимость товарных нефтепродуктов с учетом новой цены на нефть и других удорожающих (удешевляющих) факторов. Значение коэффициента Кэ для бензинов составляет 0.4-0.9, для реактивного топлива -0.15-0.20, для дизельного топлива - 0.10-0.15, для печного, моторного и газотурбинного топлива - 0.07-0.09, для мазута и нефтяного битума -0.01-0.03.
С учетом коэффициентов прямых затрат на нефть (Кз), рассчитываемых каждым предприятием самостоятельно, и коэффициентов Кэ определяются обобщенные коэффициенты:
K0i =K3i+K3i"
Полная плановая себестоимость конкретных товарных нефтепродуктов (С) на основе укрупненных расходов при повышении цены на нефть, может определяться по формуле:
с = ко1-цн,
где Ц - плановая оптовая цена на нефть, поставляемую на нефтеперерабатывающий завод, руб./т.
Себестоимость и издержки обращения на
предприятиях транспорта и хранения газа, нефти
и нефтепродуктов
Продукцией трубопроводного транспорта является внепроизвод-ственное перемещение газа, нефти и нефтепродуктов. Затраты, связанные с этим перемещением - себестоимость указанной продукции - составляют преобладающую долю затрат предприятий газо-, нефтепро-дуктового транспорта.
Одна из особенностей транспортного производства - отсутствие материально-вещественной формы продукции. В связи с этим в качестве удельных показателей себестоимости транспортной продукции на трубопроводном транспорте принято использовать себестоимость передачи газа, перекачки нефти и нефтепродуктов на единицу натуральных показателей.
К таким натуральным показателям относят: на газопроводном транспорте - объем передаваемого по магистральным газопроводам газа (1000 мЗ) и объем транспортной работы - 1000 мЗ на 100 км; на нефте-нефтепроводном транспорте - объем перекачиваемых по магистральным нефтепроводам нефти и нефтепродуктов в тоннах и объем транспортной работы - тонно-километры. Себестоимость транспортировки газа в значительной степени зависит от свойств газа, дальности транспортировки и диаметра магистрального газопровода.
Себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов по отдельным магистральным трубопроводам не равнозначна. На нее оказывает влияние диаметр нефте- и нефтепродуктопроводов, вязкость продукции, степень загрузки трубопроводной магистрали, природные и климатические условия.
В себестоимость работы магистральных газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов включаются:
► амортизационные
отчисления от стоимости основных фондов.
В магистральном транспорте газа, нефти
и нефтепродуктов затра
ты формируются: по месту возникновения;
по видам транспортируемой
продукции, вспомогательных работ и услуг;
по направлениям расхо
дов; по видам расходов.
На газопроводном транспорте местом возникновения затрат являются газотранспортные предприятия, а в некоторых случаях отдельные
магистральные газопроводы. На нефте- и нефтепродуктовом транспорте - территориальные управления по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Кроме того, по месту возникновения затраты на трубопроводном транспорте рассчитываются отдельно по основному и вспомогательному производству, по отдельным цехам и службам.
Группировка затрат по видам транспортируемой продукции распространена на нефтепродуктовом транспорте, где отдельно калькулируется себестоимость перекачки 1 т бензина, дизельного топлива и др.
На магистральном
Группировка по видам расходов включает в себя классификацию по экономическим элементам и статьям расходов.
В трубопроводном транспорте затраты формируются по следующим экономическим элементам:
Состав и соотношение
отдельных экономических
Рассмотренные выше группировки затрат по элементам, направлениям и статьям расходов используются для определения удельных по-
казателей: себестоимости 1000 мЗ газа или единицы транспортной работы- 1000 м3 на 100 км; одной тонны нефти и нефтепродуктов и единицы транспортной работы - тонно-километр.
Себестоимость единицы транспортируемых газа, нефти и нефтепродуктов определяется отношением суммы затрат на объем транспортируемой продукции или товаротранспортной работы.
В настоящее время
Основную долю в структуре
себестоимости системы
Другой особенностью структуры затрат системы транспорта нефти и газа является преобладание в ней расходов, независящих от объема транспорта нефти и газа.
К ним относятся: заработная плата с начислениями, амортизация основных фондов, административно-управленческие расходы; большая часть расходов на содержание зданий, сооружений и инвентаря, транспортных расходов, прочих общехозяйственных расходов и т. п.
К расходам, зависящим от объема транспортировки нефти и газа, относятся в основном реагенты, энергетические затраты и потери нефти и газа. Причем, если расход реагентов и потерь газа в трубопроводе увеличивается пропорционально объему его транспортировки, то энергетические расходы, как правило, увеличиваются в большей степени, чем объем транспорта, и зависят от установленного режима работы агрегатов компрессорных и насосных станций.
Преобладание в структуре затрат транспортировки нефти и газа условно-постоянных расходов является важнейшим направлением снижения этих затрат на единицу транспортируемых нефти, нефтепродуктов и газа. Таким образом, полное использование пропускной способности системы транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, увеличение их производительности - основной резерв снижения себестоимости.
Влияние изменения объема транспорта нефти и газа на себестоимость можно определить следующим образом:
где AQ - изменение транспорта нефти и газа; а - удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости транспорта нефти и газа.
Крупнейшим резервом снижения себестоимости является автоматизация и телемеханизация производственных процессов, которые приводят к значительному сокращению численности обслуживающего персонала и снижению средств на оплату труда.
Снижение энергозатрат
достигается выбором
Большое значение в снижении энергозатрат играет выбор типа привода компрессоров.
Себестоимость может быть снижена также за счет экономного расходования материалов и сокращения потерь нефти и газа и нефтепродуктов при их транспорте, что достигается улучшением обслуживания магистральных нефтегазопроводов, своевременным устранением утечек нефти, газа и нефтепродуктов.
Нефтесбытовые организации несут затраты, связанные с обращением нефтетоваров - нефти и нефтепродуктов. Совокупность этих затрат образует издержки обращения в нефтеснабжении. Они представляют собой денежные расходы, связанные с обеспечением движения нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей.
Издержки обращения - один из основных показателей, характеризующих качество работы предприятий нефтеснабжения. Этот показатель во многом зависит от формы снабжения потребителей нефтепродуктами - складской или транзитной. При складской форме снабжения нефтепродукты прежде, чем попасть к потребителю, проходят склады - ре-зервуарные емкости нефтебаз.
При транзитной форме - нефтепродукты непосредственно с пунктов налива отгружаются в адрес потребителей. Складская и транзитная формы снабжения имеют свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться при выборе путей обеспечения нефтепродуктами отдельных потребителей.
В нефтесбытовых организациях издержки обращения строго регламентируются. Для каждого предприятия нефтеснабжения составляется смета издержек обращения, которая предусматривает минимальные размеры каждого элемента расходов, обеспечивающих нормальную работу предприятия с учетом анализа издержек и их снижения.
Издержки обращения характеризуются абсолютной суммой и относительным уровнем.
А бсолютная сумма издержек обращения включает все затраты нефтесбытовых организаций по приему, транспортировке, хранению и
реализации нефтепродуктов. Сумма издержек увеличивается при росте объема товарооборота и характеризует затраты на весь объем товарооборота.
В нефтеснабжении рассчитывается еще один показатель, характеризующий затраты - относительный уровень издержек обращения (У.и.о.), который определяется как отношение общей суммы издержек обращения (И) к объему товарооборота, выраженного в тоннах (Q):
v И
У.и.о. = —.
Q
Номенклатура издержек обращения нефтесбытовых организаций слагается из следующих разделов, групп и статей расходов.
Расходы нефтебаз, наливных пунктов, автозаправочных станций формируются следующим образом:
1. Транспортные расходы, всего в том числе:
2. Складские расходы, всего в том числе:
3. Непроизводственные расходы, всего, в том числе:
4. Прочие расходы.
На предприятиях нефтеснабжения издержки обращения делятся на зависимые от деятельности предприятия и независимые.
К зависимым издержкам обращения относятся: транспортные расходы по перевозкам нефтепродуктов на другие нефтебазы, в свои филиалы и АЗС; расходы по приемке, хранению, отправке нефтепродуктов, административно-управленческие расходы, потери от пересортицы нефтепродуктов.