Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

Налоговой политикой  ООО «МЕЛИРА» установлена оценка МПЗ методом ЛИФО, который позволяет увеличить себестоимость продукции, работ, услуг, сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По бухгалтерскому балансу же МПЗ будут отражаться по более низкой стоимости, что в свою очередь приведет к снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Но с 1 января 2008 года вступил в силу приказ Минфина  России от 26.03.2007 № 26н (зарегистрирован  в Минюсте России 12.04.2007 № 9285) «О внесении изменений в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету». Эти  изменения коснулись Положения  по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В соответствии с указанными изменениями при  отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых  по продажной стоимости) в производство и ином выбытии начиная с 2008 года такой способ их оценки как по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) использоваться не может.

В связи с  рассмотренными изменениями в учете  МПЗ рассматриваемой организации  потребуется уточнить учетную политику на 2008 год, а именно - выбрать соответствующий способ из разрешенных нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету для оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии (по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО) или по средней себестоимости), ранее оцениваемых по способу ЛИФО, и применять его при списании МПЗ начиная с января 2008 года.

2.3. В учетной политике для  целей налогообложения важно  закрепить и метод начисления  амортизации, определив критерий, по которому амортизируемое имущество можно объединить в группы для присвоения такой группе одного из двух методов:

-линейного метода (к  зданиям, сооружениям, передаточным  устройствам, входящим в восьмую  - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации);

-нелинейного метода.

Налоговая политика ООО  «МЕЛИРА» предусматривает использование  линейного метода начисления амортизации  для целей бухгалтерского и налогового учета.

По данному пункту расхождений между бухгалтерским  и налоговым учетом нет, поэтому  учетные регистры, формируемые в  системе бухгалтерского учета, используются для целей исчисления налога на прибыль.

Положительно оценивается  тот факт, что учетная политика ООО «МЕЛИРА» содержит дополнительные разъяснения о порядке учета амортизируемого имущества.

А именно, в учетной  политике указано, что срок полезного  использования, применяемые специальные  коэффициенты к норме амортизации определяются техническими специалистами по согласованию с главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Также утвержден регистр налогового учета амортизационных отчислений в приложении 3 к налоговой политике.

В момент принятия объекта  к учету, в приказе руководителя утверждается прямое или косвенное его использование по отношению к основным видам деятельности, что имеет важное значение, т.к. косвенные расходы признаются полностью  в течение налогового периода, а прямые распределяются на остаток незавершенного производства. Далее при начислении амортизации по каждому объекту в налоговом регистре указывается принадлежность объекта.

2.4. Статья 266 Налогового  кодекса РФ позволяет налогоплательщикам  сформировать резервы по сомнительным  долгам. Сумма такого резерва  не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик самостоятельно решает, создавать ему резервы по сомнительным долгам или нет. Создавать резерв целесообразно прежде всего налогоплательщикам, которые реализуют свои товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа и имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью.

Учетной политикой ООО  «МЕЛИРА» предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам. По результатам инвентаризации I квартала 2008 года (Приложение 11) организация создает резерв по сомнительным долгам. Выручка организации за I квартал 2008 года будет равна 783810 рублей (без НДС).

Сумма задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва  сомнительных долгов, исчисляется путем суммирования половины показателя графы 2 и показателя графы 3 регистра «Учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности» и составляет 88910 рублей (77020 рублей / 2 + 50400 рублей).

10 % выручки I квартала  равно: 78381 рублям. Поскольку организация имеет право на создание резерва в сумме, не превышающей 10 процентов выручки за I квартал 2005 года, то резерв создается в сумме 78381 рублей.

Регистр налогового учета  будет заполнен следующим образом.

Таблица 2.3

Регистр налогового учета

Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного периода

Налогоплательщик: ООО «МЕЛИРА»

ИНН:  5407252836

Период с 01.01.2008 по 30.03.2008

 

Наименование показателя

Сумма (руб.)

1

Задолженность со сроком погашения от 45, но до 90 дней (50% от суммы)

38510

2

Задолженность со сроком погашения более 90 дней

50400

3

Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета  резерва сомнительных долгов

88910

4

Выручка от реализации отчетного (налогового) периода

783810

5

10% выручки от реализации  отчетного (налогового) периода

78381

6

Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода 

88910

7

Неиспользованный остаток  резерва сомнительных долгов предыдущего  отчетного периода на отчетную дату

 

8

Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода

78381

9

Разница, учитываемая в составе  внерерализационных доходов отчетного  периода

 

 

Таблица 2.4

Регистр налогового учета

Регистр движения резерва  по сомнительным долгам

ООО «МЕЛИРА»

ИНН:  5407252836

Дата формиров.

Резерва

Сумма резерва

Размер безнадежных долгов

Использование резерва

Неиспользуемый остаток

Сумма превышения

30.03.2005

88910

10000

10000

78910

 

 

Исходя из изложенного становится ясно, что формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете между собой не взаимоувязано: в корне отличается процесс формирования резервов. Поэтому неизбежно возникает расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета по данному пункту, кроме случаев, когда формирование резервов не предусмотрено.

Таким образом, можно  сделать вывод, что учетная политика для целей налогообложения ООО  «МЕЛИРА» содержит все существенные элементы. Ее содержание направлено на максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета для того, чтобы соотношение затраты – эффективность ведения учета были наибольшими, однако для целей  налогообложения используются методы, направленные на экономию средств, а именно: начисление резерва по сомнительным долгам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изменение  в учетной политике ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Виды изменений в учетной политике ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Перед началом нового финансового  года каждая организация пересматривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего отчетного  периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной политике или положение об учетной политике).

Как показывает практика, изменение учетной политики организации  требует предельно внимательного  и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами организации; в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

На основании Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98  изменения в учетной политики организации производятся в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изменение учетной политики);

-разработки организацией  новых способов ведения бухгалтерского  учета (добровольное изменение  учетной политики);

-существенного изменения  условий деятельности (добровольное изменение учетной политики).

Как правило, все изменения  учетной политики должны вводится с 1 января текущего года (с начала финансового  года). При этом все изменения  утверждаются соответствующим организационно-распорядительным документом (основание: п.18 ПБУ 1/98). Следовательно, при изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику организации.

Итак, рассмотрим виды изменений  в учетной политике.

1. Обязательное изменение  учетной политики.

Производится при изменении  законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

1.1. Когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (организации следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике).

1.2. Когда в обязательном  порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (организации  следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять соответствующие иные способы).

Таким образом, изменение  учетной политики организации может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года), предусмотренный новым законодательством.

Последствия обязательного изменения  учетной политики отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики.

Например, в течение  последнее время вступили в силу изменения, внесенные Федеральными законами от 28 февраля 2006г № 28 –  ФЗ, от 27 июля 2006 №144-ФЗ и другие.

Так,  например, Федеральный закон № 144 –ФЗ внес существенные изменения в порядок учета расходов, принимаемых к налоговому учету в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

И поэтому, при формировании учетной политики для целей налогового учета необходимо ориентироваться  и на новые требования налогообложения.

2.  Добровольное изменение  учетной политики.

Добровольное изменение  учетной политики возможно при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета, в случае существенного изменения  условий хозяйственной деятельности.

2.1. Добровольное изменение  учетной политики при разработке  новых  способов ведения бухгалтерского  учета.

Решение о добровольном изменении учетной политики должно обеспечить более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, меньшую трудоемкость учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение  учетной политики можно считать  обоснованным.

Информация о работе Учетная политика предприятия