Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа
Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.
Бухгалтерская отчетность ООО «МЕЛИРА» состоит из бухгалтерского баланса (Приложение 1), отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).
Основные показатели, характеризующие состав имущества организации и источники его образования, представлены в таблице 1.1, а показатели, характеризующие результаты финансово-хозяйственной деятельности, - в таблице 1.2.
Таблица 1.1
Основные показатели по составу имущества и источникам образования ООО «МЕЛИРА» в 2007 г, тыс.руб.
Показатель |
На 01.01.07 |
На 01.10.07 |
Абсол. измен. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основные средства |
829 |
814 |
-15 |
98,19 |
Запасы |
356 |
451 |
95 |
126,69 |
Дебиторская задолженность |
87 |
54 |
-33 |
62,07 |
Денежные средства |
15 |
49 |
34 |
326,67 |
Валюта баланса |
1303 |
1388 |
85 |
106,52 |
Уставный капитал |
1000 |
1000 |
0 |
100,00 |
Собственный капитал |
963 |
976 |
13 |
101,35 |
Краткосрочные займы |
100 |
150 |
50 |
150,00 |
Кредиторская задолженность |
240 |
262 |
22 |
109,17 |
Таблица 1.2
Основные показатели, характеризующие результаты финансово-экономической деятельности ООО «МЕЛИРА» в 2007 - 2008гг году, тыс.руб.
Показатель |
За 9 мес. 2007 |
За 9 мес. 2008 |
Абсол. измен. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации |
795 |
2236 |
1441 |
281,26 |
Расходы по обычным видам деятельности |
788 |
2097 |
1309 |
266,12 |
Прибыль от реализации |
7 |
139 |
132 |
1985,71 |
Чистая прибыль |
-37 |
13 |
50 |
По данным бухгалтерской отчетности за 9 месяцев можно сделать следующее аналитическое заключение.
Положительной оценки заслуживает факт значительного прироста доходов и прибыли, причем темп роста выручки опережает темп роста расходов (281% и 266% соответственно).
Имущество ООО «МЕЛИРА» на 58,6% (814/1388*10%) сформировано за счет иммобилизованных активов. Наиболее ликвидные активы – денежные средства – занимают в составе имущества организации незначительную долю, что оценивается отрицательно. Ситуацию усиливает то, что в составе обязательств организации наиболее срочная задолженность составляет 262 тыс.рублей на 01.10.2008.
Поэтому при использовании
денежных средств, имеющихся в наличии,
на погашение краткосрочной
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о
Общепринятые правила ведения бухгалтерского учета не означают полной унификации учетного процесса. Учетная политика должна быть ориентирована на индивидуальные специфические особенности коммерческой деятельности организации, касающиеся правил организации и ведения учета. Действующие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяют применять разнообразные варианты учета.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа (п.8 разд.II ПБУ 1/98) исходя из положений по бухгалтерского учету), а также документов, разъясняющих и дополняющих их.
В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета подчеркивается, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные этой Инструкцией.
Вышеуказанные нормы предоставляют организациям возможность для обоснованного отступления от установленных правил и формирования своей бухгалтерской учетной политики.
Вся совокупность способов бухгалтерского учета делится на:
-организационные (
- методические (определяющие условия учета).
В учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО « МЕЛИРА» (Приложение 3) в части организационных аспектов предусмотрены следующие элементы.
1. Назначение ответственного за ведение учета.
В соответствии со ст.6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
-ввести в штат должность
-передать на договорных
-вести бухгалтерский учет
Учетной политикой ООО « МЕЛИРА» установлено учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (Приложение 3). При этом ответственным за организацию бухгалтерского учета является руководитель организации.
2. Выбор формы счетоводства (системы
учетных регистров)
-единой журнально - ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
-журнально - ордерной
формы счетоводства для
-упрощенной формы
бухгалтерского учета (для
-мемориально - ордерной
(используется, как правило, в
бюджетных организациях, а также
государственных и
-автоматизированной (данная форма учета нормативными документами подробно не регламентирована, однако в последнее время применяется все в больших масштабах. При выборе данной формы следует учитывать требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета к оформлению первичных учетных документов. Так как при механизированной обработке бухгалтерской информации должно быть обеспечено создание копий на бумажных носителях, на стадии выбора бухгалтерской программы следует учитывать соответствие этих форм требованиям, установленным для учетных регистров бухгалтерского учета).
В ООО «МЕЛИРА» применяемая форма бухгалтерского учета – журнально-ордерная. Учетный процесс автоматизирован, используется программа 1С ( Приложение 3).
На данном этапе изучения учетной политики ООО «МЕЛИРА» необходимо отметить следующие недостатки:
1. В учетной политике
не обозначены учетные
2. Не указана периодичность
вывода на печать учетных
Таким образом, первый раздел учетной политики можно дополнить пунктом следующего содержания:
«В качестве учетных
регистров применяются журналы-
3. Формы первичных документов.
В учетной политике должно содержаться указание на использование тех или иных форм первичных документов, разработанных организацией самостоятельно, форма документа должна содержаться в приложении.
При применении унифицированных форм первичной документации допускаются некоторые отклонения от форм, включенных в официальные альбомы. Если изменения касаются только формата бланков, то в учетной политике организации это не отражается, но если предполагается включение в унифицированные формы дополнительных реквизитов, то это должно быть отдельно указано в учетной политике организации. При разработке и утверждении форм первичных документов, не предусмотренных альбомами унифицированных форм, следует учитывать требования ст.9 Закона о бухгалтерском учете, устанавливающей перечень обязательных реквизитов первичных документов.
Анализируемая организация
использует утвержденные формы, самостоятельно
разработанные первичные
4. Правила документооборота
и технология обработки
Правила документооборота
определяются формой бухгалтерского учета,
а также объемом
В соответствии со ст.9 Закона
о бухгалтерском учете при
определении правил документооборота
должен быть утвержден перечень лиц,
имеющих право подписи
При необходимости передоверить право подписи уполномоченному лицу данное лицо также должно быть указано в учетной политике. В этом случае речь идет, в первую очередь, о праве подписи банковских документов. В учетной политике нет необходимости указывать конкретную фамилию должностного лица, которое является уполномоченным - достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя по экономике). График документооборота должен содержать сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет.
При небольшом документообороте в содержании учетной политики можно оговорить сроки составления и представления документов либо утвердить график документооборота отдельно в виде приложения к учетной политике.
Если в момент утверждения
учетной политики решение о порядке
документооборота не принято, то можно
включить пункт следующего содержания:
«График документооборота утверждается отдельным организационно-
Наличие правильно составленного графика документооборота и его соблюдение позволяют рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учет и своевременно составлять отчетность.
Анализ первой части
учетной политики ООО «МЕЛИРА» выявил
отсутствие утвержденного установленным
образом графика
Анализ организационной структуры организации, технологических особенностей позволил разработать график документооборота, рекомендуемый к использованию в ООО «МЕЛИРА» (Приложение 5).
5. Особенности использования
тех или иных счетов
Эти особенности могут быть связаны, например, с введением новых счетов, не предусмотренных в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности, а также с отражением на том или ином счете активов и обязательств, не перечисленных в Инструкции к Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности. В учете ООО «МЕЛИРАг» таких особенностей нет.
6. Порядок проведения
инвентаризации активов и
Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены ст.12 Закона о бухгалтерском учете и п.п.26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.