Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

В налоговом учете  организации, применяющей метод  начислений, дата признания расходов установлена ст.272 Налогового кодекса РФ. Указанная статья в течение срока действия 25 главы Налогового кодекса РФ неоднократно корректировалась. При этом, если в первоначальной редакции в налоговом учете был применим традиционный бухгалтерский способ признания доходов и расходов, то в действующей редакции категория расходов будущих периодов для целей налогообложения имеет принципиально иное значение, нежели в бухгалтерском учете. Если в бухгалтерском учете расходы будущих периодов определены ПБУ 10/99, то в налоговом учете категория расходов будущих периодов применима только для определенных видов расходов, прямо названным в главе 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете для отражения расходов будущих периодов предназначены отдельные аналитические регистры. Доходы будущих периодов в налоговом учете не отражаются.

Принцип соответствия расходов будущих периодов для бухгалтерского и налогового учета не применим и  расхождения в датах признания  доходов и расходов приводит к  возникновению временных разниц.

8. Принцип полноты.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий методом  сплошной регистрации (п.7 ПБУ 1/98).

Однако в налоговом  учете этот принцип не применим, поскольку отдельными статьями Налогового кодекса РФ определены доходы и расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, а, следовательно, не подлежащие отражению в налоговом учете.

9. Принцип своевременности.

Принцип своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Этот принцип также применим и в системе налогового учета.

10. Приоритет содержания  над формой.

Применение этого принципа подразумевает отражение в учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что приведенные принципы составления учетной политики для целей бухгалтерского учета подлежат применению и в системе налогообложения, хотя в некоторых ситуациях возникает несоответствие. Например, в отношении порядка отражения расходов и доходов будущих периодов.

При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета также утверждаются:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. При этом в рабочий план счетов должны быть включены все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, используемые организацией.  При формировании учетной политики на следующий год рабочий план счетов следует уточнить с учетом практики использования отдельных субсчетов второго и более низких порядков в предшествующем году. Кроме того, на структуру рабочего плана счетов могут повлиять требования вновь принятых Положений по бухгалтерскому учету (новых редакций ранее принятых ПБУ), а также необходимость организации налогового учета и, связанной с этим группировкой и детализацией учетной информации.
  2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Например, справка бухгалтера, акт приемки выполненных работ, услуг и т.д.
  3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Нормативного документа, который бы директивно определял сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и обязательств, в настоящее время не существует. Обязательным является проведение инвентаризации в случаях, указанных в п.2 ст.12 Закона о бухгалтерском учете. Причем результаты инвентаризации должны отражать состояние активов и обязательств по состоянию, не ранее, чем за три месяца до конца отчетного года. Сроки проведения других инвентаризаций или проверок не регламентируются. Если положение об инвентаризации выделено в отдельное приложение к учетной политике организации, его текст следует уточнить с учетом требований Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, в которых особенностям проведения инвентаризаций и проверок посвящен отдельный раздел. В частности, п.26 установлено, что следует создавать не только рабочие, но и постоянно действующие комиссии, в функции которых, помимо проведения периодических проверок, входит проверка количества, качества и ассортимента поступивших в организацию материально - производственных запасов, определение причин списания запасов, возможность использования отходов и возвратных материалов и т.п.
  4. Методы оценки активов и обязательств. Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст.11 Закона о бухгалтерском учете. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Более подробно методы оценки отдельных видов имущества в соответствующих Положениях по бухгалтерскому учету.
  5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации, определяются формой счетоводства, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса. Законодательными документами сформулированы лишь общие положения, которые должны быть выполнены при разработке данного раздела учетной политики. Например, в соответствии со ст.9 Закона о бухгалтерском учете должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документах. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером. Кроме того, эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до бухгалтерии).
  6. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов.
  7. Порядок контроля за хозяйственными операциями. Нормативные документы не устанавливают каких-либо конкретных требований к организации контроля за хозяйственными операциями. Некоторые требования по организации контроля сформулированы в Методических указаниях по учету материально-производственных запасов. При формировании системы внутреннего контроля в организации следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными инструкциями, сложившейся практикой, а также нормами иных нормативных документов.

А также другие решения, необходимые для организации  учета.

При формировании учетной  политики для целей налогового учета  также утверждаются:

  1. Формы первичных учетных документов для целей налогового учета, разрабатываются при отсутствии соответствующих унифицированных форм. Например, справка бухгалтера.
  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, сгруппированные в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, без отражения на счетах бухгалтерского учета. Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (статья 314 Налогового кодекса РФ).

В отличие от аналитических  регистров бухгалтерского учета, которые  только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета являются сводными формами, т.е. в них предполагается не детализировать, а обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы.  Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях. На основании данных аналитических регистров составляется расчет налоговой базы в налоговой декларации по налогу на прибыль. Причем данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета, но только в случае если порядок группировки и учета хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный главой 25 Налогового кодекса РФ, соответствует порядку группировки и отражения указанных операций в бухгалтерском учете.

Регистры и порядок  отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно. Однако на практике организации в качестве налоговых регистров зачастую используют регистры бухгалтерского учета, в необходимых случаях скорректированные для целей налогового учета. Это значительно упрощает  документооборот.

  1. Правила документооборота и технология обработки учетной информации в системе налогового учета.
  2. При наличии обособленных подразделений необходимо утвердить порядок ведения налогового учета обособленными подразделениями и представления данных налогового учета в головную организацию

Организация должна последовательно  придерживаться принятой учетной политики из года в год. Отчетным годом для  всех организаций является календарный  год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Налоговая политика вновь созданной организации оформляется до окончания налогового периода. Налоговым периодом практически для всех видов налогов является календарный год. В отдельных случаях (например, по НДС) – квартал, месяц.

Отдельные элементы учетной  политики в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета подлежат раскрытию  в пояснительной записке к  бухгалтерской отчетности организации. Так, согласно п.4 ст.13 Закона о бухгалтерском учете и раздела VI Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, в пояснительной записке по итогам отчетного года должна содержаться существенная информация о методах оценки статей бухгалтерской отчетности, а также о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случае, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

Иными словами, вышеуказанные  нормы системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета подчеркивают необходимость раскрытия принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, а не формирования учетной политики. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация также объявляет об изменениях, вносимых в свою учетную политику на следующий отчетный год.

Раскрывать учетную  политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.

Итак, при разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи.

1. Сделать бухгалтерский  учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности организации.

2. Создать оптимальную  систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные  направления минимизации налогов,  не противоречащие действующему  законодательству РФ.

4. Создать систему  организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному  и четкому документообороту и  учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.

    1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

 

Общество с ограниченной ответственностью «МЕЛИРА» создано 30 апреля 2001 года.

Имущество организации  является частной собственностью и  сформировано учредителями – физическими  лицами.

Осуществляемым видом деятельности организации является оптовая торговля продовольственными товарами.

В своей деятельности организация учитывает интересы потребителей, их требования к качеству товаров и услуг; свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, не противоречащих Уставу и законодательству Российской Федерации; самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, полученной в результате деятельности организации, оставшейся после уплаты налогов, обязательных платежей.

Управление организацией осуществляется директором, который  назначается собранием учредителей и им подотчетен.

Директор осуществляет свою деятельность на основании и  в соответствии с условиями трудового  контракта. По вопросам, отнесенным к  компетенции организации, руководитель действует на принципах единоначалия. Отношения работников и предприятия, возникшие на основе трудовых договоров (контрактов), регулируются законодательством Российской Федерации.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций  несет руководитель организации. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и руководствуется Учетной политикой для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения (Приложение 3,4). Он подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.

Информация о работе Учетная политика предприятия