Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

В учетной политике для  целей налогообложения лучше  закреплять только те элементы, которые  нужны для ведения хозяйственной  деятельности. Нет необходимости  включать способы налогового учета  объектов, которые отсутствуют в  организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

В учетной налоговой  политике ООО «МЕЛИРА» (Приложение 4) правила ведения налогового учета сгруппированы в отдельных разделах по видам уплачиваемых налогов. Проанализируем содержание налоговой политики исследуемой организации с точки зрения полноты, соответствия требованиям Налогового кодекса РФ и ПБУ 1/98.

В части исчисления НДС в учетной политике ООО «МЕЛИРА» предусмотрены следующие аспекты.

1.Моментом определения  налоговой базы в п. 1 учетной  политике по данному вопросу   закреплен метод «по отгрузке». 

2. Вторым и не менее  важным элементом учетной политики  по НДС является учет особенностей налогообложения при различных операциях. А именно, в ст.149 Налогового кодекса РФ определен круг операций, не подлежащих налогообложению, а также для отдельных товаров установлены ставки налога 18%, 10%, 0%.

Налоговой политикой  ООО «МЕЛИРА» предусмотрен раздельный учет, что связано с применением разных ставок НДС по оптовой торговле – 10 % и 18%. Учетной политикой закреплено, что раздельный учет организуется с помощью выделения доходов и расходов по  счетам активов и обязательств с использованием аналитических счетов, что является первым уровнем аналитики и реализуется с помощью возможностей программы 1С.

  1. Определение сроков уплаты НДС:  ежеквартально.

 

При этом важно отметить, что с 2008г для всех плательщиков НДС (включая налоговых агентов) установлен единый налоговый период – квартал.

Итак, учетная политика по НДС у анализируемой организации  содержит все необходимые условия. Положительно оценивается также  тот факт, что учетная политика содержит порядок ведения книги  покупок и продаж. А именно, закреплено ведение книг в электронном виде. Перенос информации на бумажные носители осуществляется по окончании квартала перед составлением налоговой декларации.

В части исчисления налога на прибыль при составлении налоговой  политики необходимо предусмотреть следующие аспекты.

1. Определить вариант  организации и ведения налогового  учета. 

Налоговый кодекс РФ определил  ведение налогового учета только в части налога на прибыль. По остальным  налогам организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Так же, как и в бухгалтерском учете, в данном разделе учетной политики отражается прежде всего выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов.

Можно выделить две модели ведения учета в организации:

1. Единая система бухгалтерского  учета, в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая для корректного  определения величины налоговых обязательств, в том числе по налогу на прибыль, т.е. налоговый и бухгалтерский учет ведутся в рамках одного подразделения   - бухгалтерской службы.

2. Налоговый и бухгалтерский  учет ведутся параллельно (практически  независимо) различными службами. Т.е.  создается автономная система налогового учета.

Первый вариант ведения  налогового учета предполагает максимальное использование для целей исчисления налоговой базы данных бухгалтерского учета. Ведение отдельных регистров  налогового учета в этом случае необходимо только там, где налоговым законодательством предусмотрены иные, по сравнению с бухгалтерским законодательством, правила учета доходов, расходов и финансовых результатов. Такая система бухгалтерского учета может предусматривать дополнительные учетные процедуры в рамках ведения аналитического учета хозяйственных операций для достоверного определения налоговой базы.

При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами  налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера).

Сторонники разделения учета на две параллельные системы  обосновывают это следующим. Для  исчисления налоговых обязательств рассчитываются специальные показатели, которые используются в налоговых целях, например, понятие «Валовая прибыль». Используются особые, отличные от правил методологии бухгалтерского учета, методики для исчисления таких показателей.

Для корректировки финансовых результатов никаких дополнительных учетных записей на счетах бухгалтерского учета не производится. Так, например, стоимостные корректировки выручки от реализации продукции (работ, услуг), увеличивающие налогооблагаемую прибыль, в бухгалтерском учете не отражаются. Отрицательный результат от реализации (безвозмездной передачи) основных средств и иного имущества, отраженный на счетах бухгалтерского учета, для целей налогообложения не принимается и увеличивает налоговую базу.

Таким образом, данные бухгалтерского учета отражают реальное финансовое состояние организации, а вышеуказанные корректировки обусловлены исключительно фискальной направленностью правил налогового законодательства.

Можно выделить следующие  основные проблемы введения налогового учета:

  1. Повышение трудоемкости учетного процесса, дублирование учетных записей.
  2. Качество и объем налогового контроля.
  3. Обоснованность применения мер налоговой ответственности.

Из вышесказанного можно сделать  следующие выводы. Ситуация такова, что расхождения между бухгалтерскими и налоговыми данными будут всегда иметь место. Ведь бухгалтерский учет призван обеспечивать пользователей информацией, необходимой для принятия управленческих решений и потому должен быть нацелен на отражение объективной реальности хозяйственной жизни организации, его реального финансового положения.

Налоговое администрирование  преследует, прежде всего, фискальные интересы, и поскольку хозяйствующие  субъекты всегда будут стремиться к  минимизации налоговых издержек, государство в лице налоговых органов будет ограничивать и контролировать этот процесс.

Но этот факт сам по себе еще не означает необходимости  введения обособленной системы налогового учета, требующей значительных трудовых, временных затрат на обработку и  систематизацию данных. Между прочим, одним из требований к финансовому учету в мировой практике является оптимальное соотношение «затраты - результат» с учетом выполнения предъявляемых к учету и отчетности требований: выгода пользователей от получения учетной информации и отчетности не должна превышать затраты на ее получение и составление.

В силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того, чтобы  бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга, а налогоплательщики - организации вынуждены были значительно увеличить штаты сотрудников для того, чтобы обеспечить ведение сразу двух видов учета. 

Можно предположить, что  ведение единой системы учета  менее трудоемко, более надежно, и в силу этого наиболее целесообразно для применения. При этом надежность заключается в следующем. Бухгалтерский учет ведется с применением способа двойной записи, благодаря которой осуществляется контроль полноты отражения хозяйственных операций в учете через метод балансового обобщения. Налоговый же учет, организованный по рекомендациям МНС, не предусматривает использование этого инструмента. Поэтому получение данных налогового учета на базе бухгалтерского дает дополнительные гарантии полноты отражения информации в налоговых регистрах.

Таким образом, абсолютно  легитимным с одной стороны, и  более рациональным, с другой стороны, является создание единой системы бухгалтерского и налогового учета с применением  метода двойной записи.

В ООО «МЕЛИРА» в учетной политике выбран второй вариант организации налогового учета, а именно: регистрами налогового учета являются регистры бухгалтерского учета  в части, где доходы и расходы для целей бухгалтерского и налогового учета совпадают.

В случае расхождений на сумму расхождений составляется справка бухгалтера, на основании которой осуществляется корректировка данных бухгалтерского учета для формирования данных в целях налогообложения прибыли. Справка бухгалтера составляется по форме в соответствии с приложением 1 к учетной политике для целей налогообложения (Приложение 4).

На основании регистров бухгалтерского учета и справок бухгалтера составляется расчет налоговой базы в соответствии с приложением 2 к налоговой политике.

Ответственным за ведение налогового учета назначен главный бухгалтер, который за правильность его осуществления несет административную ответственность в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Положительным является тот факт, что в приложении к учетной  политике ООО «МЕЛИРА» на 2008 год утверждены первичные документы – акт реализации услуг и бухгалтерская справка, используемые для целей бухгалтерского и налогового учета. Такие бухгалтерские справки будут составляться по всем участкам учета и по всем видам доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

 Итак, менее трудоемко и не  менее эффективно в части формирования  необходимых показателей в Декларации  для данной  организации является  ведение налогового учета и  получения на его основе данных бухгалтерского учета. Регистрами налогового учета являются регистры бухгалтерского учета в части доходов и расходов, бухгалтерский и налоговый учет которых совпадает. Отклонения между бухгалтерским и налоговым значениями каждого объекта и в каждом налоговом периоде отражаются в виде разниц. Разницы определяются расчетным путем, исходя из сравнения данных бухгалтерского и налогового учета.

В этом случае на сумму расхождений  составляется справка, на основании  которой осуществляется корректировка  данных бухгалтерского учета для формирования данных в целях налогообложения прибыли. Справка составляется по форме в соответствии с приложением 1 к налоговой политике. На основании регистров бухгалтерского учета и справок составляется расчет налоговой базы в соответствии с приложением 2 к учетной политике.

Отмечу, что данная структура не преследует целей учета отложенных налогов, рекомендованных ПБУ 18/02.

2. Налоговая политика должна  содержать методические указания  по определению доходов и расходов  в целях налогового учета.

2.1. Налогоплательщики, сумма выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) которых без учета НДС  не превысила 1000000 руб. за каждый  квартал в среднем за предыдущие  четыре квартала, должны установить  в учетной политике момент  признания доходов и расходов (определение даты получения дохода или расхода).

Они вправе выбрать:

-метод начисления,

-кассовый метод. 

Те же, кто не соответствует этому  критерию, должны применять только метод начисления. Так как для  таких организаций выбор метода признания доходов и расходов гл.25 не предусмотрен, закреплять метод начисления в учетной политике нет необходимости.

При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они  имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Конечно, кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило, возникает только после  реального получения денежных средств. Но его применение сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного п.1 ст.273 Кодекса, в течение налогового периода налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Причем с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Налоговая политика ООО  «МЕЛИРА» содержит норму о применении метода начисления (Приложение 4).

По данному пункту расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, поэтому учетные регистры, формируемые в системе бухгалтерского учета, используются для целей исчисления налога на прибыль.

2.2. Организации  вправе самостоятельно  определить метод оценки сырья  и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров.

Порядок расчета и  применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусмотрен. Поэтому следует обращаться к нормам бухучета, так как институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Об этом гласит п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Учетная политика предприятия