Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

На данном этапе исследования можно отметить следующие недостатки в формировании учетной политики ООО «МЕЛИРА».

Учетная политика не содержит указаний на состав расходов, относимых к общехозяйственным, что оказывает влияние на достоверность оценки незавершенного производства, в ней также не определены признаки, по которым в расходы можно отнести в ту или иную группу; кроме того, учетная политика не содержит правил учета расходов будущих периодов, что оценивается отрицательно.

    1. Организация бухгалтерского учета основных средств и способы погашения их стоимости

 

Одним из важнейших вопросов организации учета в организации  является выбор способов учета и  погашения стоимости основных средств.

При выборе способов бухгалтерского учета основных средств и способов погашения их стоимости для целей бухгалтерского учета руководствуются следующими нормативными документами:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
  2. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 ( в ред. от 18.11.2006 № 697).
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

В части организации  бухгалтерского учета основных средств  в учетной политике  необходимо предусмотреть следующие аспекты.

1. Определить порядок определения  срока полезного использования  объектов основных средств  (порядок  отнесения объектов к той или  иной амортизационной группе).

В учетной политике ООО  «МЕЛИРА» эта информация не раскрыта, в связи с чем анализируемой  организации можно дать следующие  рекомендации.

В соответствии с п.1 Постановления  Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации  основных средств, включаемых в амортизационные группы» вышеуказанная Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

Поэтому ООО «МЕЛИРА» рекомендуется включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:

«Определение срока  полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету по дебету счета 01 «Основные средства», начиная с 1 января 2002 г., производить на основе Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 и утверждать в приказе руководителя».

2. Порядок учета объектов  стоимостью менее 20000 рублей за  единицу. 

В соответствии с п.18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 20000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть налажен надлежащий контроль за их движением.

Учетная политика ООО  «МЕЛИРА» содержит указание  на порядок  учета этих объектов: «Стоимость объектов основных средств стоимостью до 20000 руб. за единицу списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) в момент ввода в эксплуатацию. С целью обеспечения сохранности таких объектов основных средств организовать аналитический учет в течение всего срока полезной эксплуатации объектов. Ответственность за организацию учета возлагается на главного бухгалтера.»

Оприходование объектов основных средств стоимостью менее 20000 рублей отражается в учете ООО  «МЕЛИРА» следующим образом.

На основании товарной накладной поставщика 16 января 2008 г. приобретен принтер HP LJ 1010 за 6344,70 руб. без НДС для использования в торговой деятельности. А именно, материально-ответственным лицом по объекту назначается заведующий складом, который с его помощью будет оформлять первичные документы по реализации товаров. Следовательно, его стоимость подлежит отнесению на расходы на продажу. Для его оприходования и ввода в эксплуатацию составлен акт приема-передачи №1 от 16.01.08. Одновременно акт является основанием для списания первоначальной стоимости объекта на издержки предприятия, поскольку на это содержится указание в учетной политике и ПБУ 6/01. В учете ООО «МЕЛИРА сделаны следующие записи.

Таблица 2.1

Синтетический учет приобретения основных средств 

в ООО «МЕЛИРА» стоимостью менее 20000 рублей за единицу 

Дата

Документ

Наименование операции

Дт

Кт

Сумма

1

16.01.

2008

Накладная №МК 2749

Поступление объекта

08

60

6344,7

2

Счет-фактура № МК 2749

НДС

19

60

1142,05

3

Авансовый отчет, чек 

Оплачено поставщику

60

71

7486,75

4

Акт приема-передачи №1

Объект введен в эксплуатацию

01

08

6344,7

5

 

Стоимость принтера включена в расходы

44

01

6344,7

6

 

Сч-фактура

Зачет НДС

68/2

19

1142,05


 

3. Порядок определения  назначения объекта (производительного  или непроизводительного характера).

 Учетная политика ООО «ООО  МЕЛИРА» не содержит этой информации. Однако анализ организационной структуры организации показал актуальность раскрытия этого вопроса, которая заключается в следующем.

От правильности определения того, используется ли объект в производстве продукции, при выполнении работ  или оказании услуг либо для управленческих нужд организации зависит себестоимость реализованной продукции. Это связано с тем, что амортизация по объектам управленческого порядка относится на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Амортизация по основным средствам, используемым в торговой деятельности, учитывается на счете 44 «Расходы на продажу».

Как видно из приведенного выше пример, назначение основных средств  устанавливается индивидуально  по каждому объекту и оформляется  приказом руководителя.

4. Порядок начисления амортизации.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе выбрать  один из предложенных ПБУ 6/01 методов  амортизации:

-линейный;

-уменьшаемого остатка;

-по сумме чисел лет срока  полезного использования;

-пропорционально выручке от  реализации.

Линейный способ начисления амортизации по основным средствам  наиболее приемлем для отраслей экономики, в которых уровень цен на выпускаемую  продукцию относительно постоянен, а обновление производственной базы происходит не чаще, чем в течение одного срока полезного использования объекта основных средств.

Выбирая вариант списания стоимости объекта основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования, администрация организации  должна знать, что сумма амортизации в первые годы эксплуатации объекта основных средств будет максимальной, следовательно, затраты - наибольшими, а прибыль - наименьшей, в последние же годы эксплуатации, наоборот. Поскольку при этом собственники (акционеры, учредители) организации в первые годы работы предприятия получат доход в меньшем размере, чем в последние, то, данный вариант нужно утвердить не только приказом об учетной политике организации, но и протоколом заседания совета директоров.

При пропорциональном списании стоимости основных средств размер амортизационных отчислений зависит  только от объемов производства продукции, т.е. чем больше объемы произведенной продукции, тем больше и сумма амортизации.

Если администрация  организации стремится к интенсивному использованию объекта основных средств, то списание его стоимости  должно осуществляться либо по сумме  чисел лет срока полезного  использования, либо пропорционально объему продукции (работ).

Исходя из целей формирования учетной политики, ООО «МЕЛИРА» выбран линейный способ начисления амортизации  для целей бухгалтерского и налогового учета. Это дает возможность начислять  амортизацию одинаково для целей бухгалтерского и налогового учета (т.е. снижает трудоемкость ведения учета).

 При этом у исследуемой  организации сокращаются возможности  по оптимизации налоговых платежей.

Рассмотрим расчет амортизации  на примере объекта контейнер  металлический, инвентарный номер № 00000009. Объект относится к 4 группе со сроком эксплуатации от 5 до 7 лет по Классификации основных средств. Для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета руководителем организации установлен срок его полезного использования  года в бухгалтерском и налоговом учете 5 лет (срок минимальный из допустимого диапазона, поскольку объект приобретен бывшим в эксплуатации). Первоначальная стоимость объекта – 85680 рублей, приобретен в феврале 2002 года.

Годовая норма амортизации рассчитывается по формуле:

K = (1/n) x 100% = (1/5) х 100% = 20%            (2,1)

где K - норма амортизации  в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта  амортизируемого имущества;

n-срок полезного использования  данного объекта, выраженный в годах – по данному объекту 5 лет.

Сумма износа за год составляет:

А =  ОС * К / 100%   = 85680 * 20 / 100  = 17136 рублей     (2,2)

где А – сумма амортизации  за год,

ОС – первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств.

В регистрах бухгалтерского учета ежемесячно начисление отражается проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит 02 «Износ основных средств» на сумму 1428 рублей.

Регистром аналитического учета по начисленной амортизации  в ООО «МЕЛИРА» служит Отчет по основным средствам (Приложение 7), в котором по каждому объекту указывается: первоначальная стоимость, амортизация и остаточная стоимость на начало отчетного периода и на конец, а также сумма амортизации, исчисленная за отчетный период. Данные этой формы служат для составления бухгалтерского баланса. Отчет подготавливается автоматизированным способом.

Необходимо отметить, что применение метода по сумме чисел лет срока  полезного использования позволило  бы сократить платежи по налогу на имущество в первые годы эксплуатации объекта, а снижение налогового бремени также является одной из целей ООО «МЕЛИРА».

С 1 января 2006 года в состав амортизируемого имущества включены капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, которые  амортизируются в следующем порядке:

- капитальные вложения, стоимость которых возмещается  арендатору арендодателем, амортизируются  арендодателем в общем порядке,  установленном главой 25 НК РФ;

- капитальные вложения, произведенные арендатором с  согласия арендодателя, стоимость  которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока .полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом начисление амортизации  по амортизируемому имуществу в  виде капитальных вложений в объекты  арендованных основных средств начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.

По окончании срока  договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по амортизируемому  имуществу в виде капитальных  вложений в форме неотделимых  улучшений.

Однако, в случае, если долгосрочный договор аренды, будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.08.2006 № 03-03-04/1/640).

5. Порядок проведения  переоценки объектов основных средств.

По данному аспекту  организация вправе сделать выбор: производить либо нет переоценку основных средств.

Переоценка объекта  основных средств производится путем  пересчета его первоначальной стоимости  или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной  по состоянию на первое число отчетного  года переоценки объектов основных средств  подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской  отчетности предыдущего отчетного  года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Кроме того, результаты переоценки теперь должны относиться на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а не на счет 91 «Прочие доходы и расходы», как это было ранее.

Информация о работе Учетная политика предприятия